НЕОГИППОКРАТИЗМ
Неогиппократизм — направление в теоретической медицине развитых капиталистических стран, оформившееся в 20-х гг. 20 в. и возрождающее принципы учения Гиппократа об индивидуальном и целостном подходе к больному.
Неогиппократизм является своеобразной реакцией на технизацию и специализацию медицины, приводящих к утрате врачом непосредственного и целостного восприятия больного. Наиболее видные представители Неогиппократизма — итальянский историк медицины А. Кастильони, английский клиницист Кавадиас (A. Cawadias), итальянский клиницист Пенде (N. Pende), французский историк медицины Леньель-Лавастин (P. M. M. Laignel-Lavastine) и франц. клиницист Мартини (M. Martini). Пытаясь преодолеть кризис медицины, они стремились соединить под флагом теоретической медицины, общей терапии и патологии гомеопатию (см.) и физиологическое учение И. П. Павлова, фрейдизм (см.) и теорию нервизма (см.), призывали к использованию «всех методов исцеления».
Сторонники Неогиппократизма считают необходимым ориентироваться на изучение организма здорового человека, его конституции (см.), темперамента (см.) и психофизиологии с тем, чтобы подойти к комплексному познанию морфофизиологического и психического состояния конкретного больного.
Используя представления Гиппократа о типах телосложения и темперамента, сторонники Н. вводят понятие об индивидуальных биотипах — специфической форме организации наиболее типичных морфофизиологических и психических индивидуальных свойств человека. Однако при построении классификации биотипов создатели биотипологии — учения о биотипах — не избежали ограниченности конституциональной медицины (см. Конституция, философские аспекты учения о конституции). Так, Пенде все типы конституции (биотипы) подразделяет по признаку пропорций тела и особенностям реактивности, Мартини классифицирует биотипы, опираясь на гистологическое строение тканей.
В биотипических схемах все проявления биотипов не просто сводятся к деятельности основных органов и систем; при их помощи создатели биотипологии стремятся подвести нек-рые стороны человеческих отношений под биологическую, точнее биотипологическую основу. Подобные представления создают реальную основу для возникновения биологизаторских тенденций биотипологии, заключающихся в попытке доказать, что биол, особенности человека (см.) определяют его поведение, образ мыслей, деятельность и др.
Элементы биологизаторства, схематизм конституциональных построений, методологические недочеты свидетельствуют о несостоятельности Н. как научной теории медицины. В то же время Неогиппократизм стремится заменить абстрактные представления о болезни изучением реальной патологии конкретного больного. Сторонники Н. способствуют восстановлению принципа индивидуального подхода к больному, принципа целостности, наиболее полным выразителем и носителем к-рых, по их мнению, является врач общей практики — домашний врач. Именно фигура домашнего врача — своего рода диспетчера — стала знаменем практической деятельности Н. Такая методология целиком отвечает прогрессивным материалистическим традициям современной медицины (см.), характеризующейся все большей дифференциацией и специализацией. Однако принципы системной целостности, единства общего и единичного могут быть правильно поняты только с позиций материалистической диалектики (см.), а не путем механического перенесения представлений Гиппократа в современные условия.
См. также Материализм и идеализм.
Библиография: Лисицын Ю. И. Современные теории медицины, «Болезни цивилизации» и их буржуазные теоретики, с. 248, М., 1968; он же, Социальная гигиена и организация здравоохранения (лекции), с. 359, М., 1973; Traite de medecine biotypologique, pubi, par N. Pende, P., 1955; Troisieme congres international de medecine neo-hippocratique, Arch. hosp. (Paris), p. 297, 1957.
Ю. П. Лисицын.