ПСИХИЧЕСКИЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ
ПСИХИЧЕСКИЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ (греч, psychikos душевный, духовный; дизонтогенез) — нарушение психического развития преимущественно в детском п подростковом возрасте в результате патологии созревания структур и функций головного мозга.
Термин «психический дизонтогенез» появился в советской литературе по психиатрии в 70-х гг. 20 в. П. д. рассматривают как составную часть общего дизонтогенеза. Различают антенатальный и постнатальный дизонтогенез. Основными типами II. д. являются ретардация, или задержанное развитие, диспропорциональное, или искаженное психическое развитие, и нарушенное психическое развитие на основе возрастной дисфункции созревания.
Термином «ретардация» обозначают временную или стойкую остановку психического развития, а также задержку его темпа. Различают общую психическую ретардацию и частичную (парциальную) ретардацию отдельных психических функций и свойств личности. Диспропорциональным развитием Г. Е. Сухарева (1959) и другие исследователи называют неравномерное, диссоциированное психическое развитие, возникающее на основе асинхронного развития, проявляющегося опережением созревания одних психических функций и свойств формирующейся личности и отставанием других. Нарушенное психическое развитие на основе возрастной дисфункции созревания возникает в результате закрепления под влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды незрелых форм реагирования, свойственных более раннему периоду онтогенеза (см.).
Клин. проявления ретардации разнообразны. Общая психическая ретардация лежит в основе олигофрений (см.) и так наз. задержек психического развития, включая часть случаев психического инфантилизма (см. Инфантилизм, психический). Парциальная психическая ретардация имеет место при невропатии (см.), при некоторых состояниях психического инфантилизма, которые могут становиться основой формирования ряда психопатий (см.), напр. неустойчивого и истерического типа. Кроме того, она может выражаться отставанием развития отдельных психических функций, в частности внимания, пространственного восприятия, речи, письма, счета.
При диспропорциональном развитии возможны различные клин, варианты психопатии и акцентуации характера (см. Психопатии): шизоидный, эпилептоидный, психастенический, гипертимный типы и др., психогенное патол, формирование личности. Кроме того, при диспропорциональном развитии может наблюдаться ранний детский аутизм — синдромы Каннера. Аспергера и др. Общими чертами этих синдромов являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности ребенка в контакте с окружающими, эмоциональная холодность, боязнь новизны, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям. Для синдрома Каннера характерны отставание в развитии речи и та или иная степень интеллектуальной недостаточности, а для синдрома Аспергера — опережающее речевое и интеллектуальное развитие.
При нарушенном психическом развитии на основе дисфункции созревания имеет место более или менее длительное сохранение преходящих форм реагирования, свойственных в норме более ранним возрастным этапам развития ребенка, или проявления регрессивного поведения (двигательные стереотипии, эхолалия, эхопраксия, заикание и запинки в речи, страхи, некоторые виды патол. фантазирования, так наз. патологические привычные действия у детей), встречающиеся при различных психических болезнях (см.). П. д. на основе возрастной дисфункции созревания в ряде случаев может наблюдаться в более поздние возрастные периоды.
Некоторые исследователи, напр. В. В. Ковалев (1979), выделяют негативно-дизонтогенетические и продуктивно-дизонтогенетические симптомы и синдромы. К негативно-дизонтогенетическим симптомам относят ретардации и диссоциации психического развития. Продуктивно-дизонтогенетические симптомы обусловлены высвобождением онтогенетически более ранних уровней и форм психического реагирования.
По особенностям происхождения и динамики различают эволютивный (непроцессуальный) П. д., в основе к-рого лежит только фактор наруше ния развития, и процессуальный П. д., являющийся следствием болезненного процесса (шизофрении, эпилепсии , прогрессирующего органического заболевания), возникшего до завершения созревания ц. н. с. Кроме того, некоторые исследователи выделяют так наз. доманифестный П. д. при шизофрении. Динамика нарушений, связанных с непроцессуальным П. д., носит эволютивный характер, т. е. подчиняется общим закономерностям нормального психического развития, но отличается от него по темпу, срокам созревания и характеру соотношений отдельных компонентов личности. Динамика клин, проявлений процессуального П. д. более сложная и в значительной степени зависит от тяжести и темпа течения основного заболевания.
Патогенетическую основу П. д. составляют механизмы нарушения темпа и последовательности созревания п. н. с. Однако нейрофизиол. сущность этих механизмов изучена недостаточно. В происхождении П. д. могут играть роль как биологические (генетические, экзогенио-органические), так и социально-психологические средовые патогенные факторы. П. д., обусловленный социально-психологическими патогенными воздействиями, носит менее глубокий и более обратимый характер по сравнению с П. д., вызванным биол, факторами. Это связано с большей степенью зрелости и сформированности структур и функций головного мозга в период, когда начинают действовать патогенные социально-психологические факторы.
П. д. является основным патогенетическим фактором при многих психических болезнях, имеющих характер патол, состояний, в частности при таких врожденных аномалиях, как олигофрении, психопатии, психический инфантилизм и др. При психических болезнях, имеющих характер процесса, напр, при шизофрении, П. д. играет роль дополнительного патогенетического фактора при начале заболевания в детском и подростковом возрасте. Наряду с этим П. д. является одним из важных факторов так наз. измененной почвы, который приобретает особое значение при возникновении различных психогенных заболеваний — неврозов (см.), реактивных состояний, психогенного патол, развития личности (см. Патологическое развитие личности). Роль П. д. особенно возрастает в переходные возрастные периоды, прежде всего в пубертатный.
Знание типов и клин, проявлений П. д. имеет практическое значение для диагностики, прогноза, а также разработки мер профилактики, лечения и социальной реабилитации при психических болезнях.
Библиография: Башина В. М. Ранняя детская шизофрения, М., 1980; Вро-н о М. Ш. О психических дизонтогениях у детей, Вестн. АМН СССР, № 10, с. 67, 1979; Ковалев В. В. Проблема взаимоотношений биологического и социального в психиатрии детского возраста, Журн. невропат- и нсихиат., т. 73, № 10, с. 1508, 1973, библиогр.; он же, Психиатрия детского возраста, М., 1979; о н ж е, Психический дизонтогенез как клинико-патогенетическая проблема психиатрии детского возраста, Журн. невропат, и психиат., т. 81, № 10, с. 1505, 1981, библиогр.; Нарушения созревания структур и функций детского организма и их значение для клиники и социальной адаптации, под ред. В. В. Ковалева, с. 7, 57, М., 1976; Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста, т. 2, с. 343, М.., 1959, т. 3, с. 238, М., 1965; Ушаков Г. К. Детская психиатрия, с. 45, М., 1973; Юрьева О. П. О типах дизонтогенеза у детей, больных шизофренией, Журн. невропат, и психиат., т. 70, № 8, с. 1229, 1970; Kretschmer E. Konstitutionelle Entwicklungsphysiologie, ihre experimentelle und arbeitswissenschaftliche Erforschung, Z. menschl. Vererb.- u. Konstit.-Lehre, Bd 32, S. 337, 1954; он же, Akzeleration und Retardierung vom psychiatrischen Standpunkt aus, Z. Kinderpsy-chiat., S. 106, 1959; он же, Medizinische Psychologie, Stuttgart, 1971; о н ж e, Reifung als Grund von Krise und Psychose, Stuttgart, 1972.
В. В. Ковалев.