ПРОПЕДЕВТИКА
ПРОПЕДЕВТИКА (греч. propaideuo обучать предварительно) — вводный курс в клиническую дисциплину. П. предполагает обучение основным и важнейшим дополнительным методам клин. обследования больного (см.), семиотике (см.) болезней, относящихся к данной дисциплине, и воспитание профессиональных черт личности врача на основе мед. деонтологии (см. Деонтология медицинская). Нозол. формы болезней освещаются лишь в самом общем виде, основное внимание уделяется изучению отдельных симптомов и синдромов (см. Симптом, Синдром), их происхождению, клин. значению и распознаванию. П. включает также приобретение навыков по использованию средств лечебной помощи. Наряду с этим одной из важнейших задач П. является формирование клин. мышления у обучаемых.
В СССР пропедевтику многих клин. дисциплин преподают в процессе изложения курса. Преподавание П. внутренних болезней, П. хирургических болезней (на кафедрах общей хирургии), П. детских болезней (на педиатрических факультетах) осуществляется на самостоятельных кафедрах. Вопросы П. стоматол. заболеваний освещаются на кафедрах П. терапевтической, ортопедической и хирургической стоматологии стоматол. факультетов. В качестве вводного раздела пропедевтика предшествует изучению большинства других клин. дисциплин: акушерства и гинекологии, болезней уха, горла и носа, глазных и нервных болезней и др.
В России преподавание П. впервые было введено при изучении курса внутренних болезней (см.). Кафедры П. внутренних болезней в СССР были организованы в 20-х гг. 20 в. Большой вклад в развитие курса П. внутренних болезней внесли М. Я. Мудров, Г. А. Захарьин, С. П. Боткин, В. П. Образцов, Г. И. Сокольский и др. Заметное влияние на содержание курса и формы преподавания П. внутренних болезней на основе достижений мед. школ оказали Н. Д. Стражеско, С. А. Гиляревский, М. М. Губергриц, Б. С. Шкляр, А. Л. Мясников, В. X. Василенко, Е. М. Тареев, А. А. Шелагуров и др.
Развитию П. хирургических болезней способствовали работы Н. И. Пирогова, Ф. И. Иноземцева, И. В. Буяльского, Н. В. Склифосовского, К. К. Рейера, Ф. А. Рейна, Н. Н. Феноменова, М. С. Субботина, С. П. Федорова, В. И. Разумовского, Н. Н. Бурденко, С. И. Спасокукоцкого, А. В. Вишневского, С. С. Юдина, А. Н. Бакулева и др.
В становлении П. детских болезней большую роль сыграли научные труды С. Г. Зыбелина, Н. М. Амбодик-Максимовича, К. И. Грума, С. Ф. Хотовицкого, В. М. Флоринского, Н. И. Быстрова, Н. А. Тольского, К. А. Ра-ухфуса, Н. Ф. Филатова, Н. П. Гун-добина, А. А. Киселя, В. И. Молчанова, Ю. Ф. Домбровской, Д. Д. Лебедева, М. С. Маслова, Г. Н. Сперанского, А. Ф. Тура и др.
Содержание курса П. зависит от характера изучаемой дисциплины. Так, важнейшей задачей П. внутренних болезней является обучение студентов основным (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация) и дополнительным методам (лабораторным, инструментальным, рентгенологическим и др.) обследования больного, семиотике внутренних болезней. В курсе П. внутренних болезней студенты осваивают и некоторые простейшие практические навыки по оказанию леч. помощи больным (инъекции, внутривенные вливания и др.). В основу преподавания П. внутренних болезней в большинстве случаев положен посистемный принцип: первоначально осваиваются основные и дополнительные методы исследования какой-либо системы органов (сердечно-сосудистой, пищеварительной и др.) и непосредственно вслед за этим излагается семиотика болезней той же системы. Наряду с этим существует принцип последовательного обучения: вначале излагаются методы обследования больного в целом, т. е. курс собственно «диагностики», а затем посистемно — «частная патология».
При изучении П. хирургических болезней студенты знакомятся с методами исследования, применяемыми в хирургии (см.), принципами и методами асептики и антисептики, обезболивания, предупреждения и остановки кровотечения, переливания крови и кровезаменителей, десмургии. Кроме того, студенты получают понятие о предоперационной подготовке больного, об операции, послеоперационном периоде, профилактике и лечении послеоперационных осложнений, реаниматологии и основные сведения по диагностике и лечению наиболее распространенных хирургических заболеваний (хирургических инфекций, опухолей, расстройств кровообращения и др.), а также по общим вопросам травматологии и пластической хирургии.
П. детских болезней (см. Педиатрия) включает изучение анатомо-физиол. особенностей детского организма, закономерностей физического и психического развития детей, специфики клинических, инструментальных, лабораторных и других методов исследования в разных возрастных группах, семиотики заболевании детского возраста и диететики здорового ребенка.
Студенты стоматол. факультетов на кафедрах П. терапевтической стоматологии (см.) изучают топографию полости зуба, диагностику и лечение кариеса зубов, пломбировочные материалы; на кафедрах П. ортопедической стоматологии знакомятся с функциональной анатомией и методами исследования челюстно-лице вой области, планом и задачами ортопедического лечения, оттисками и оттискными материалами. На кафедрах П. хирургической стоматологии студенты изучают анатомо-физиол. особенности челюстно-лицевой области, методы диагностики и обезболивания в хирургической стоматологии, показания и противопоказания к удалению зубов, методику их удаления.
Вопросы П. широко обсуждаются на съездах, в трудах мед. ин-тов, в мед. периодической печати. Созданные методические пособия по проведению практических занятий отражают специфику преподавания и особенности программ по П. внутренних, хирургических, детских болезней на лечебных, санитарно-гигиенических, стоматологических и медико-биол. факультетах. Для улучшения наглядности преподавания создан и постоянно обновляется учебный демонстрационный фонд (схемы, таблицы, диапозитивы, диафильмы и кинофильмы, магнитофонные и грамзаписи звуковых феноменов, фантомы и учебные модели), используется учебная демонстрационная аппаратура (напр., стетофоны) для воспроизведения в аудитории звуков сердца и дыхательных шумов.
Библиография: Игнатов С. И. Руководство по клиническому исследованию ребенка, М., 1978; Мясников А. Л. Пропедевтика (диагностика и частная патология) внутренних болезней, М., 1957; Пропедевтика внутренних болезней, под ред. В. X. Василенко и А. Л. Гребнева, М., 1982; Стручков В. И. Общая хирургия, М., 1978; Т у р А. Ф. Пропедевтика детских болезней, Л., 1971; Ш е л а г у-р о в А. А. Методы исследования в клинике внутренних болезней, М., 1964; Ш к л я р Б. С. Диагностика внутренних болезней, Киев, 1972.
Е. И. Соколов.