НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ, в медицине
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ — плоскостные и объемные изображения предметов и явлений, специально создаваемые для целей обучения, или производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применяются с целью создания у обучаемых более конкретных, образных представлений об изучаемых предметах, явлениях и событиях и формирования понятий для усвоения отвлеченных связей и зависимостей, а также в сан.-просвет, работе. Н. п. повышают внимание и интерес слушателей к излагаемому вопросу.
Принцип наглядности в обучении был выдвинут впервые еще в 17 в. известным чешским педагогом Ко-менским (J. A. Komensky), к-рый сформулировал «золотое правило»: «все, что… можно, предоставлять для восприятия чувствам…». К. Д. Ушинский под наглядным обучением понимал такое обучение, к-рое строится не на отвлеченных представлениях, а на конкретных предметах, непосредственно воспринимаемых человеком. Он считал необходимым непосредственное восприятие предмета обучаемым и чтобы под руководством преподавателя «.. .ощущения учащегося превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово». На современном этапе непосредственное восприятие конкретных предметов должно способствовать тому, чтобы мысль облекалась не только в слово, но и в конкретное действие. Проф. С. И. Архангельский, разработавший основные принципы теории наглядности, считает, что наглядности в учебном процессе принадлежит как бы «архитектурная» роль: придавать элементам знаний очевидный характер.
Наглядный метод пред ематривает использование в целях обучения как реальных предметов, так и наглядных способов, в т. ч. технических средств информации. Н. п. должны соответствовать содержанию учебных программ и учебников (см. Учебники медицинские), методам и приемам обучения, возрастным особенностям обучаемых, а также удовлетворять определенным научным, профессиональным, эстетическим, санитарно-бытовым, техническим и экономическим требованиям. Н. п. весьма разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приемам использования. Их обычно делят на естественные (натуральные), к-рые наиболее предпочтительны в медицине, и изобразительные.
К естественным Н. п. в медицине относят реальные объекты изучения: непосредственно больной, макро- и микропрепараты, животные, хирургические инструменты, приборы, аппараты, образцы продукции хим.-фарм. промышленности и т. д. Использование этого вида Н. п. может сопровождаться определенными трудностями (недостаточность или отсутствие реальных предметов обучения, ограниченность проведения манипуляций на живом организме и т. д.).
К изобразительным Н. п. относят предметы и явления, изображенные средствами искусства и техники. По способам изображения они могут быть образными (модели, макеты, муляжи, картины и др.) и схематическими, условными, передающими в предмете или явлении самое главное, основное, в определенной логической последовательности, с использованием условных графических знаков, условной раскраски: карты, схемы, диаграммы (см. Графические изображения).
Н. п. делятся на объемные и плоскостные. К объемным Н. п. относятся модели реальных объектов изучения, муляжи, макеты. К объемным относятся также все естественные Н. п. (больной, макро- и микропрепараты и др.).
Любой реальный объект, особенно человеческий организм, является чрезвычайно многообразным и сложным, поэтому при создании модели опускают все несущественное, оставляя лишь главное, что, несомненно, упрощает восприятие.
Модели делятся на две основные группы. Первая группа — вещественные модели, изготовленные из какого-либо материала (гипса, папье-маше, пластмассы, дерева и т. д.) и сохраняющие не только геометрическое подобие с изучаемым объектом, но зачастую и условия, в к-рых действует реальный объект. Такие модели, кроме того, дают возможность отрабатывать в процессе обучения практические умения и навыки. К ним относятся фантомы, на к-рых отрабатываются навыки выполнения мед. манипуляций, напр, модели взрослого человека (цветн. рис. 3), головы новорожденного (цветн. рис. 4), на к-рых проводится отработка реанимационных мероприятий и т. п. Необходимым условием при создании таких Н. п. является близость характеристик моделей к основным характеристикам реального объекта изучения. В преподавании анатомии широко используются разборные и раскрашенные модели различных органов человека (цветн. рис. 1, 2), в преподавании физиологии — модели, позволяющие видеть те или иные физиол, функции («стеклянный человек»).
В ряде случаев модели могут быть в уменьшенном или увеличенном виде.
Муляжи — точные, в натуральную величину копии частей тела, предметов, продуктов. В практике обучения и сан.-просвет, работы они незаменимы, напр., в тех случаях, когда требуется продемонстрировать нек-рые проявления тех или иных заболеваний (состояний) при отсутствии соответствующих реальных объектов (поражение отравляющими веществами, лучевое поражение, редкие дерматозы и т. д.).
Макеты — это упрощенные модели, в к-рых объемное изображение оригинала не только уменьшено в размерах, но и может иметь незначительные отклонения от натуры. Разборные макеты нашли широкое применение в преподавании сан.-гиг. дисциплин, организации здравоохранения, судебной медицины и т. д. Изготовленные из пластмасс, дерева, папье-маше и других материалов, макеты позволяют демонстрировать как в целом, так и в разрезе либо в отдельных частях и деталях оборудование и устройство б-ц и других леч.-проф, учреждений, сан.-гиг. устройства и т. д.
Вторая группа — модели, не сохраняющие геометрического подобия с изучаемым объектом и отражающие не столько физические, сколько его функц, характеристики. В этом случае отношение между объектом и моделью строится на основе тождественности связей между элементами объекта или математического аппарата, описывающего эти связи. К такой категории моделей относят диагностические электрифицированные схемы (напр., схемы кровообращения, путей передачи инфекций, движения меченых атомов и т. д.), а также устройства, в к-рых приборы соединены с объемной и полуобъемной схемой (напр., аппараты, имитирующие действие сердца, искусственная почка), дающие возможность показать аппарат и в действии.
К плоскостным Н. п. относят изображения, выполненные на бумаге, картоне, пленке, стекле, фотобумаге и других материалах различными способами — типографским, трафаретным, фотографическим и др. Это учебные таблицы, микротаблицы, схемы, диаграммы (см. Диаграмма), графики, чертежи, фотографии, карты, картограммы (см. Картограмма) и т. д.
Из плоскостных Н. п. наибольшее распространение, особенно для больших аудиторий, получили цветные диапозитивы (слайды), к-рые можно демонстрировать на экране на протяжении всей лекции (занятия) или доклада. Экранные Н. п., звуковые учебные пособия вместе с проекционной аппаратурой, магнитофоном, телевизором и т. д. объединяются в группу технических средств обучения (см.). К ним относятся обучающие машины и другие устройства, применяемые для программированного обучения.
Учитывая, что применяемые в медицине Н. п. в основном статичны, т. е. весьма ограниченно отражают динамические процессы, использование принципа наглядности зачастую имеет в виду именно технические средства, такие, как учебное кино (см. Кинематография в медицине), учебное телевидение (см. Телевидение в медицине), видеозапись и др.
К Н. п. в широком смысле относят также и грампластинки с записью лекций и докладов выдающихся ученых-медиков страны, изданные двумя сериями (19 грампластинок) Главной редакцией Большой медицинской энциклопедии АМН СССР, а также магнитофонные записи.
При создании и использовании наглядных учебных пособий соблюдаются следующие основные требования: Н. п. должны отражать существенные свойства реальных объектов и быть простыми, иметь четкое, контрастное и по возможности яркое изображение, соответствовать размерам конкретной аудитории и быть по возможности однотипными; содержание Н. п. должна оказывать помощь в раскрытии теоретических положений и практических мероприятий, в понимании сущности различных закономерностей и т. д., соответствовать степени научной разработки тех или иных положений, отражать современное состояние науки; Н. п. должны быть краткими, образными, не перегруженными излишней информацией, их фрагментарность не должна противоречить целостности объективного процесса или явления.
В медицине и в сан.-просвет, работе применение Н. п. рекомендуется на всех этапах познавательного и учебного процесса: при сообщении новых знаний и их закреплении, выработке умений и навыков, при выполнении домашних заданий и осуществлении контроля усвоения и др.
В советской мед. школе наглядности обучения отводится большая роль — она органически включается в учебный процесс в сочетании с объяснениями преподавателя. Слово и наглядность в обучении находятся в тесном взаимодействии, а их соотношение может меняться в зависимости от конкретных целей обучения, содержания предмета, наличия Н. п., их качества и т. д. По методам и приемам использования Н. п. делят на пособия, предназначенные для демонстрации на лекции, практическом занятии, уроке, и на пособия для самостоятельной работы обучаемых.
Т. о., преподавание в мед. школе предусматривает широкое использование Н. п., особенно в тех случаях, когда у учащихся нет конкретных представлений об изучаемом предмете или им необходимо отработать какие-либо практические навыки. Выбор того или иного средства наглядности, метода и приема использования его зависит от целей и задач, к-рые предстоит решить в процессе обучения; совр, дидактика требует использования обоснованного комплекса различных методов и средств, в т. ч. и средств наглядности.
В СССР специализированной организацией по производству и реализации медицинских и биол, учебнонаглядных пособий для высших и средних мед. учебных заведений и школ Мин-ва просвещения СССР, а также по поставкам на экспорт является Республиканское промышленно-производственное объединение Медучпособие М3 РСФСР. Н. п. могут быть изготовлены также в учебных заведениях и учреждениях здравоохранения.
Библиография: Активно развивать вузовскую дидактику, Вестн, высшей школы, № 3, с. 13, 1909; А р х а н г e л ь с к и й С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе, с. 341, М., 1974; Й л ь и н а Т. А. Педагогика, с. 278, М., 1969; Методические рекомендации к применению учебного фильма в медицинском вузе, М., 1977; Практика и познание, под ред. Д. П. Горского и др., с. 312, М., 1973; Технические средства обучения и наглядные пособия в медицинском вузе, Методические рекомендации, сост. Л. Я. Резников, Л., 1979.
Б. И. Зудин.