МЕДИЦИНСКИЕ ИНСТИТУТЫ
Медицинские институты — высшие медицинские учебные заведения, осуществляющие в СССР подготовку врачей по специальностям: лечебное дело, педиатрия, санитария и гигиена, стоматология, медицинская биохимия, медицинская биофизика, медицинская кибернетика, а также специалистов с высшим фармацевтическим образованием — провизоров.
До Великой Октябрьской социалистической революции подготовка врачебных кадров в России осуществлялась в высших мед. учебных заведениях, сосредоточенных в основном в Центральной России и на Украине: мед. факультеты Московского, Харьковского, Юрьевского (Дерптского), Казанского, Киевского, Вильнюсского, Новороссийского (в Одессе), Саратовского, Варшавского (впоследствии Ростовского) ун-тов; Психоневрологический ин-т в Петербурге, высшие женские курсы в Москве, Киеве и Одессе, женские мед. ин-ты в Петербурге и Харькове, а также Военно-медицинская академия (см.). На всей территории Сибири и Дальнего Востока имелось лишь одно высшее мед. учебное заведение — медицинский ф-т при Томском ун-те. В Средней Азии, Казахстане, Закавказье, Белоруссии не было ни одного высшего мед. учебного заведения.
На всех мед. ф-тах России накануне Великой Октябрьской социалистической революции обучалось ок. 8600 студентов, ежегодный выпуск составлял ок. 1000 врачей. Подготовка такого количества врачей совершенно не соответствовала потребности в медпомощи сташестидесятимиллионного населения страны при наличии высокого уровня заболеваемости и частых эпидемий. По учебному плану мед. ф-та, который был утвержден еще в 1884 г., подготавливался «лекарь», т. е. врач, от к-рого требовалось гл. обр. оказание леч. помощи. Санитарно-профилактические дисциплины занимали в учебном плане и программах незначительное место.
Период с 1918 по 1924 г. стал периодом становления высшей мед. школы, первым этапом развития высшего мед. образования в стране. В крайне тяжелых условиях гражданской войны и иностранной интервенции были открыты новые мед. ф-ты в РСФСР, на Украине и в других республиках: в 1918 г. — в Астрахани, Воронеже (в составе ун-та, переведенного из Юрьева в 1918 г.), Нижнем Новгороде (ныне Горький), Симферополе, Тифлисе (ныне Тбилиси); в 1919 г.— в Баку, Иркутске; в 1920 г.— в Смоленске, Ташкенте, Краснодаре, Екатеринбурге (ныне Свердловск), Омске; в 1921 г. — в Минске; в 1922 г. — в Москве, Ереване. К середине 20-х гг. значительно возрос прием в высшие мед. учебные заведения, увеличился и выпуск врачей. Уже в 1928 г. в стране работало 25 высших мед. учебных заведений, в которых обучалось 26,1 тыс. чел.
Бурные темпы социалистического переустройства страны выдвинули задачу подготовки новых пролетарских кадров специалистов, сближения теоретического обучения с практикой, специализации учебных заведений по отраслевому признаку и приведения системы образования в соответствие с экономическим районированием страны. В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 июля 1930 г. о реорганизации высших учебных заведений, техникумов и рабочих ф-тов мед. ф-ты ун-тов, находящиеся в подчинении Нарком-проса, были преобразованы в самостоятельные мед. ин-ты и переданы в ведение наркомздравов союзных республик. Проведенная реорганизация в системе высшего мед. образования позволила расширить прием студентов в мед. ин-ты, привести подготовку врачей в соответствие с нуждами здравоохранения.
Принципиально важным в работе высшей мед. школы того времени явилось создание в мед. ин-тах новых форм подготовки врачей — профильных ф-тов. В 1934 г. в соответствии с постановлением ЦИК Союза ССР «О подготовке врачей» во всех М. и. были организованы лечебные ф-ты, в 14 медвузах — педиатрические, а в 10 ин-тах — санитарно-гигиенические ф-ты. На всех ф-тах был установлен 5-летний срок обучения. С 1936 г. в мед. ин-тах страны начали организовываться самостоятельные стоматологические и фарм, ф-ты для подготовки врачей-стоматологов и провизоров.
В годы первых пятилеток подготовка врачебных кадров была значительно расширена, при этом особое внимание было уделено развертыванию сети высших мед. учебных заведений в союзных республиках Средней Азии, в ряде автономных республик РСФСР, в бурно развивающихся в экономическом отношении р-нах. Так, в 1930 г. были открыты М. и. в Самарканде, Донецке, Хабаровске и Иваново; в 1931г. — в Алма-Ате; в 1932 г. — в Ашхабаде, Уфе, Махачкале и Виннице, а в 1933 г. — в Ижевске. В 1930—1931 гг. были вновь открыты закрытые в 1924 г. мед. ф-ты в Свердловске, Симферополе, Нижнем Новгороде. Т. о., к 1934 г. в стране насчитывалось 49 действующих мед. ин-тов (ок. 48 тыс. студентов).
К 1940 г. в стране насчитывалось уже 72 мед. и фарм, ин-та, а численность врачей (на конец 1940 г.) достигла 155,3 тыс. чел. и стала в 5,5 раза больше, чем в дореволюционной России.
Во время Великой Отечественной войны число М. и. сократилось до 56; некоторые из них были эвакуированы из р-нов военных действий в глубь страны: 1-й ММИ функционировал в Уфе, 1-й Ленинградский — в Красноярске, Киевский — в Челябинске, Витебский — в Ярославле, Воронежский — в Ульяновске и т. д. Профессорско-преподавательский состав эвакуированных ин-тов принимал активное участие в оказании медпомощи раненым и больным воинам Советской Армии, гражданскому населению. Некоторые вузы временно прекратили свою работу (Ростовский, Ставропольский, Курский и др.). Однако в 1943 г. после освобождения оккупированных врагом территорий большинство вузов были реэвакуированы. С января 1944 г. начали работать Курский, Смоленский и Крымский мед. ин-ты. В Красноярске, Челябинске, Ярославле и ряде других городов, где до войны не было М. и., на созданной во время войны базе были организованы новые высшие мед. учебные заведения.
В соответствии с постановлением СНК СССР от 1 декабря 1944 г. «О мероприятиях по улучшению подготовки врачей» в период с 1945 по 1948 г. был осуществлен переход М. и. на 6-летний срок обучения (лечебный, педиатрический и сан.-гиг. ф-ты).
После Великой Отечественной войны количество М. и. продолжало увеличиваться. Особое внимание было обращено на развитие сети высших мед. учебных заведений в новых крупных промышленных и с.-х. р-нах страны — на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и в республиках Средней Азии, а также в Нечерноземье РСФСР. За период с 1950 по 1960 г. в стране было открыто 16 новых М. и. (в Актюбинске, Андижане, Барнауле, Благовещенске, Гродно, Владивостоке, Калинине, Караганде, Каунасе, Кемерово, Луганске, Риге, Рязани, Семипалатинске, Тернополе, Чите) и 2 мед. ф-та при Якутском и Петрозаводском ун-тах. В течение 1966—1967 гг. при Чувашском, Мордовском и Кабардино-Балкарском ун-тах были организованы мед. ф-ты. в 1972 г. педиатрический ф-т Ташкентского мед. ин-та стал Среднеазиатским педиатрическим медицинским ин-том.
В 1977 г. в СССР действовало 83 медицинских ин-та и 9 ф-тов ун-тов, в которых обучалось св. 320 тыс. студентов. Такой размах мед. образования в стране позволил в основном решить (пока в количественном отношении) проблему обеспеченности населения врачебными кадрами (см. Медицинские кадры).
Сеть действующих в СССР высших мед. учебных заведений представлена в таблице.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977) предусмотрены мероприятия по усовершенствованию подготовки врачей и провизоров, расширению и укреплению материальной базы педиатрических ф-тов М. и., созданию в некоторых союзных республиках фарм, ф-тов и фарм, ин-тов.
В соответствии с правилами приема в высшие учебные заведения СССР, утверждаемыми Мин-вом высшего и среднего специального образования СССР, в мед. ин-ты принимаются лица в возрасте до 35 лет, имеющие законченное среднее образование или диплом об окончании среднего специального учебного заведения. Поступающие в мед. ин-ты сдают вступительные экзамены по следующим дисциплинам: родному языку и литературе (сочинение), биологии, химии и физике. Абитуриенты, окончившие среднюю школу с золотой или серебряной медалью, а также выпускники средних специальных учебных заведений, имеющие диплом с отличием, сдают только один экзамен по усмотрению приемной комиссии; в случае сдачи этого экзамена на «отлично» они освобождаются от остальных экзаменов. Зачисление в медвузы проводится путем конкурсного отбора по результатам вступительных экзаменов, при этом преимущественным правом зачисления в вуз пользуются лица, имеющие стаж практической работы не менее 2 лет.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об организации подготовительных отделений при высших учебных заведениях» (1969) в целях создания необходимых условий для поступления в вузы рабочей и сельской молодежи, а также демобилизованных из армии воинов и повышения уровня их общеобразовательной подготовки в ряде крупных медвузов с 1969 г. были организованы подготовительные отделения. В 1978 г. они функционировали уже в 72 мед. ин-тах. На подготовительные отделения М. и. принимается также младший медперсонал: санитарки и младшие медсестры по уходу за больными (до 40% от плана приема на отделения). Прием производится по направлениям промышленных предприятий, колхозов, совхозов, воинских частей и учреждений здравоохранения. Учебный год на подготовительном отделении продолжается 8 мес. Слушатели отделений, успешно выдержавшие выпускные экзамены, зачисляются на 1-й курс М.и. без сдачи вступительных экзаменов. Ин-ты проводят большую работу по проф. ориентации молодежи: для школьников и рабочей молодежи открыты клубы «Юный медик», проводятся Дни открытых дверей, профессорско-преподавательским составом ин-тов ведется агитационная работа на предприятиях, в совхозах и колхозах, в воинских подразделениях и школах.
Обучение студентов в мед. ин-тах бесплатное; ок. 74% от общего числа студентов и М. и. получают стипендию за счет отчислений из государственного бюджета. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению материальных и жилищно-бытовых условий студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений» (1971) размер студенческих стипендий в М. и. существенно увеличен.
Решениями Правительства СССР для особо успевающих студентов, сочетающих отличную учебу с большой общественной и научно-исследовательской работой, установлен ряд именных стипендий.
Иногородние студенты в основном обеспечены жильем в благоустроенных студенческих общежитиях. М. и. обеспечены столовыми и буфетами, 72 медвуза имеют собственные спортивно-оздоровительные лагеря; через государственные и профсоюзные организации студенты обеспечиваются путевками в санатории, дома отдыха и на туристские базы. В некоторых ин-тах функционируют профилактории, где оздоровительные мероприятия проводятся без отрыва от учебы.
Все М. и. по месту их территориального расположения подчиняются мин-вам здравоохранения союзных республик, мед. ф-ты ун-тов — республиканским мин-вам высшего и среднего специального образования и состоят на их бюджете. Наиболее крупные из них подчинены непосредственно М3 СССР и являются базой для апробирования новых принципов и методов подготовки кадров здравоохранения. Все М. и. работают на основе единого устава и единых учебных планов, утверждаемых Мин-вом высшего и среднего специального образования СССР и М3 СССР. Централизованное руководство высшими мед. учебными заведениями страны в организационном и учебно-методическом отношении осуществляется в М3 СССР Главным управлением учебными заведениями. В его функцию входит также перспективное планирование подготовки мед. кадров и развитие сети мед. ин-тов.’ В 1973 г. для улучшения руководства высшими мед. учебными заведениями в стране и координации их деятельности в М3 СССР создан совещательный орган по вопросам развития высшего мед. образования в стране — Совет по высшей медицинской школе. Между высшими мед. учебными заведениями страны осуществляется широкий обмен опытом работы. Каждые пять лет проводятся всесоюзные совещания по высшему мед. образованию, а в ряде союзных республик ежегодно — республиканские совещания.
В соответствии с профилем подготовки мед. ин-ты имеют в своем составе от 1 до 5 ф-тов (лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический, фармацевтический). Кроме того, во 2-м Московском и Томском мед. ин-тах организованы мед.-биол, ф-ты, готовящие специалистов для работы в центральных научно-исследовательских лабораториях ин-тов, научно-исследовательских учреждениях, вычислительных центрах и клин, лабораториях. При 26 мед. ин-тах имеются ф-ты усовершенствования и специализации врачей и провизоров; в ближайшие годы такие ф-ты будут созданы еще при 18 М. и.
Основным учебным и научным подразделением М. и. (мед. ф-та ун-та), осуществляющим непосредственно учебно-методическую, воспитательную и научно-исследовательскую работу, как правило, по одной, реже по нескольким родственным дисциплинам, является кафедра.
Количество кафедр института определяется учебными планами. Руководство деятельностью всех ф-тов и кафедр М. и. осуществляет ректорат ин-та, включающий ректора ин-та, проректоров (по учебной, научной и административно-хозяйственной работе), деканов ф-тов. Ректор мед. ин-та несет персональную ответственность за деятельность ин-та в целом перед соответствующим мин-вом здравоохранения.
В каждом М. и. под председательством ректора создается специальный орган управления — Совет института — для рассмотрения основных вопросов деятельности вуза: учебно-методической, идейно-воспитательной, научно-исследовательской, хозяйственной и др. Совет ин-та в конкурсном порядке избирает ученых на должности профессорско-преподавательского состава. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации научных и научно-педагогических кадров» (1974) в большинстве М. и. созданы специализированные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.
Медицинские институты располагают высококвалифицированным научно-педагогическим персоналом. В 1977 г. в высших мед. учебных заведениях работало св. 38 тыс. научно-педагогических работников (в т. ч. св. 3 тыс. докторов наук и более 20 тыс. кандидатов наук). В высших мед. учебных заведениях установлены следующие штатные должности педагогического состава: заведующий кафедрой, профессор кафедры, доцент кафедры, ассистент (преподаватель) кафедры, в ряде случаев устанавливаются должности старших преподавателей. Численность профессорско-преподавательского состава вуза определяется штатным расписанием ин-та и численностью обучающихся в нем студентов из расчета: 1 единица преподавательского состава в среднем на 9—10 студентов. Конкурсы на замещение должностей профессорско-преподавательского состава проводятся каждые 5 лет. По конкурсу на должность заведующего кафедрой и профессора кафедры проходят, как правило, лица, имеющие ученую степень доктора наук и ученое звание профессора; на должность доцента — лица, имеющие ученую степень кандидата наук и ученое звание доцента; на должность ассистента, старшего преподавателя — лица, имеющие степень кандидата наук, а также лица с высшим образованием, проявившие склонность к преподавательской и научно-исследовательской работе.
Для подготовки научно-педагогических кадров в 80 М. и. существует аспирантура (см. Аспирантура, адъюнктура) — очная (с отрывом от работы) и заочная (без отрыва от работы). За время прохождения аспирантуры в мед. ин-те аспирант обязан сдать экзамены кандидатского минимума по философии, иностранному языку, по изучаемой специальности, выполнить научное исследование и написать диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Кроме того, в М. и. существует система научной стажировки и одногодичной аспирантуры; для завершения работы над докторскими диссертациями преподавателей переводят на должности старших научных сотрудников.
Для повышения уровня педагогического мастерства и обмена опытом преподавательской работы в 8 М. и. страны в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» (1966) созданы ф-ты повышения квалификации преподавателей медвузов. На эти ф-ты преподавателей направляют 1 раз в 5 лет.
Организация учебно-методической работы на современном уровне — главная задача М. и. Для обеспечения высокого качества учебного процесса, развития у студентов навыков самостоятельной работы и умения на практике применять полученные знания в М. и. предусмотрены следующие виды учебной работы: лекции профессоров и доцентов; практические занятия в клиниках, лабораториях, на семинарах, самостоятельная работа в лабораториях, клиниках, учебных кабинетах и библиотеках; курсовые работы под руководством преподавателей; производственная практика в клиниках, б-цах, лабораториях и др.; консультации профессоров, доцентов и ассистентов. Объем требований, предъявляемых к студентам при изучении каждой учебной дисциплины, определяется учебной программой, утвержденной Главным управлением учебных заведений М3 СССР.
Учебный год делится на два семестра: осенний и весенний, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией. Доклиническая подготовка студентов проводится в учебно-лабораторных корпусах ин-тов, оборудованных необходимыми приборами и наглядными пособиями. Только за девятую пятилетку для М. и. построено св. 30 учебно-лабораторных корпусов. Клин, подготовка студентов осуществляется в ряде вузов (1-й Московский, 1-й Ленинградский, Иркутский, Казанский, Куйбышевский, Ростовский, Саратовский, Томский и др.) на базе институтских клиник. Большинство М. и. используют в качестве клин, баз наиболее современные многопрофильные и специализированные б-цы. Деятельность медвузов в леч.-проф, учреждениях регламентируется Положением о клинической больнице (см. Клиника).
Для студентов Медицинских институтов центральными и республиканскими издательствами по разрешению Главного управления учебных заведений М3 СССР выпускаются учебники и учебные пособия, а непосредственно в ин-тах — внутривузовская учебно-методическая литература. Через трест «Медучпособие» при М3 РСФСР мед. ин-ты обеспечиваются наглядными пособиями: таблицами, слайдами, муляжами и т. п. Главной редакцией БМЭ (см. Большая медицинская энциклопедия) подготовлены 2 серии грампластинок с записями лекций выдающихся ученых нашей страны. Учебные кинофильмы для М. и. выпускаются киностудиями страны, а также институтскими кинофотолабораториями (см. Кинематография в медицине).
Контроль за качеством учебно-методической работы в М. и. осуществляют предметные методические комиссии и центральные методические советы ин-тов. В масштабах страны эту работу осуществляют центральные проблемные учебно-методические комиссии при Главном управлении учебных заведений М3 СССР. Накопленный опыт постановки методической работы обобщается на всесоюзных и республиканских учебно-методических конференциях.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» (1968) в М. и. установлена система подготовки кадров с ранней профили-зацией по основным клин, специальностям на VI курсе (субординатура) с последующей одногодичной специализацией на базе крупных леч.-проф. учреждений — интернатура (см.). В 1973 г. был завершен переход на систему первичной двухгодичной специализации выпускников лечебных и педиатрических ф-тов; в 1975 г. эта система введена на стоматол. ф-тах М. и. Выпускники сан.-гиг. и фарм, ф-тов после окончания вуза проходят стажировку по месту распределения. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» (1972) М. и. перешли на обучение по новым учебным планам (см. Медицинское образование).
Наряду с подготовкой специалистов в медвузах страны проводится большая научно-исследовательская работа по самым актуальным проблемам мед. науки и практического здравоохранения. Планирование научных исследований в М. и. проводится в соответствии с задачами, поставленными в народнохозяйственных планах СССР, по заданиям Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике, по планам АН и АМН СССР, а также республиканских мин-в здравоохранения (см. Научно-исследовательские институты, планирование и координация научных медицинских исследований).
Научно-исследовательская работа проводится как по госбюджетным темам, так и по хоздоговорам с предприятиями и организациями. Особое место в организации научно-исследовательских работ в М. и. занимают центральные научно-исследовательские лаборатории, созданные в 47 М. и. (см. Центральная научно-исследовательская лаборатория). Новой формой организации научно-исследовательской работы является объединение тематики научно-исследовательских ин-тов с тематикой однопрофильных кафедр мед. ин-тов. В 1978 г. в системе высшего мед. образования по такому принципу работает 30 кафедр и НИИ. В мед. ин-тах получила широкое развитие научно-исследовательская работа студентов. Во всех ин-тах созданы научные студенческие об-ва, советы по научно-исследовательской работе студентов, в ряде вузов организованы студенческие конструкторские бюро, студенческие научно-исследовательские лаборатории. Ежегодно в стране проводится Всесоюзный конкурс на лучшую научную студенческую работу в области мед. наук, для победителей к-рого учреждены 5 медалей АМН СССР и премии. В крупных вузовских центрах проводятся всесоюзные научные студенческие конференции, издаются сборники студенческих научных работ.
В воспитательной работе огромное значение имеет организация марксистско-ленинского образования, идеологической закалки студентов. В соответствии с постановлением ЦК КПСС «О работе в Московском высшем техническом училище им. Н. Э. Баумана и Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского по повышению идейно-теоретического уровня преподавания общественных наук» (1975), в М. и. введено последовательное изучение курса общественных наук на протяжении всего периода обучения. Вся работа по коммунистическому воспитанию студентов осуществляется по единым, рассчитанным на весь период обучения в вузе планам, в которых органически связаны все формы преподавания и воспитательной работы. Широкое распространение в М. и. получили движение «Студенты — народному здравоохранению», работа в студенческих строительных отрядах и практика общественно-политической работы.
В связи с возрастанием роли мед. деонтологии в мед. ин-тах с 1976 г. введено преподавание межкафедрального курса по основам медицинской деонтологии и врачебной этики (см. Деонтология медицинская, Этика врачебная). Важным событием, знаменующим особое место и роль врача в нашем обществе, явилось введение Присяги врача Советского Союза (см.), утвержденной Указом Президиума Верховного Совета СССР 26 марта 1971 года, к-рую принимают все выпускники М. и. страны.
Окончившим М. и. считается студент, выполнивший полностью учебный план, сдавший все предусмотренные учебным планом зачеты и экзамены и выдержавший государственные экзамены. Выпускнику М. и. выдается диплом врача или провизора и нагрудный знак об окончании высшего мед. учебного заведения.
Подготовка врачебных кадров за рубежом — см. Медицинское образование.
Таблица. ПЕРЕЧЕНЬ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СССР
* Указан год организации медицинского института или
медицинского факультета, впоследствии преобразованного в медицинский институт.
** Открыт на базе ун-та, переведенного в г. Воронеж из г.
Юрьева (ныне г. Тарту Эстонской ССР).
*** Открыт на базе Ленинградского стоматологического
института, переведенного в г. Калинин.
**** открыт на базе 4-го Московского медицинского института,
переведенного в г. Рязань,
Наименование, город |
Год основания* |
Факультеты (отделения медицинских факультетов |
Медицинские и фармацевтические институты М3 СССР и Мин. |
||
Витебский медицинский институт, г. Витебск |
1934 |
Лечебный, педиатрический |
Волгоградский медицинский институт, г. Волгоград |
1935 |
Лечебный, педиатрический, стоматологический |
Крымский медицинский институт, г. Симферополь |
1918 |
Лечебный, педиатрический, стоматологический |
1-й Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт им. акад. И. П. Павлова (см. Ленинградский 1-й медицинский институт), г. Ленинград |
1897 |
Лечебный, стоматологический |
Ленинградский химико-фармацевтический институт, г. |
1919 |
Фармацевтический химико-технический |
1 -й Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного |
1765 |
Лечебный, санитарно-гигиенический, фармацевтический |
Новосибирский медицинский институт, г. Новосибирск |
1935 |
Лечебный, педиатрический, стоматологический |
Ростовский медицинский институт, г. Ростов-на-Дону |
1930 |
Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический |
Среднеазиатский медицинский педиатрический институт, г. |
1972 |
Педиатрический |
Харьковский медицинский институт (см.); г. Харьков |
1805 |
Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, |
Целиноградский медицинский институт, г. Целиноград |
1964 |
Лечебный |
Медицинские и фармацевтические институты М3 РСФСР |
||
Алтайский медицинский институт им. Ленинского комсомола, |
1954 |
Лечебный, педиатрический, фармацевтический |
Архангельский медицинский институт, г. Архангельск |
1932 |
Лечебный, педиатрический, стоматологический |
Астраханский медицинский институт им. А. В. Луначарского, |
1918 |
Лечебный, педиатрический |
Башкирский медицинский институт им. 15-летия ВЛКСМ, г. Уфа |
1932 |
Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, |
Благовещенский медицинский институт, г. Благовещенск |
1952 |
Лечебный |
Владивостокский медицинский институт, г. Владивосток |
1958 |
Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический |
Воронежский медицинский институт им. H. Н. Бурденко, г. |
1918** |
Лечебный, педиатрический, стоматологический |
Горьковский медицинский институт им. С. М. Кирова, г. |
1918 |
Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический |
Дагестанский медицинский институт, г. Махачкала |
1932 |
Лечебный, педиатрический, стоматологический |
Ивановский медицинский институт, г. Иваново |
1930 |
Лечебный, педиатрический |
Ижевский медицинский институт, г. Ижевск |
1933 |
Лечебный, педиатрический |
Иркутский медицинский институт, г. Иркутск |
1919 |
Лечебный, санитарно-гигиенический, стоматологический, |
Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт им. |
1814 |
Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, |
Калининский медицинский институт, г. Калинин |
1954*** |
Лечебный, стоматологический |
Кемеровский медицинский институт, г. Кемерово |
1956 |
Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, |
Красноярский медицинский институт, г. Красноярск |
1942 |
Лечебный, педиатрический, стоматологический |
Кубанский медицинский институт им. Красной Армии; г. |
1920 |
Лечебный, педиатрический, стоматологический |
Куйбышевский медицинский институт, г. Куйбышев |
1942 |
Лечебный, педиатрический, стоматологический, |
Курский медицинский институт, г. Курск |
1935 |
Лечебный, фармацевтический |
Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени |
1935 |
Педиатрический |
Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт (см.); |
1907 |
Лечебный, санитарно-гигиенический |
2-й Московский ордена Ленина медицинский институт им. Н. |
1906 |
Лечебный, педиатрический, медико-биологический |
Московский ордена Трудового Красного Знамени медицинский |
1922 |
Лечебный, стоматологический |
Омский ордена Трудового Красного Знамени медицинский |
1920 |
Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, |
Оренбургский медицинский институт, г. Оренбург |
1944 |
Лечебный, педиатрический |
Пермский медицинский институт, г. Пермь |
1930 |
Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, |
Пермский фармацевтический институт, г. Пермь |
1937 |
Фармацевтический |
Пятигорский фармацевтический институт, г. Пятигорск |
1943 |
Фармацевтический |
Рязанский медицинский институт им. акад. И. П. Павлова, г. |
1950**** |
Лечебный, санитарно-гигиенический, фармацевтический |
Саратовский ордена Трудового Красного Знамени медицинский |
1909 |
Лечебный, педиатрический |
Свердловский ордена Трудового Красного Знамени медицинский |
1920 |
Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, |
Северо-Осетинский медицинский институт, г. Орджоникидзе |
1939 |
Лечебный, педиатрический |
Смоленский медицинский институт, г. Смоленск |
1920 |
Лечебный, педиатрический, стоматологический |
Ставропольский медицинский институт, г. Ставрополь |
1938 |
Лечебный, педиатрический, стоматологический |
Томский ордена Трудового Красного Знамени медицинский |
1888 |
Лечебный, педиатрический, фармацевтический, |
Тюменский медицинский институт, г. Тюмень |
1963 |
Лечебный, педиатрический, фармацевтический |
Хабаровский медицинский институт, г. Хабаровск |
1930 |
Лечебный, педиатрический, фармацевтический |
Челябинский медицинский институт, г. Челябинск |
1944 |
Лечебный, педиатрический |
Читинский медицинский институт, г. Чита |
1953 |
Лечебный, стоматологический |
Ярославский медицинский институт, г. Ярославль |
1944 |
Лечебный, педиатрический |
Медицинские и фармацевтические институты М3 Украинской ССР |
||
Винницкий медицинский институт имени Н. И. Пирогова, г. |
1932 |
Лечебный, педиатрический |
Ворошиловградский медицинский институт, г. Ворошиловград |
1956 |
Лечебный |
Днепропетровский ордена Трудового Красного Знамени |
1916 |
Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, |
Донецкий медицинский институт им. А. М. Горького, г. |
1930 |
Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, |
Запорожский медицинский институт, г. Запорожье |
1968 |
Лечебный, фармацевтический |
Ивано-Франковский медицинский институт, г. Ивано-Франковск |
1945 |
Лечебный, стоматологический |
Киевский ордена Трудового Красного Знамени медицинский |
1841 |
Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, |
Львовский медицинский институт (см.); г. Львов |
1894 |
Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, |
Одесский медицинский институт им. Н. И. Пирогова (см. Одесский медицинский институт), г. Одесса |
1900 |
Лечебный, педиатрический, стоматологический |
Полтавский медицинский стоматологический институт, г. |
1967 |
Лечебный, стоматологический |
Тернопольский медицинский институт, г. Тернополь |
1957 |
Лечебный |
Харьковский фармацевтический институт, г. Харьков |
1921 |
Фармацевтический |
Черновицкий медицинский институт, г. Черновцы |
1944 |
Лечебный, педиатрический |
Медицинские институты М3 Белорусской ССР |
||
Гродненский медицинский институт, г. Гродно |
1958 |
Лечебный |
Минский ордена Трудового Красного Знамени медицинский |
1921 |
Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, |
Медицинские и фармацевтические институты М3 Узбекской ССР |
||
Андижанский медицинский институт им. М. И. Калинина, г. |
1955 |
Лечебный, педиатрический |
Самаркандский медицинский институт им. акад. И. П. |
1930 |
Лечебный, педиатрический |
Ташкентский ордена Трудового Красного Знамени медицинский |
1920 |
Лечебный, санитарно-гигиенический, стоматологический |
Ташкентский фармацевтический институт, г. Ташкент |
1937 |
Фармацевтический |
Медицинские институты М3 Казахской ССР |
||
Актюбинский медицинский институт, г. Актюбинск |
1957 |
Лечебный, педиатрический |
Алма-Атинский медицинский институт (см.); г. Алма-Ата |
1931 |
Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, |
Карагандинский медицинский институт, г. Караганда |
1950 |
Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, |
Семипалатинский медицинский институт, г. Семипалатинск |
1953 |
Лечебный, педиатрический |
Медицинский институт М3 Грузинской ССР |
||
Тбилисский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт |
1918 |
Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, |
Медицинский институт М3 Азербайджанской ССР |
||
Азербайджанский медицинский институт им. Н. Нариманова |
1919 |
Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, |
Медицинский институт М3 Литовской ССР |
||
Каунасский медицинский институт (см); г. Каунас |
1950 |
Лечебный, стоматологический, фармацевтический |
Медицинский институт М3 Молдавской ССР |
||
Кишиневский медицинский институт (см.); г. Кишинев |
1945 |
Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, |
Медицинский институт М3 Латвийской ССР |
||
Рижский медицинский институт (см.); г. Рига |
1950 |
Лечебный, педиатрический, стоматологический, |
Медицинский институт М3 Киргизской ССР |
||
Киргизский медицинский институт (см.); г. Фрунзе |
1939 |
Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, |
Медицинский институт М3 Таджикской ССР |
||
Таджикский медицинский институт имени Абу-Али ибн Сины |
1939 |
Лечебный, педиатрический, стоматологический |
Медицинский институт М3 Армянской ССР |
||
Ереванский медицинский институт (см.); г. Ереван |
1922 |
Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, |
Медицинский институт М3 Туркменской ССР |
||
Туркменский медицинский институт (см.); г. Ашхабад |
1932 |
Лечебный, педиатрический, стоматологический |
Университеты, имеющие медицинские факультеты |
||
Вильнюсский государственный университет им. В. Капсукаса, |
1641 |
Лечебное, педиатрическое, санитарно-гигиеническое |
Кабардино-Балкарский государственный университет, г. |
1966 |
Лечебный |
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, |
1967 |
Лечебный |
Петрозаводский государственный университет, г. |
1960 |
Лечебный |
Тартуский государственный университет (см.); г. Тарту |
1802 |
Лечебное, педиатрическое, стоматологическое, |
Ужгородский государственный университет, г. Ужгород |
1945 |
Лечебный |
Чувашский государственный университет им. И. П. Ульянова, |
1967 |
Лечебный |
Якутский государственный университет, г. Якутск |
1959 |
Лечебный |
Университет дружбы народов им. П. Лумумбы, г. Москва |
1960 |
Лечебный |
Библиография: Ермаков В. В. Высшее медицинское образование в СССР, М., 1967; Исаков Ю. Ф. и Грачев С. В. Высшая медицинская школа на новом этапе, Сов. здравоохр., № И, с. 35, 1977; Чикин С. Я. и др. Здравоохранение и подготовка врачебных кадров в СССР, М., 1980.
Ю. Ф. Исаков.