СЕРВЕТ Мигель
СЕРВЕТ Мигель (Servet Miguel; 1509 или 1511—1553) — испанский мыслитель и врач.
Гуманистическая атмосфера эпохи Возрождения способствовала формированию неортодоксального мировоззрения, разносторонности и широте интересов М. Сер-вета. Он изучал право, географию и теологию, снача-. ла в Сарагосе, затем в Тулузском ун-те. После окончания ун-та в 1529 г. М. Сервет переехал в Германию, где познакомился с вождем немецкой реформации Мартином Лютером (М. Luther). Это знакомство побудило его к анализу основ протестантского учения, сравнению его с католицизмом. В книге «Ошибочность троичности», изданной в 1531 г., он доказывал необходимость отказаться от догмата троичности божества как основы христианского вероучения. За эти взгляды М. Сервет подвергся нападкам и преследованиям в Германии, а его книга была предана огню как еретическая.
Переселившись в 1535 г. во Францию, М. Сервет издал «Географию» Птолемея и библию, снабдив их своими комментариями. С 1536 по 1538 г. изучал медицину на мед. ф-те Парижского ун-та и начал заниматься медицинской практикой, не оставляя вместе с тем своих богословских занятий.
В 1553 г. М. Сервет анонимно издал- свой основной труд «Восстановление христианства», в к-ром изложил целостную картину мира. Опираясь на традиции флорентийской платоновской Академии, он отождествлял бога со всеобщей природой вещей. Традиционному дуализму христианского богословия, отделяющего бога от мира, творца от творения, он противопоставлял в зачаточном виде идею внутреннего единства космоса. При этом важнейшим, центральным звеном всей картины космического мировоззрения М. Сервета был человек во всем многообразии его природных и духовных качеств. Человеческая природа рассматривалась М. Сер-ветом как высшее и наиболее значительное божественное творение, в к-ром собственно и происходит слияние высшего начала, бога, с низшей ступенью бытия — природой. Решая вопрос о происхождении «живого духа» человека, М. Сервет в то же время решал и анатомо-физиоло-гические проблемы. Ему принадлежит величайшее открытие — он доказал существование малого круга кровообращения. Он опроверг мнение К. Галена о просачивании крови из левой половины сердца в правую через небольшие отверстия, якобы имеющиеся в перегородке между предсердиями, и впервые дал верное представление о путях движения крови по ветвям легочной артерии из правого желудочка сердца в легкое и далее по ветвям легочных вен в левое предсердие. М. Сервет гениально предугадал физиол. значение кровообращения» по малому кругу и процессов, происходящих в легочной ткани. Он утверждал, что в легких происходит удаление из крови «сажи» и насыщение ее «свежим воздухом», в результате чего образуется «жизненный дух», являющийся источником всех движений организма.
Исследуя космогонические проблемы мироздания, М. Сервет включает в теологически окрашенную картину мира элементы конкретнонаучного, физиологического знания. Тем самым идеи М. Сервета подрывали основы схоластической картины мира, что не могло не навлечь на него нападок со стороны как католиков, так и протестантов. По определению Ф. Энгельса, — он был видным деятелем революционного естествознания эпохи Возрождения. М. Сервет отказался отречься от своих взглядов, за что был сожжен 27 октября 1553 г. в Женеве вместе со своей книгой.
Физиологические и философские идеи М. Сервета нашли развитие в работах Бруно (G. Bruno) и Чезальпино (A. Cesalpino), явились мировоззренческой и методологической базой коренного переворота в истории медицины, к-рый связан с именами Р. Декарта и У. Гарвея, заложивших основы экспериментального естествознания Нового времени.
Сочинения: Christianismi restitutio, Vienne, 1553.
Библиография: Будрин Е. Михаил Сервет и его время, Казань, 1878; Д и о-н е с о в С. М. Мигель Сервет, из истории физиологических наук, Физиол. шурн. СССР, т. 64, № 2, с. 253, 1978; Федоровский Г. Шеренги великих медиков, пер. с польск., с. 27, Варшава, 1975; Bainton R. Н. Hunter heretic, The life and death of Michael Servetus, 1511 — 1553, Boston, 1960, bibliogr.; S 1 i w i n-ski S. Miquel Serveto (1511 — 1553)—, odkrywca plucnego kr^zenia krwi, Wiad. lek., t. 33, s. 589, 1980, bibliogr.
В. И. Тищенко.