ПСИХОАНАЛИЗ
ПСИХОАНАЛИЗ (греч, psyche душа + analysis разложение, разбор) — разработанный 3. Фрейдом метод изучения неосознаваемых психических процессов, одновременно выступающий в качестве психотерапевтической процедуры, суть к-рой заключается в анализе ассоциаций, сновидений, ошибочных действий (описок при письме, оговорок и т. п.) с целью восстановления в сознании психотравмирующих ситуаций, вытесненных в бессознательное и являющихся, с точки зрения психоаналитиков, причиной различных заболеваний. Иногда термин «психоанализ» используется для обозначения неоднородного комплекса теорий и гипотез, разработанных 3. Фрейдом и его последователями для объяснения роли бессознательных психических процессов в формировании психики человека и ее нарушений. В этом двойном значении П. следует отличать от фрейдизма (см.), претендующего на роль общенаучного мировоззрения и пытающегося решить философские, социологические, искусствоведческие и другие научные проблемы с помощью психоаналитической концепции.
На формирование П. значительное влияние оказал П. Жане, высказавший ряд идей о роли бессознательного в психической деятельности человека, а также Ж. Шарко, изучавший гипноз и его роль в лечении психических расстройств, не связанных с органическим поражением головного мозга; 3. Фрейд нек-рое время учился у Ж. Шарко.
П. возник в результате модификации 3. Фрейдом метода лечения истерии, предложенного венским врачом Брейером (J. Breuer) в 1880— 1882 гг. Этот метод основывался на феномене катарсиса (очищении души) , который представляет собой освобождение пациента от болезненных симптомов в процессе воспроизведения им в состоянии гипноза переживаний, в прошлом оказавших травмирующее воздействие на его психику. С помощью метода катарсиса Брейеру удалось на время устранить болезненные симптомы у пациентки, страдающей истерией.
В результате совместной работы 3. Фрейд и Брейер сформулировали концепцию патогенеза истерии, согласно к-рой болезнь развивается в силу «задержки» психотравмирующих переживаний в сфере бессознательного и возникновения на их основе «истерической конверсии», т. е. изменения течения аффективного процесса и направления аффекта по пути, приводящему к патол, отклонению от нормальных проявлений душевных переживаний. Симптом в такой ситуации играет роль символического замещения аффекта, вытесненного в бессознательное.
Впоследствии 3. Фрейд отказался от гипноза, заменив его методом «свободных ассоциаций», заключающимся в произвольном изложении пациентом своих мыслей, дающих врачу материал для установления связи между прошлыми патогенными ситуациями, переживания которых вытеснены в сферу бессознательного, и свидетельствующими о них симптомами болезни.
Согласно 3. Фрейду, основным видом психотравмирующих аффектов, подвергающихся вытеснению, являются сексуальные переживания, связанные с периодом детства, когда складываются первые представления о запретном. Эти идеи 3. Фрейд развивал в работах, посвященных формированию детской сексуальности, в частности комплекса Электры у девочек (враждебного чувства дочери к матери, обусловленного тем, что она якобы мешает безраздельно владеть отцом) и комплекса Эдипа у мальчиков, суть к-рого состоит в том, что мальчик будто бы постоянно испытывает эротическое влечение к своей матери и видит вследствие этого в отце соперника. Древнегреческий миф о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на собственной матери, воспринимался 3. Фрейдом как подтверждение идеи о существовании сексуальных комплексов, присущих человеку. Эдипов комплекс трактовался как извечно данный, оказывающий решающее влияние не только на возникновение расстройств, но и на становление человеческой культуры в целом.
Травмирующие психику переживания возникают вследствие внутреннего конфликта в результате несовместимости сексуальных желаний ребенка с этическими нормами и идеалами. Разрешение конфликтов осуществляется путем вытеснения представлений об этих желаниях из сознания в сферу бессознательного. Такое вытеснение является защитой психики человека от прямого воздействия на нее запретных желаний. Однако будучи вытесненными и устраненными из сознания запретные желания не исчезают бесследно, а, оставаясь в бессознательном, как бы ждут благоприятного случая, чтобы в завуалированной форме вновь заявить о себе. Временное разрешение внутренних конфликтов оборачивается постоянными терзаниями личности, к-рая не осознает истинных причин своих страданий, что в некоторых случаях приводит к неврозу (см.).
В соответствии с подобным пониманием патогенеза психических расстройств психоаналитическое лечение рассматривалось 3. Фрейдом как продолжение воспитания для устранения «остатков» детства, явившихся источником невротического заболевания.
Метод П. заключается в том, чтобы, преодолев психологическое сопротивление больного, перевести вытесненный патогенный материал в сознание пациента и тем самым помочь ему разрешить внутренние конфликты путем сознательного овладения своими желаниями, непосредственного их удовлетворения (если это не противоречит социальным нормам) или сублимацией, т. е. переключением их на другие, более приемлемые в социальном отношении, цели. Техническими средствами П. служат выявление и анализ патогенного материала, получаемого врачом в процессе расшифровки «свободных ассоциаций», толкования сновидений, изучения ошибочных действий (описки, оговорки и иные промахи) и овладения «трансфером» (перенос в процессе беседы пациентом на врача, играющего роль «катализатора», своих аффективных потребностей — эротических или враждебных чувств) с тем, чтобы направить речь пациента в определенное русло и этим способствовать психотерапевтическим целям.
Несовершенство П. как психотерапевтического метода, а также произвольность его теоретических положений достаточно быстро привели к процессу идейного расслоения среди сторонников концепции 3. Фрейда, особенно усилившегося после его смерти. Переосмысление концепции 3. Фрейда происходило по многим направлениям. В частности, ряд бывших учеников 3. Фрейда подвергли сомнению ведущую роль сексуальных влечений в становлении психики и развитии неврозов. Так, с точки зрения Адлера (A. Adler) — основателя так наз. индивидуальной психологии, в основе невротических расстройств лежит «комплекс неполноценности» — противоречие между присущим каждому человеку стремлением к власти и возможностями ее реализации. «Невротик», по мнению Адлера, существо физически неполноценное, поэтому он пытается «сверхкомпенсировать» свою неполноценность, напр, в форме патол, агрессивности. Другой ученик 3. Фрейда Юнг (C. G. Jung) — основатель так наз. глубинной психологии — ввел представление об «архетипах» — особых психических структурах, составляющих содержание «коллективного бессознательного», лежащего в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок, а также психических нарушений (напр., бреда).
Биологизм основных положений 3. Фрейда пытался преодолеть Фромм (E. Fromm), согласно к-рому сфера бессознательного формируется под воздействием окружающей социальной среды, а невроз есть прямой результат неадекватных реакций индивида на противоречия общественной жизни. Характерно, что Фромм (как и некоторые другие фрейдисты) для обоснования своих концепций использовал ряд положений марксизма, однако, в неадекватной и односторонней форме.
Интенсивное развитие во второй половине 20 в. лингвистики и этнографии позволило нек-рым психоаналитикам применить новейшие достижения в этих областях научного познания для уточнения ряда теоретических положений П. Так, создатель «структурного психоанализа» Лакан (J. Lacan) исследовал содержание психических комплексов с точки зрения их символического выражения в различных структурах языка.
После периода широкой популярности П. среди зарубежных психиатров, психоаналитическая теория и терапия стали утрачивать свой престиж. По свидетельству амер. психиатра Лифа (H. Lief), в 1948 г. почти каждый врач-психиатр в США хотел стать психоаналитиком; характерно, что в 1960 г., по данным Келмена (H. Kelman), — лишь один из семи, а в 1968 г.— один из двадцати.
Падение престижа психоаналитической теории и терапии не означает, что психоаналитическое учение в целом утратило свое идейное влияние за рубежом. Необходимо учитывать, что многие западные критики фрейдовского П. выступают не против П. вообще, а только против наиболее сомнительных с точки зрения теории и практики психоаналитических идей и терапевтических приемов.
Наличие многочисленных школ в П. обусловливает большое разнообразие методов и технических приемов лечения заболеваний психогенного характера, используемых зарубежными психоаналитиками. Однако, несмотря на применение новых терапевтических средств в рамках П., ряд психоаналитиков, напр. Уиттелс (F. Wittels) и Уэртис (I. Wortis), вынуждены признать, что психоаналитические процедуры — это скорее не сама терапия, а лишь подготовка к ней. Сам 3. Фрейд неоднократно указывал на пределы и ограничения терапевтической ценности П. Некоторые его последователи пришли к выводу, что П. оказывается эффективным лишь при лечении больных истерией с ярко выраженными фобиями. При лечении других видов психических расстройств П. значительно уступает иным формам психотерапии (см.).
Отношение к психоанализу в СССР и дореволюционной России
Распространение П. в дореволюционной России началось примерно с 1908 г. Сторонниками и пропагандистами фрейдистского учения была группа психологов, психиатров и врачей других специальностей, принимавших участие в работе издававшегося с 1910 по 1914 г. журнала «Психотерапия. Обозрение вопросов психического лечения и прикладной психологии». В их числе были H. Е. Осипов, Н. А. Вырубов, О. Б. Фельцман, М. М. Асатиани и др. В этот период переведены на русский язык основные сочинения 3*. Фрейда «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Леонардо да Винчи», «О психоанализе». «Психологические этюды» и др. Сторонники 3. Фрейда в дореволюционной России подчеркивали значение П. как метода лечения неврозов. Разделяя взгляды 3. Фрейда на психический механизм вытеснения, на роль осознания вытесненного материала в лечении психических заболеваний, отечественные врачи-психоаналитики, напр. H. Е. Осипов и А. Б. Залкинд, вместе с тем подчеркивали узость и ограниченность его концепции сексуальной этиологии неврозов.
Психоанализу в России всегда противостояли материалистические традиции отечественной экспериментальной физиологии (см.) и клинической медицины, основоположниками которых были И. М. Сеченов, И. П. Павлов, С.. П. Боткин и др. Психофизиологический дуализм, идея автономии психического как некоего душевного состояния человека, обусловленного инстинктивными бессознательными влечениями, оказались глубоко чуждыми духу русской медицины. Так, И. П. Павлов неоднократно выступал с критикой идей 3. Фрейда, к-рого считал не столько ученым-исследователем, сколько основателем своеобразной, чрезвычайно модной и влиятельной «эрзацрелигии». Поэтому, даже в годы стремительного нарастания популярности идей П. за рубежом, они не оказали сколько-нибудь значительного влияния на отечественную психологию и медицину.
После Великой Октябрьской социалистической революции интерес к П. наблюдался в 20-е гг. Первыми пропагандистами и сторонниками фрейдизма в советской России были деятели Русского психоаналитического об-ва: Й. Д. Ермаков, М. В. Вульф, Я. М. Коган и др. Они поддерживали связи с зарубежными психоаналитиками, осуществляли перевод и издание фрейдистской литературы. Это об-во объединяло группы психоаналитиков в Москве, Казани, Одессе и других городах.
Начиная с 1923 г. публикуется множество статей, книг, где популярно излагаются основные идеи П. и рассматриваются возможности его объединения с марксизмом. Раздаются призывы реформировать психологию, медицину и педагогику на базе фрейдистского учения, объединить П. с рефлексологией В. М. Бехтерева, исследовать исходные методологические принципы психоаналитического учения в свете диалектического материализма. А. П. Варьяш, А. Б. Залкинд, М. А. Рейснер высказывают мысль о необходимости «дополнить» марксизм психоанализом. Попытки ревизии марксизма на базе П. в 1925— 1927 гг. были подвергнуты критике в ряде работ советских философов и психологов: Л. С, Выготского, Г. К. Баммеля, В. Н. Волошинова и др. Критическую позицию по отношению к П. занимали в этот период представители мед. науки, напр. В. М. Гаккебуш и М. И. Астваца-туров, которые указали на ряд существенных изъянов П. как общей теории и метода лечения неврозов.
Биологизация человека, истолкование сексуального влечения как важнейшего стимула поведения и причины неврозов, пренебрежение общепринятыми в науке способами и методами исследования предопределили в 30—40 гг. негативное отношение советской науки к П. Вместе с критикой фрейдистских концепций была отвергнута и вся проблематика, связанная с именем 3. Фрейда (изучение неосознаваемых влечений, потребностей, вопросы полового воспитания и т. д.). Начиная с 60-х гг. эти проблемы получают научную разработку с применением объективных методов исследования.
Бессознательное как реальный компонент активности психофизиологии мозга глубоко изучается в советской науке на основе павловской теории нервизма, учения о в. н. д. Значительный вклад в разработку этой проблемы внесли работы П. К. Анохина, Н. П. Бехтеревой, Э. А. Костандова, П. В. Симонова, К. В. Судакова и др.
Психологические механизмы неосознаваемой психической деятельности разрабатываются с точки зрения теории установки (см.), выдвинутой Д. Н. Узнадзе.
Библиография: Бассин Ф. В. Проблема «бессознательного», М., 1968, библиогр.; Бассин Ф. В. и Рожнов В. Е. О современном подходе к проблеме неосознаваемой психической деятельности (бессознательного), Вопр. философии, № ю, с. 94, 1975; Бессознательное: природа, функции, методы исследования, под ред. А. С. Прангишвили и др., т. 1—3, Тбилиси, 1978; Клеман К. Б., Брю-н о П. и С э в Л. Марксистская критика психоанализа, пер. с франц., М., 1976; К у р ц и н И. Т. Критика фрейдизма в медицине и физиологии, М.— Л., 1965, библиогр.; Л е й б и н В. М. Психоанализ и философия неофрейдизма, М., 1977; Павловские клинические среды, под ред. К. М. Быкова, т. 1—2, М.— Л., 1954—1955; Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ, пер. с нем., т. 1—2, М., 1922; он же, Основные психологические теории в психоанализе, пер. с нем., М.— Пг., 1923; Хрестоматия по истории психологии, Период открытого кризиса (начало 10-х годов — середина 30-х годов XX в.), под ред. П. Я. Гальперина и А. Н. Ждан, с. 148, М., 1980; Ш е р т о к Л. Непознанное в психике человека, пер. с франц. М., 1982; The experimental study of Freudian theories, ed. by H. Eysenck a. G. Wilson, L., 1973; Fisher S. a. Greenberg R. The scientific credibility of Freud’s theories and therapy, N. Y., 1977, bibliogr.; Kline P. Fact and fantasy in Freudian theory, L., 1972, bibliogr.; Psychoanalysis in present-day psychiatry, ed. by I. Galdston, N. Y., 1969.
В. М. Лейбин, М. С. Кельнер.