Медицинская энциклопедия

ЛАБОРАТОРИЯ АВИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ

ЛАБОРАТОРИЯ АВИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ (ЛАМ) — специализированное медицинское учреждение, предназначенное для проведения исследований и испытательных работ по авиационной медицине. ЛАМ в зависимости от назначения (научно-исследовательские , научно-практические, испытательные, экспертные) имеют различную штатно-организационную структуру и разный объем задач.

Организация первых ЛАМ непосредственно связана с зарождением и развитием авиации. Практика первых полетов на самолетах показала, что выполнение полета — это сложный и новый для человека вид деятельности и что факторы полета могут неблагоприятно влиять на его работоспособность и здоровье. Все это поставило перед медициной ряд новых вопросов, решать которые можно было только путем непосредственного изучения организма человека в условиях полета. При этом, помимо известных клин., физиол., гиг., психол, и других методов исследования, стали разрабатываться специальные методы изучения влияния определенных факторов полета на организм (см. Высота, Декомпрессионная болезнь, Перепад давления, Ускорение, Шум и др.). Необходимо было разрабатывать также мероприятия по снижению или предупреждению неблагоприятного воздействия факторов полета. ЛАМ явились первыми мед. учреждениями для исследования проблем, возникших перед новой отраслью мед. науки — авиационной медициной (см.). Хотя экспериментальные работы по отдельным вопросам авиационной медицины начали проводиться в период первой мировой войны, организация первых ЛАМ относится к 20-м гг. 20 в. Первой ЛАМ в СССР фактически была Центральная научно-исследовательская психофизиологическая лаборатория ВВС РККА, основанная в г. Москве в 1924 г. Одновременно в различных военных округах существовали психофизиол, лаборатории, занимавшиеся изучением летного труда и непосредственным отбором кандидатов в летные училища.

В 1932 г. была создана Центральная психофизиологическая лаборатория по изучению летного труда Гражданского воздушного флота, переименованная в 1933 г. в Центральную лабораторию авиационной медицины ГВФ. К моменту развертывания этой лаборатории уже существовало несколько лабораторий при летных школах ГВФ, организованных по типу психофизиол. лабораторий ВВС, занимавшихся гл. обр. вопросами психофизиол, отбора летного состава. С организацией в 1935 г. Авиационного научно-исследовательского санитарного ин-та (с 1936 г. Ин-т авиационной медицины имени И. П. Павлова) заканчивается период становления советской авиационной медицины как комплекса научных дисциплин, решающих проблемы мед. обеспечения летной деятельности.

В то же время ЛАМ, являясь опорными базами Института авиационной медицины, в своей работе опирались на кабинеты авиационной медицины и психофизиологической лаборатории, представляющие собой как бы первичную исследовательскую ячейку по авиационной медицине в войсковом звене. На них возлагалось не только изучение отдельных вопросов авиационной медицины, но и внедрение ее достижений в практику авиации, осуществление методического руководства работой авиационных врачей, а также работой кабинетов авиационной медицины и психофизиологических лабораторий в летных школах и авиационных училищах.

Во время Великой Отечественной войны при кафедре нормальной физиологии Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова была создана ЛАМ, фактически заменившая Институт авиационной медицины имени И. П. Павлова. В лаборатории проводились исследования, направленные на разработку средств спасения летчиков в аварийной обстановке и на изучение влияния перепадов барометрического давления на организм человека. В послевоенные годы в связи с развитием гражданской авиационной техники и усложнением решаемых авиацией задач значительно повысилась роль ЛАМ в разработке вопросов мед. обеспечения безопасности полетов. Большое место в их работе заняли вопросы изучения особенностей переучивания летного состава на новые типы самолетов, проблемы психофизиологического отбора, разработка методов и средств, повышающих устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов полета, и разработка мед. требований к защитному снаряжению (см. Высотное снаряжение) и средствам спасения (см. Катапультирование). Рост пассажирских перевозок самолетами гражданской авиации сделал необходимым изучение влияния факторов полета на лиц, страдающих различными заболеваниями, и особенностей обслуживания таких пассажиров в полете. Особое место заняли исследования по изучению работоспособности экипажей самолетов при выполнении трансконтинентальных полетов с пересечением многих часовых поясов и нарушением привычных биологических ритмов (см.).

ЛАМ, имеющие в своих штатах врачей различных специальностей, активно участвуют во врачебной экспертизе при очередных и внеочередных освидетельствованиях летного состава. ЛАМ Министерства гражданской авиации наряду с разработкой научно-практических вопросов в области авиационной физиологии, гигиены и психологии одновременно выполняют функции врачебнолетных экспертных комиссий и врачебно-консультативных центров по всем вопросам мед. обеспечения безопасности полетов.

За рубежом ЛАМ создаются при всех авиационных центрах, проводящих научно-исследовательские испытательные работы. Наиболее крупная из таких лабораторий в США в Райт-Паттерсоне (штат Огайо). Из других ЛАМ ВВС США следует отметить Научно-исследовательскую лабораторию арктической авиационной медицины (Фербенкс, штат Аляска), ЛАМ и школу авиационной медицины на авиабазе Брукс (штат Техас). Арктическая ЛАМ проводит исследования по изучению человеческих возможностей в условиях Арктики, разработке требований к одежде, личному снаряжению, методам работы и программам тренировок авиационных специалистов для работы на Крайнем Севере. В 1957 г. во Франции основана ЛАМ при Летно-испытательном центре. Задачами этой ЛАМ являются разработка средств индивидуальной защиты летчиков, а также проведение мед. исследований, необходимых для обоснования требований к новой авиационной технике.

По мере развития авиации и авиационной промышленности происходит дальнейшая специализация авиамедицинских учреждений применительно к конкретным задачам. Наиболее крупные самолетостроительные фирмы капиталистических стран имеют в своем составе лаборатории физиологических, инженернопсихологических и других исследований, обеспечивающие решение проблем повышения эффективности работы летного состава.

Библиография: Армстронг Г. Авиационная медицина, пер. с англ., М., 1954, библиогр.; Исаков П. К. и др. Теория и практика авиационной медицины, М., 1975, библиогр.; Сергеев А. А. Очерки по истории авиационной медицины, М.— Л., 1962, библиогр.

H. М. Рудный.

Поделитесь в соцсетях
Back to top button