ПАРТА
ПАРТА предназначена для оборудования I —IV классов школ и детских лечебно-профилактических учреждений и представляет собой одноместный или двухместный стол с наклонной крышкой, неподвижно соединенный со скамьей. П., правильной конструкции и соответствующая росту учащегося, должна обеспечивать наиболее правильное положение тела во время занятий (рис. 1), создавать наилучшие условия для чтения и письма, способствовать наименьшему мышечному напряжению.
В нашей стране П. изготовляются в соответствии с ГОСТ 5994—79 «Парты школьные. Типы и функциональные размеры», ГОСТ 22046— 76 «Мебель школьная. Общие технические условия».
П. изготовляют целиком из дерева пли на металлическом основании с деревянными спинкой, сиденьем, крышкой (рис. 2), а также из синтетических материалов, разрешенных органами сан.-эпид, службы. Одноместные и двухместные П. с постоянным и переменным наклоном крышки имеют или постоянные, или регулируемые параметры (рис. 2). В зависимости от роста учащихся парты с постоянными параметрами делятся на три группы: А — для учащихся, имеющих рост до 130 см включительно; Б — для учащихся, имеющих рост св. 130 см до 145 см включительно; В — для учащихся, имеющих рост св. 145 см до 160 см включительно.
Основные размеры П. представлены в таблице.
Таблица. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ПАРТ по ГОСТ 5994 — 79
Наименование размеров |
Нормативные размеры (мм) парт для групп |
||
А |
Б |
В |
|
Высота крышки парты над полом со стороны сидящего (Н) |
540 |
600 |
660 |
Ширина крышки (В) |
450 — 500 |
4 5 0 — 500 |
450 — 500 |
Ширина откидной части крышки (B1) |
160 — 1 80 |
160 — 1 80 |
160 — 1 80 |
Высота переднего края сиденья над полом (H1) |
320 |
360 |
400 |
Глубина сиденья (В2), не менее |
260 |
280 |
300 |
Высота нижнего края спинки над сиденьем (Н2) |
120 |
135 |
150 |
Высота спинки (Н3) |
60 — 120 |
70 —135 |
80 —150 |
Дистанция спинки (В3) |
240 |
260 |
280 |
Отрицательная дистанция сиденья (В4) |
— 40 |
— 40 |
— 40 |
В каждом классе учащиеся распределяются ые менее чем по 2—3 ростовым группам, поэтому в классы ставят парты 2—3 размеров. Детей с пониженной остротой слуха сажают за первые па*рты, с пониженной остротой зрения — за первые парты у окна, где лучше естественное освещение.
Размеры и соотношение основных элементов П. (рис. 3) устанавливаются на основании измерения роста и отдельных частей тела учащихся. Высота сиденья соответствует длине голени со стопой в обуви до подколенной ямки. При меньшей высоте стула в результате образования в коленном и тазобедренном суставах острых углов сдавливаются сосуды и нервы в подколенной ямке, поза становится неустойчивой. Если скамья слишком высокая, ноги свисают, уменьшается площадь опоры, учащийся садится на край скамьи, чтобы увеличить площадь опоры, в результате чего также сдавливается сосудисто-нервный пучок в подколенной ямке. Глубина сиденья должна быть не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра сидящего. Узкое сиденье уменьшает площадь опоры; при глубоком как опора для туловища спинка скамьи не используется. Наличие опоры снижает утомляемость мышц спины.
Крышка П. должна быть наклонена под углом 7 —12° или иметь приспособление, позволяющее самим учащимся придавать ей наклонное (из горизонтального) положение. При таком положении крышки и небольшом наклоне головы при расстоянии от глаз до тетради в 25 см создаются благоприятные условия для зрительного восприятия.
Правильное положение тела учащегося определяется соотношением элементов стола и скамьи, основными из к-рых являются: дифференция, дистанция спинки и дистанция сиденья. Дифференция — расстояние по вертикали от заднего края стола до сиденья. Она обеспечивает правильное положение предплечий на парте во время занятий и должна равняться разности высот сиденья и локтя свободно опущенной руки сидящего школьника плюс 5 — 6 см. Заниженная или завышенная дифференция вынуждает школьника опускать или поднимать правое плечо во время письма, что приводит к асимметрии тела и искривлению позвоночника. Дистанция спинки — расстояние по горизонтали от заднего края крышки П. до спинки скамьи. Она должна равняться переднезаднему размеру туловища школьника плюс 3—5 см. При завышенной дистанции спинки ученик не может использовать спинку как дополнительную опору, мышцы туловища быстро утомляются, увеличивается наклон корпуса вперед. При недостаточной дистанции спинки школьник оказывается «зажатым» между крышкой парты и спинкой — поза становится неудобной, прогрессирует утомление, падает работоспособность. Дистанция сиденья — расстояние по горизонтали от заднего края крышки до переднего края сиденья; она бывает отрицательной, положительной и нулевой. Правильная посадка при письме обеспечивается отрицательной дистанцией, когда край сиденья заходит на 4 см за край стола. При нулевой дистанции край стола и сиденья располагается на одной вертикальной линии, при положительной — перпендикуляр, опущенный от заднего края стола, проходит впереди сиденья. Нулевая и положительная дистанция при письме неприемлемы, т. к. способствуют неправильной посадке, с большим наклоном корпуса вперед. Положительная дистанция необходима при вставании ученика и выходе его из-за парты. Смена отрицательной дистанции на положительную обеспечивается откидной крышкой стола.
При отклонениях в указанных размерах в результате длительного неправильного положения тела развиваются стойкие патол, изменения: сутуловатость, сколиоз (см.), близорукость (см.).
П. имеет преимущество перед отдельными столами и стульями, т. к. в ней строго зафиксировано правильное соотношение между сиденьем и столом. П. должна быть прочной, устойчивой и подвижной. Конструкция П. не должна затруднять уборку класса и содержание ее в чистоте. П. не должна иметь острых углов и граней, исключать возможность получения травм учащимися. Крышку П. и сиденье со спинкой следует изготовлять из материалов с малой теплопроводностью (дерево, отделочные пластики). Окрашивать П. рекомендуется в светлые тона, для окраски крышки не следует применять блестящих лаков.
Библиография: Альбом чертежей школьных парт, ученических столов и стульев, М., 1959; Замкова М. А. и Криви ц-к а я Э. И. Гигиеническая оценка новой школьной мебели, в кн.: Теория и методика физического воспитания детей, под ред. Е.А. Ашмарина, с. 110, JI., 1971;М ихай-лова JI. В. иШаршаткина Г. А. Поза учащихся во время занятий и размеры школьной мебели, в кн.: Гиг. детей и подростков, под ред. Г. Н. Сердюков-ской и С. М. Громбаха, в. 3, с. 130, М., 1972; Советов G. Е. и Сердюков-с к а я Г. Н. Гигиенические основы проектирования строительства и оборудования школ и детских дошкольных учреждений, М., 1962, библиогр.
Г. Н. Сердюковская.