Медицинская энциклопедия

КИСЛОРОДНО-ДЫХАТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА

КИСЛОРОДНО-ДЫХАТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА — устройства, обеспечивающие подачу кислорода или дыхательной смеси в условиях, не пригодных для дыхания (под водой, при наличии в воздухе ОВ), при недостаточном парциальном давлении кислорода в окружающей среде, а также при лечении некоторых видов кислородной недостаточности.

Существуют фильтрующие, изолирующие, кондиционирующие и смешанного типа кислородно-дыхательные аппараты. В зависимости от условий используют тот или иной тип аппарата. Фильтрующие аппараты применяют при наличии в воздухе вредных для организма веществ в виде газов, аэрозолей и др. Если концентрация вредных веществ превышает поглотительную способность фильтра, используют изолирующие аппараты; этот тип К.-д. а. пригоден и для дыхания под водой. Кондиционирующие аппараты применяют для компенсации недостаточности кислорода в атмосферном воздухе на высоте более 3000 м, а также для лечения некоторых видов гипоксии (см.).

Среди кислородно-дыхательной аппаратуры имеются аппараты, подающие атмосферный воздух, и аппараты, подающие дыхательные газы из дополнительных источников — кислородных баллонов, газификаторов жидкого кислорода (сосуд Дьюара) и хим. источников. В качестве Дополнительного источника кислорода чаще применяют кислородные баллоны. Основным преимуществом их по сравнению с другими источниками является то, что кислород, находящийся в них в сжатом состоянии, сохраняется неограниченно длительное время. Снижение давления кислорода до рабочей величины и поддержание его на постоянном уровне обеспечивается кислородным редуктором, имеющим предохранительный клапан. Редуктор снабжен кислородным манометром, показывающим величину давления газа в баллоне (манометр высокого давления); для определения давления газа при выходе из редуктора предназначен манометр низкого давления.

Рис. 1. Схема действия кислородно-дыхательных аппаратов с полуоткрытым (а) и закрытым (б — изображена часть аппарата) контурами дыхания: кислород из источника 1 и инертный газ из источника 2 (в аппаратах с полуоткрытым контуром дыхания — атмосферный воздух) поступают в дозатор (3), образуя дыхательную смесь» и далее через блок подачи дыхательной смеси (4), дыхательный мешок (5), увлажнитель (6), клапан вдоха (7) и маску с обтуратором (8) — попадает в дыхательные органы, затем через клапан выдоха (9) выделяется в окружающую среду; клапаны разгерметизации (10, в аппарате с закрытым контуром дыхания — 12) предотвращают создание в системе избыточного давления или разрежения. В аппарате с закрытым контуром дыхания выдыхаемый воздух перед поступлением в дыхательный мешок преходит через абсорбер (11), содержащий поглотитель углекислоты.

Рис. 1. Схема действия кислородно-дыхательных аппаратов с полуоткрытым (а) и закрытым (б — изображена часть аппарата) контурами дыхания: кислород из источника 1 и инертный газ из источника 2 (в аппаратах с полуоткрытым контуром дыхания — атмосферный воздух) поступают в дозатор (3), образуя дыхательную смесь» и далее через блок подачи дыхательной смеси (4), дыхательный мешок (5), увлажнитель (6), клапан вдоха (7) и маску с обтуратором (8) — попадает в дыхательные органы, затем через клапан выдоха (9) выделяется в окружающую среду; клапаны разгерметизации (10, в аппарате с закрытым контуром дыхания — 12) предотвращают создание в системе избыточного давления или разрежения. В аппарате с закрытым контуром дыхания выдыхаемый воздух перед поступлением в дыхательный мешок преходит через абсорбер (11), содержащий поглотитель углекислоты.

Рис. 2. Схема действия легочного автомата. Дыхательный газ поступает в автомат (2) по входной магистрали (1) и подходит к подпружиненному клапану (3); пружина обозначена точками. Одновременно газ проходит по трубопроводу (15) и через переменный дроссель (12) поступает в полость (16) пневмоусилителя; далее через сопло (17) в полость (18) и по трубопроводу (7) — в дыхательный мешок (движение газа указано стрелкой). При вдохе под действием разрежения, возникающего в дыхательном мешке и в полости (18) пневмоусилителя, мембрана (13) перемещается вверх и клапан (11) перекрывает сопло (17). При этом в полости (16) пневмоусилителя повышается давление, под действием которого мембрана (10) перемещает вверх шток (9), подпружиненный клапан (3) открывается и дыхательный газ по выходной магистрали (8) и каналу (4) через инжектор (6) и делитель потока (5) поступает в дыхательный мешок и затем в дыхательные пути. Величина разрежений, создаваемая инжектором (6 ) в полости (18), достаточна для удержания мембраны (13) и клапана (11) в верхнем положении, при котором подпружиненный клапан (3) постоянно открыт при вдохе, благодаря чему подача га а для дыхания осуществляется в момент вдоха непрерывно и с малым сопротивлением дыханию. Давление из дыхательного мешка распространяется в полость (18) пневмоусилителя, мембрана (13) перемещается вниз и клапан (11) отходит от сопла (17). При этом давление в полости (16) падает и подпружиненный клапан (3) закрывается. Подача газа в дыхательный мешок прекращается до следующего вдоха. Клапан разгерметизации (14) служит для подсоса атмосферного во духа при форсированном вдохе или прекращении подачи кислорода.

Рис. 2. Схема действия легочного автомата. Дыхательный газ поступает в автомат (2) по входной магистрали (1) и подходит к подпружиненному клапану (3); пружина обозначена точками. Одновременно газ проходит по трубопроводу (15) и через переменный дроссель (12) поступает в полость (16) пневмоусилителя; далее через сопло (17) в полость (18) и по трубопроводу (7) — в дыхательный мешок (движение газа указано стрелкой). При вдохе под действием разрежения, возникающего в дыхательном мешке и в полости (18) пневмоусилителя, мембрана (13) перемещается вверх и клапан (11) перекрывает сопло (17). При этом в полости (16) пневмоусилителя повышается давление, под действием которого мембрана (10) перемещает вверх шток (9), подпружиненный клапан (3) открывается и дыхательный газ по выходной магистрали (8) и каналу (4) через инжектор (6) и делитель потока (5) поступает в дыхательный мешок и затем в дыхательные пути. Величина разрежений, создаваемая инжектором (6 ) в полости (18), достаточна для удержания мембраны (13) и клапана (11) в верхнем положении, при котором подпружиненный клапан (3) постоянно открыт при вдохе, благодаря чему подача га а для дыхания осуществляется в момент вдоха непрерывно и с малым сопротивлением дыханию. Давление из дыхательного мешка распространяется в полость (18) пневмоусилителя, мембрана (13) перемещается вниз и клапан (11) отходит от сопла (17). При этом давление в полости (16) падает и подпружиненный клапан (3) закрывается. Подача газа в дыхательный мешок прекращается до следующего вдоха. Клапан разгерметизации (14) служит для подсоса атмосферного во духа при форсированном вдохе или прекращении подачи кислорода.

Кислородно-дыхательные аппараты, подающие атмосферный воздух, имеют открытый контур дыхания; аппараты, осуществляющие подачу кислорода (дыхательной смеси) из дополнительных источников,— полуоткрытый или закрытый контур. Особенность аппаратов с открытым контуром дыхания заключается в том, что вдыхаемый газ поступает в них из атмосферы, а выдыхаемый выводится также в атмосферу. В аппаратах с полуоткрытым контуром дыхания, использующих дыхательные газы из дополнительных источников, выдыхаемый газ выводится в атмосферу (рис. 1, а). Аппараты с закрытым контуром дыхания представляют собой замкнутую систему, в к-рой дыхательный газ циркулирует из аппарата в дыхательные пути и снова в аппарат, проходя через абсорбер — поглотитель углекислоты (рис. 1, б). По сравнению с аппаратами, имеющими полуоткрытый контур, аппараты с закрытым контуром дыхания расходуют кислород более экономно, но требуют обязательной продувки дыхательного мешка с целью удаления из него избыточного азота, поступающего с кислородом из баллона. Формирование дыхательной смеси в аппаратах с полуоткрытым и закрытым контурами происходит в различных дозаторах, обеспечивающих определенное соотношение ее компонентов. Наиболее распространенные дыхательные смеси — кислородно-воздушные; широко применяются и кислородно-гелиевые смеси; иногда в дыхательную смесь добавляют до 5% двуокиси углерода для возбуждения дыхательного центра с целью увеличения минутного объема вентиляции легких.

По способу подачи кислорода (дыхательной смеси) различают аппараты с непрерывной подачей и аппараты с прерывистой (легочно-автоматической) подачей. При непрерывной подаче кислород (дыхательная смесь) поступает от источника к органам дыхания с постоянной объемной скоростью. При этом величина объемной скорости кислорода должна быть прямо пропорциональна минутному объему вентиляции легких. Применение дыхательного мешка позволяет значительно сэкономить расход кислорода. В аппаратах с легочно-автоматической подачей поступление кислорода (дыхательной смеси) в дыхательные пути обеспечивается лишь в момент вдоха (рис. 2). Чтобы предотвратить высушивание дыхательных путей, в кислородно-дыхательных аппаратах предусмотрены увлажнители различных конструкций; наиболее удобны увлажнители с водными аэрозолями, получаемыми при помощи пневматических или ультразвуковых генераторов.

Сообщение аппарата с дыхательными путями осуществляется через шлем, кислородную маску, герметически закрепляющуюся на лице с помощью обтуратора, мундштук с загубником, носовые канюли, катетеры и т. п.

В соответствии с назначением различают подводные, высотные и наземные кислородно-дыхательные аппараты.

Для дыхания под водой используют только изолирующие аппараты, гл. обр. с полуоткрытым контуром дыхания. Это, напр., шланговый аппарат с принудительной подачей воздуха, нагнетаемого с поверхности при помощи компрессора. Для дыхания на большой глубине Применяют специальные смеси, напр, кислородно-гелиевые. На небольшой глубине (порядка 10—40 м), используют аппараты с легочно-автоматической подачей воздуха типа «Подводник)).

Высотные кислородно-дыхательные аппараты применяют при пониженном атмосферном давлении, обусловливающем снижение парциального давления кислорода в атмосферном воздухе и кислородное голодание, начиная с зоны неполной компенсации (выше 3000 м). В этих условиях используют гл. обр. кондиционирующие аппараты с полуоткрытым контуром дыхания и легочно-автоматической подачей дыхательной смеси. В авиации используется особый тип К.-д. а., обеспечивающий возможность полетов на высоте более 12 000 м.

Рис. 3. Изолирующий регенеративный кислородно-дыхательный аппарат — «Донбасс-2».

Рис. 3. Изолирующий регенеративный кислородно-дыхательный аппарат — «Донбасс-2».

Наземная К.-д. а. включает фильтрующие, изолирующие и кондиционирующие аппараты. Все фильтрующие аппараты имеют открытый контур дыхания. К ним относятся и фильтрующие противогазы, задерживающие вредные газы, пары и аэрозоли (напр., гопколитовый противогаз, задерживающий угарный газ). Примером изолирующего кислородно-дыхательного аппарата является самовсасывающий аппарат, состоящий из маски и длинного шланга. Его применяют при работе в резервуарах (емкостях), содержащих вредные пары или газы. Аппарат имеет открытый контур дыхания, свободный конец шланга размещается за пределами резервуара. К группе изолирующих аппаратов относятся и противогазы с закрытым контуром дыхания (регенеративные), использующие дополнительные источники кислорода (рис. 3). Их широко применяют при работе в шахтах и на рудниках, а также при проведении спасательных работ. Значительная группа кислородно-дыхательных аппаратов предназначена для кислородной терапии (см.) на дому, в условиях поликлиники и в стационаре, а также в военно-полевых условиях. Аппараты для кислородной терапии имеют полуоткрытый или закрытый контур дыхания; источником кислорода в них являются баллоны или системы централизованной разводки мед. газов (в последнем случае используются транспортные баллоны емкостью 40 л или жидкий кислород). В тех случаях, когда кислородная терапия проводится в условиях заражения атмосферы вредными веществами, подсасываемый в аппарат воздух пропускают через фильтр противогаза. Простейшим устройством, предназначенным для кислородной терапии, является кислородная подушка, представляющая собой эластичную емкость, заполненную кислородом и снабженную запорным краном и воронкой (мундштуком). Запас кислорода в подушке рассчитан на несколько минут дыхания.

Наиболее широко распространены кислородные ингаляторы — аппараты с полуоткрытым или закрытым контуром дыхания, подающие чистый кислород или кислородную смесь.

Рис. 4. Универсальный кислородный ингалятор « Кислород- У1».

Рис. 4. Универсальный кислородный ингалятор « Кислород- У1».

Рис. 5. Аппарат для дыхания кислородно-гелиевыми и другими смесями — «Гелий-1».

Рис. 5. Аппарат для дыхания кислородно-гелиевыми и другими смесями — «Гелий-1».

Кислородные ингаляторы могут быть стационарными и портативными (переносными). Отечественный универсальный ингалятор «Кислород-У1» (рис. 4) имеет полуоткрытый контур дыхания; подача дыхательной смеси постоянная, с использованием дыхательного мешка, величина подачи дыхательной смеси — до 20 л/мин, кислорода — до 10 л/мин; концентрация кислорода в дыхательной смеси 40, 70 и 100%; относительная влажность дыхательной смеси 80—100%. Ингалятор «Гелий-1» (рис. 5) имеет закрытый контур дыхания. Аппарат осуществляет подачу чистого кислорода, гелиево-кислородной смеси или смеси кислорода с закисью азота; концентрация кислорода 30, 40, 60 или 80%, влажность дыхательной смеси 80—100% . Подача дыхательной смеси — автоматическая, сопротивление дыханию не более 10 мм вод. ст. Аппарат снабжен устройством для автоматической продувки системы и блокирующим механизмом, предотвращающим поступление дыхательной смеси в случае отсутствия кислорода.

Разновидностью кислородного ингалятора являются кислородные палатки. Концентрация кислорода под тентом обычно не превышает 40—60%. При повышении температуры и влажности дыхательной смеси под тентом в кислородных палатках включается система кондиционирования воздуха (см.).

Рис. 6. Камера для гипербарической оксигенации — «Ока».

Рис. 6. Камера для гипербарической оксигенации — «Ока».

В тех случаях, когда кислород при нормальном атмосферном давлении не оказывает необходимого леч. воздействия, применяют гипербарическую оксигенацию (см.), т. е. лечение кислородом при повышенном давлении. Гипербарическая оксигенация приводит к увеличению количества растворенного в плазме крови кислорода. Роль кислородно-дыхательного аппарата в этих случаях выполняет барокамера, в к-рую помещают больного (рис. 6); в ней поддерживают заданные давление и концентрацию кислорода.

Кислородно-дыхательная аппаратура военных кораблей

Среди аппаратов этой группы различают лечебные, водолазные индивидуальные и водолазные бортовые (палубные) аппараты.

Леч. аппараты (и бортовые системы) используют при боевом поражении экипажа и в аварийных ситуациях, в т. ч. при нарушении регенерации воздуха на подводной лодке. Аппараты в основном аналогичны применяемым на суше.

Водолазные индивидуальные аппараты применяют в зависимости от глубины погружения: до 20 м — легкое водолазное кислородное снаряжение, до 40 м — акваланги, до 60 м — вентилируемое водолазное снаряжение, до 365 м — глубоководное гелиево-кисдородное снаряжение, св. 365 м — водородно-кислородное снаряжение. Среди аппаратов этой группы имеются неавтономные и автономные. Все неавтономные аппараты имеют открытый контур дыхания; подача воздуха в них осуществляется через шланг с борта корабля.

Автономные аппараты делят на аппараты с полуоткрытым и закрытым контурами дыхания. Аппараты с полуоткрытым контуром дыхания имеют двухступенчатый автомат, помещаемый в маске или на мундштучной коробке, с одним шлангом вдоха й одно- или двухступенчатый автомат с одним или двумя шлангами (вдоха и выдоха) на баллонах. В этих аппаратах используется сжатый воздух из баллонов; расход воздуха 30 л/мин; при увеличении глубины на каждые 10 м расходуется дополнительно 30 л воздуха в 1 мин.

В конструкцию автономных аппаратов с закрытым контуром дыхания входят баллоны (1—3 шт.) с дыхательной смесью под давлением 150— 200 am емкостью 7 и 11 л, автомат, блок дозированной подачи дыхательной смеси, двухсекционный (для вдоха и выдоха) дыхательный мешок, абсорбер, вмещающий 2—2,5 кг хим. поглотителя, маска, загубник и др. Состав и расход дыхательной смеси регулируются автоматически в зависимости от глубины погружения. Чем больше глубина погружения, тем выше расход дыхательной смеси (табл.); увеличение расхода дыхательной смеси обусловливает сокращение времени пребывания под водой при нарастании глубины (на глубине 60 м — 60 мин., 110 м — 40 мин., 160 м — 30 мин., 200 м — 20 мин.); излишки дыхательной смеси выбрасываются в окружающую среду.

Таблица. Зависимость состава и расхода дыхательной смеси от глубины погружения

Глубина погружения (м)

Состав дыхательной смеси

Расход дыхательной смеси (л/мин)

0-60

O2—29, N2—71%

20

50-110

O2—15,5, He-84,5%

30

90-160

O2—12,5, He-87,5%

40

140-200

02-10, Не-90%

50

Для работы на глубине 300— 450 м, как правило, используются аппараты с закрытым контуром дыхания. Парциальное давление кислорода в дыхательной смеси поддерживается в них на определенном уровне, напр, электронными системами, управляющими блоком подачи кислорода; состав дыхательной смеси можно контролировать по надплечному световому индикатору и регулировать ручным способом. В абсорбер (аппарат для очистки газов) с хим. поглотителем вмонтированы датчики, регистрирующие изменение парциального давления кислорода в газовой смеси, средства осушки, система подогрева. В автономных кислородно-дыхательных аппаратах может быть использован газообразный или сжиженный газ.

Водолазные бортовые кислороднодыхательные аппараты (компрессионно-декомпрессионные камеры) входят в оснащение аварийно-спасательных судов. К этим аппаратам относятся глубоководные водолазные комплексы, включающие жилые компрессионные камеры, герметично состыкованные с водолазным колоколом, , устройства для спуска и подъема, вспомогательное и ремонтное оборудование, а также полуавтономные (одноместные, групповые) водолазные камеры, опускающиеся на дно подобно лифту. Водолазные камеры обеспечивают работу водолазов при нормальном давлении непосредственно в зоне спасательных работ. После проведения компрессии декомпрессию проводят при подъеме, начиная с определенной глубины, и в дальнейшем продолжают в бортовых устройствах.

Кислородно-дыхательная аппаратура в авиации

Кислородно-дыхательная аппаратура в авиации предназначена для обеспечения кислородом летного состава во время полетов на большой Высоте при пониженном атмосферном давлении.

Различают бортовую стационарную, бортовую переносную и парашютную (автономную) К.-д. а.

Рис. 7. Типовая блок-схема высотного кислородного оборудования: 1 — кислородный баллон; 2 — бортовой зарядный штуцер; 3 — тройник с обратным клапаном; 4 — запорный вентиль; 5 — редуктор; в — индикатор кислородного потока; 7 — манометр, указывающий давление в системе дыхания; 8 — бортовой кислородный прибор; 9— регулятор соотношения давлений; 10 — ручное включение парашютного кислородного прибора; 11 — парашютный кислородный прибор; 12 — объединенный разъем

Рис. 7. Типовая блок-схема высотного кислородного оборудования: 1 — кислородный баллон; 2 — бортовой зарядный штуцер; 3 — тройник с обратным клапаном; 4 — запорный вентиль; 5 — редуктор; в — индикатор кислородного потока; 7 — манометр, указывающий давление в системе дыхания; 8 — бортовой кислородный прибор; 9— регулятор соотношения давлений; 10 — ручное включение парашютного кислородного прибора; 11 — парашютный кислородный прибор; 12 — объединенный разъем

Бортовая стационарная К.-д, а. является частью оборудования кабины летательного аппарата, а также включает приборы для индивидуального или коллективного пользования в транспортных, спортивнодесантных, пассажирских и сан. самолетах (рис. 7). Первые устанавливают на рабочем месте членов экипажа, вторые — в общем салоне (кабине). Аппараты для коллективного * пользования представляют собой единую кислородную установку (собственно аппарат и баллоны с кислородом), соединенную через общую кислородную магистраль с индивидуальными точками питания кислородом у каждого пассажирского места в салоне (кабине) самолета. Переносные аппараты используют в тех случаях, когда выполнение различных работ требует перемещения членов экипажа по кабине, а на самолетах гражданской и сан. авиации — для оказания медпомощи пассажирам.

Парашютная К.-д. а. предназначена для обеспечения кислородом членов экипажа за бортом в случае аварии, а также во время спортивных прыжков и учебных занятий с парашютом на высоте более 4000 м. Среди К.-д. а., применяемой в авиации, имеются аппараты с непрерывной и прерывистой подачей кислорода (дыхательной смеси), а также приборы для дыхания кислородом под избыточным давлением, представляющие собой конструктивное сочетание первых двух типов и в зависимости от высоты работающие либо в автоматическом режиме, либо в режиме непрерывной подачи кислорода.

Аппараты с непрерывной подачей кислорода (дыхательной смеси) и легочный автомат представляют собой одно- или двухредукторные системы различной сложности. Давление кислорода при поступлении в аппарат редуцируется до необходимого рабочего давления. Подача кислорода регулируется автоматически в зависимости от высоты при помощи специального анероидного механизма (барометра) либо благодаря относительному разрежению, возникающему внутри прибора при вдохе. Аппараты с непрерывной подачей кислорода просты по конструкции и в эксплуатации, надежны в работе, но отличаются неэкономным расходом кислорода (подача его во время выдоха). Автоматические аппараты обеспечивают адекватную подачу кислорода, соответствующую потребности организма как в состоянии покоя, так и при физ. нагрузке. Наличие в них специального эжекторного устройства позволяет автоматически в зависимости от высоты регулировать содержание кислорода в дыхательной смеси, ограничивая подсос атмосферного воздуха. На высоте 8000—10 000 м подсос воздуха через эжекторное устройство прекращается, и в легкие поступает только кислород. При пользовании этими приборами необходима абсолютная герметичность системы прибор — кислородная маска — дыхательные пути, к-рая достигается выбором соответствующего размера маски, тщательной подгонкой ее по линии прилегания к лицу и соблюдением осторожности при движении головой во время полета.

Для полетов на больших высотах (более 10 000 м) применяют аппараты, подающие дыхательную смесь под избыточным давлением и этим обеспечивающие необходимое парциальное давление кислорода в альвеолярном воздухе. При этом методе внутрилегочное давление газа превышает давление окружающей тело газовой среды и является избыточным по отношению к атмосферному давлению на данной высоте. В условиях герметической кабины эти приборы работают как легочный автомат. В отличие от последнего, постоянное положительное давление на вдохе (ок. 30—40 мм вод. ст.), создаваемое аппаратом, гарантирует от опасности подсоса атмосферного воздуха в случае негерметичного прилегания маски. При нарушении герметичности кабины самолета на высоте более 11 000 м автоматически включается специальный механизм, переводящий прибор на режим непрерывной подачи кислорода и одновременно обеспечивающий создание необходимого общего давления в системе прибор — подмасочное (или подшлемное) пространство — легкие. В зависимости от высоты полета используют приборы с различным режимом общего давления: 115, 130 и 145 мм рт. ст. Величина создаваемого ими избыточного давления в легких зависит от режима общего давления, на который рассчитан данный прибор, и высоты полета, на к-рой произошла разгерметизация кабины летательного аппарата.

Избыточное давление создает значительную нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма, что может привести к развитию различных функц, расстройств (см. Дыхание, под давлением). Для предотвращения этих расстройств на больших высотах в комплексе с кислородно-дыхательным аппаратом используют специальное высотное снаряжение (см.), создающее внешнее противодавление, равное по величине внутрилегочному давлению: на высоте до 15 000 м — кислородную маску, до 18 000 м — маску и высотный компенсирующий костюм, до 20 000 м и выше — герметический шлем и высотный компенсирующий костюм.

Полевая кислородно-дыхательная аппаратура используется на этапах мед. эвакуации для оказания помощи пораженным в бою и больным с явлениями кислородной недостаточности.

Среди аппаратов этой группы имеются кислородные ингаляторы (КИ-4.02), кислородная станция (КИС-2.02) и кислородная компрессионная камера «Иртыш». Аппараты портативны и просты в эксплуатации. Они могут быть использованы и для оказания помощи в зараженной среде.

Ингалятор КИ-4.02 является аппаратом с легочно-автоматической и непрерывной подачей кислорода (10—20 л/мин). Источником кислорода в нем служит баллон емкостью 2 л; дополнительными источниками кислорода могут быть транспортные баллоны (емкостью 40 л) или газификаторы жидкого кислорода. В комплект ингалятора входят дыхательные трубки, маски, заплечные ремни, набор запасных частей. Время работы аппарата в автоматическом режиме при давлении кислорода 200 кгс/см2 и объеме легочной вентиляции 10 л/мин составляет 1 час.

Кислородная станция КИС-2.02 представляет собой комплекс кислородных и аэрозольных ингаляторов, соединенных с пультом управления подачей кислорода. Режим подачи кислорода непрерывный. В комплект аппарата входят шланги, тройники, змеевики, ингаляционные мешки с клапанными коробками, струбцины, маски, увлажнители кислорода. Станция обеспечивает лечение одновременно 22 больных. К ней можно подключать аппараты для ингаляционного наркоза.

Рис. 8. Компрессионная кислородная камера «Иртыш»: 1 — в собранном (рабочем) состоянии; 2 — в развернутом виде.

Рис. 8. Компрессионная кислородная камера «Иртыш»: 1 — в собранном (рабочем) состоянии; 2 — в развернутом виде.

Камера «Иртыш» (рис. 8) предназначена для лечения кислородом под давлением при отравлениях, тяжелых огнестрельных ранениях, в т. ч. осложненных анаэробной инфекцией, и т. д. Камера разборная, состоит из головной и ножной полусфер, соединяемых герметически, и носилок. В головной полусфере помещаются датчик—сигнализатор давления, переговорное устройство, термометр, иллюминаторы, пневматические и электрические разъемы, в ножной полусфере — баллон с кислородом, вентили, манометры, инжекторный узел, клапаны и др. Максимальное рабочее давление в камере 1,2 кгс/см2; выход на режим работы 20 мин.; содержание кислорода при выходе на режим работы 90 ± 5%; время автономной работы 9—105 мин., при подключении дополнительных источников кислорода (напр., транспортных баллонов) — до 7 час.; экстренный подъем давления в камере до рабочего уровня осуществляется в течение 3 мин.; аварийный сброс давления — в течение 1,5 мин.; напряжение электрического источника питания системы 9 В; масса камеры при незаправленном баллоне 65 кг; время приведения камеры в рабочее состояние не более 3 мин.

Библиография: Богданович П. Л. Новые респираторы для горноспасательных работ, М., 1960; Бураковский В. И. и Бокерия Л. А. Гипербарическая оксигенация в сердечно-сосудистой хирургии, М. i 1974, библиогр,; Бу ха л о в с ки й И. Н. и д р. Лечение больных острой сердечной и легочной недостаточностью методом гипербарической оксигенации, Воен.-мед. журн., iNg 7, с. 62, 1975; Б ы-к о в Л. Т., Егоров М. С. и T а р а-с о в П. В. Высотное Оборудование самолетов, М., 1958, библиогр.; Глухов С. А., H о в и ков А. Л. и Ш арап о в B.Н. Новый комплекс аппаратов кислородной терапии, Мед. техника, М 4, с. 55, 1971; Исаков П. Кл ц.,:д р. Теория и практика авиационной кедицины, М., 1975, библиогр.; К ё н н и Дж. Е. Техника освоения морских глубин, пер. с англ., Л., 1977; Лав Ников А. А. Основы авиационной й космической медицины, М., 1975; Майлс С. Подводная медицина, пер. с англ., М., 1971; Пе тров-с к и й Б. В. и E ф у н и С. Н. Основы гипербарической оксигенации, М., 1976; И e ч а т и н А. А. Дыхательные аппараты и подводное снаряжение, М.. 1973, библиогр.; С айкс Jf. К., Мак Никол М. У. и Кэмп бел л Э Д Ж». М. Дыхательная недостаточность, пер с англ., М., 1974, библиогр.

C. А. Глухов; И, Ф. Богоявленский (воен.), Д. И. Иванов (воен.).

Поделитесь в соцсетях
Back to top button