Сидение в пробке вызывает рост артериального давления, который длится 24 часа
Медленного движения в автомобильной пробке достаточно, чтобы поднять кровяное (или артериальное) давление (АД). Но исследователи обнаружили, что скачок АД происходит независимо от внешних стрессоров и может быть вызван плохим воздухом, поступающим в машину из окружающей среды.
Исследователи из Вашингтонского университета (UW) провели рандомизированное перекрестное исследование и были удивлены, обнаружив, что сидение в пробке и дыхание нефильтрованным воздухом было связано с скачком артериального давления на 4,5 пункта до 24 часов после события.
«Тело имеет сложный набор систем, которые пытаются постоянно поддерживать одинаковое кровяное давление в мозге», — сказал ведущий исследователь Джоэл Кауфман, врач и профессор Университета Вашингтона. «Это очень сложная, жестко регулируемая система, и похоже, что где-то в одном из этих механизмов загрязнение воздуха, связанное с дорожным движением, влияет на кровяное давление».
В исследовании 16 участников в возрасте от 22 до 45 лет ездили в качестве пассажиров по пробкам в час пик в течение трех дней, чтобы измерить влияние загрязнения дорожного движения на кровяное давление. В течение двух дней воздух поступал в автомобиль обычным образом, а на третий день автомобиль был оснащен высокоэффективным воздушным фильтром твердых частиц (HEPA), который блокировал 86% твердых частиц.
Показания артериального давления измерялись за день до, во время и после поездки. Также учитывались диаметр плечевой артерии и экспрессия генов.
Среднее скорректированное значение систолического артериального давления было на 4,5 мм рт. ст. выше исходного уровня и сравнимо с эффектом диеты с высоким содержанием натрия.
«Мы знаем, что такое умеренное повышение артериального давления на популяционном уровне связано со значительным ростом сердечно-сосудистых заболеваний», — сказал Джоэл Кауфман. «Растет понимание того, что загрязнение воздуха способствует проблемам с сердцем. Идея о том, что загрязнение воздуха на дорогах при относительно низких уровнях может так сильно влиять на кровяное давление, является важной частью загадки, которую мы пытаемся решить».
Воздух в городах содержит большое количество ультрамелких частиц диаметром менее 100 нанометров, но которые неоднократно были связаны с рядом плохих последствий для здоровья, связанных с качеством воздуха. Здесь уровень ультрамелких частиц был низким или эквивалентным индексу качества воздуха, равному 36 (показатель ниже 100 считается удовлетворительным), однако фильтры смогли удалить почти все следы загрязнения, прежде чем воздух попадал в автомобиль.
«Сверхмелкие частицы — это загрязняющие вещества, которые были наиболее эффективно отфильтрованы в нашем эксперименте — другими словами, их уровни наиболее высоки на дороге и низки в фильтруемой среде», — сказал Джоэл Кауфман. «Итак, это намек на то, что ультрамелкие частицы могут быть особенно важны [для кровяного давления]. Чтобы доказать это, необходимы дальнейшие исследования, но это исследование дает очень убедительную подсказку о том, что происходит».
Хотя точный механизм запуска АД при дорожном движении еще полностью не известен, исследователи отмечают, что они постарались исключить другие потенциально мешающие факторы.
Отчет был опубликован в журнале Annals of Internal Medicine.