Медицинская энциклопедия

СУДОВАЯ ГИГИЕНА

СУДОВАЯ ГИГИЕНА — раздел гигиены, изучающий условия труда и быта на судах и разрабатывающий соответствующие гигиенические нормативы и профилактические мероприятия.

В поле зрения Судовой гигиены находятся условия размещения экипажа и пассажиров на судне, специфика расположения общественных, санитарно-бытовых и сан.-гиг. помещений, а также помещений медицинского, производственного и служебного назначения, помещений и оборудования судов, используемых для перевозки специализированных грузов, психология и физиология труда, условия работы судового персонала и т. д.

Характерной особенностью работы персонала судов является длительное его пребывание (более 50% времени в течение года) на производственном объекте, на к-ром в связи с этим должны быть созданы необходимые условия для трудовой деятельности, отдыха и жизнеобеспечения.

Морские суда подразделяются на четыре категории: к первой относятся суда неограниченного плавания, включая заграничное, арктическое и антарктическое; ко второй — суда, совершающие рейсы продолжительностью более 24 час.; к третьей— суда, продолжительность рейса к-рых составляет от 6 до 24 час., а также суда технического флота; к четвертой — суда, совершающие рейсы продолжительностью 6 час. и менее. Суда внутреннего (речные и озерные) и смешанного (река — море) плавания разделяются на три группы: к первой принадлежат суда, продолжительность непрерывного пребывания экипажа и пассажиров на борту к-рых превышает 16 час., ко второй группе — при продолжительности до 16 час., к третьей — до 8 час.

С учетом такой классификации Судовая гигиена разрабатывает необходимые сан. правила, нормы, требования, методические рекомендации и инструкции, являющиеся обязательными для всех судостроителей и судовладельцев.

Помещения для экипажа и пассажиров с индивидуальными спальными местами располагают выше ватерлинии, т. е. линии соприкасания борта с поверхностью воды. Каюты, как правило, должны быть одно- и двухместные. Необходимая высота судовых помещений — не менее 2 м, полезная кубатура не менее 6 м3 на 1 человека. Для судов III и IV категорий допускается высота 1,9 м. Площадь палубы на одного человека устанавливается от 3 до 7,5 м2. Койки располагаются головной частью к диаметральной плоскости или носу судна. Около коек, расположенных у борта, устанавливается дополнительный теплоизоляционный щит высотой не менее 0,45 м.

На судах всех категорий имеются умывальни, уборные, душевые или банные помещения. Минимальная площадь душевой секции — 0,8 ж2, кабины — 1,6 м2, санузла с душем, умывальником и унитазом — 3 м2 (с ванной — 4,3 м2), площадь кабины уборной — 0,95 м2. Из расчета на 8 человек устраивается один унитаз, один умывальник, ванна или душ. Около унитазов предусматриваются штормовые поручни. На 50 женщин оборудуется отдельное помещение для гигиены женщин.

На отечественных судах имеются помещения мед. назначения: при численности экипажа более 20 человек — санитарная каюта, а более 40 человек — лазарет, изолятор и др. При численности более 200 человек оборудуются амбулатория, стерилизационная, операционная, предоперационная, рентгеновский, физиотерапевтический, зубоврачебный, гинекологический кабинеты (устраивается при наличии на судне более 100 чел. женского персонала), лаборатория, фотолаборатория, мужской и женский стационары, фотарии (исключая суда, предназначенные только для тропических рейсов), мед. кладовые.

Характерной особенностью обитания на судне является постоянная смена климатических зон и часовых поясов. Это приводит к нарушению суточного режима физиол. функций (см. Биологические ритмы). Особенно сложные климатические условия плавания отмечаются в тропиках и холодных районах Мирового океана.

Существенное значение при плавании в тропиках имеет солнечная радиация, уровень к-рой колеблется здесь от 0,5 до 1,67 гкал/см2 в 1 мин., а в среднем составляет 1,33 гкал/см2 в 1 мин. При проектировании различных судовых систем, предназначенных для работы в тропиках, расчетная температура наружного воздуха принимается в 34° при относительной влажности 80% и температуре забортной воды 30—32°.

Обеспечение комфортных условий микроклимата (см.) в жилых и бытовых помещениях судов зависит прежде всего от правильного проектирования систем кондиционирования воздуха (см.). Круглогодичное кондиционирование воздуха должно предусматриваться в жилых, общественных, служебных, медицинских помещениях на судах, совершающих плавание в р-нах с наружной расчетной температурой выше 25°. При высокой наружной температуре и влажности (см.) воздуха температурно-влажностный перепад оказывает влияние на организм в момент входа и выхода человека из охлаждаемой каюты.

Нормативы микроклиматических условий в судовых помещениях регламентируются «Санитарными правилами для морских судов СССР». Ими определены нормативная температура, влажность и скорость движения воздуха в жилых и служебных помещениях, на постах управления и т. д. в летний и зимний периоды для разных р-нов плавания, а также разработаны рекомендуемые величины температурных перепадов в зависимости от наружных метеорологических условий.

Сан. правилами для морских судов СССР регламентированы микроклиматические условия в зимний и летний период для судовых помещений, оборудованных системами отопления и вентиляции, а также определены при использовании систем кондиционирования величины воздухообмена и нормы подачи воздуха в различные судовые помещения. Перепад между температурой воздуха внутри кают и наружной не должен превышать 15°. В тех случаях, когда он превышает 15°, необходимо вводить ступенчатые перепады температур (шлюзование), что достигается охлаждением воздуха в коридорах, Относительная влажность воздуха поддерживается в пределах 40—60%.

Прокладка магистральных трубопроводов пара через жилые и мед. помещения не допускается. Вентиляция судовых помещений должна быть приточно-вытяжной с искусственным или естественным побуждением (см. Вентиляция). На грузовых транспортных судах, перевозящих пылеобразующие или другие вредные грузы, в системе приточной искусственной вентиляции устанавливаются фильтры очистки от пыли и газов.

Естественная вентиляция должна быть самостоятельной для каждого помещения на одной палубе без разветвленной системы в горизонтальной плоскости. Все приточные вентиляционные устройства и вытяжные отверстия естественной вентиляции следует оборудовать съемными приспособлениями защиты от комаров и гнуса. На камбузе подачу воздуха с помощью искусственной вентиляции необходимо производить к основным рабочим местам (к плите, разделочным столам и т. д.) через воздухораспределительные устройства, позволяющие регулировать его направление и скорость движения. В холодный период года воздух, подаваемый на рабочие места, необходимо подогревать до температуры не ниже 18°. Отверстия вытяжной вентиляции на камбузе следует располагать над источниками тепловыделения (плита, котел, сковорода и т. д.) и иметь вертикальные свесы. Установка наклонных зонтов над камбузными плитами запрещается. В столовых, ресторанах расположение приточных и вытяжных отверстий должно обеспечивать равномерную вентиляцию всего помещения. Приточная вентиляция энергетических отделений должна быть искусственной. Приточный воздух подается в рабочую зону на места несения постоянной вахты, а также на ремонтные площадки. В машинных и котельных помещениях с постоянной вахтой необходимо воздушное душирование постов управления. В летний период воздух охлаждается до t° 22°, в зимний — до t° 18—23°.

Помещения для экипажа, пассажиров и служебные помещения имеют естественное и искусственное освещение, к-рое должно соответствовать нормам искусственного освещения на судах морского флота. Естественное освещение (см.) обеспечивается через иллюминаторы, окна, световые фонари. Во вспомогательных и бытовых помещениях (кладовых, коридорах, уборных, душевых и и т. д.) естественное освещение не обязательно. Коэффициент естественной освещенности (КЕО) в жилых, служебных и рабочих помещениях, расположенных в корпусе судна, должен быть не менее 0,2. Если по конструктивным соображениям невозможно обеспечить нормированные значения КЕО, допускается подсвечивание отдельных зон помещения светильниками с люминесцентными лампами. В этих случаях нормированные значения КЕО могут быть снижены до 50%.

Каждое судно должно быть обеспечено водой в достаточном количестве. Рекомендуется устройство единой системы снабжения пресной водой, качество к-рой должно отвечать требованиям, предъявляемым к питьевой воде (см.). Минимальная норма расхода воды на одного человека в сутки на судах первой категории: питьевой — 50 л, хозяйственной — 100; на судах второй категории — соответственно 40 и 90 л; на судах третьей категории — 30 и 40 л.

При проектировании новых судов, переоборудовании и модернизации старых предусматриваются мероприятия по предупреждению вредного воздействия шума (см.) и вибрации (см.). Предельно допустимые параметры шума и вибрации устанавливаются действующими сан. нормами для всех видов судов.

Весь плавсостав, работники порта и судостроительных заводов согласно приказу М3 СССР проходят ежегодно мед. переосвидетельствование в портовых и бассейновых поликлиниках и больницах.

Атомные суда. Использование на судах ядерной энергетической установки определило развитие нового направления в С. г., ориентированного на обеспечение радиационной безопасности экипажа и окружающей среды в р-нах плавания. Для снижения доз радиационного воздействия (см. Дозы ионизирующих излучений) до безопасных уровней на судне предусматривается единая система радиационной безопасности (см.). Она включает комплекс мероприятий, обеспечивающий разделение всех помещений атомного судна на зоны строгого и свободного режима и позволяющий локализовать все виды радиационного воздействия в пределах зоны строгого режима. Данный комплекс предусматривает вход и выход из зоны строгого режима только через санпропускники принудительного типа, обязательное при этом переодевание в специальную одежду (см. Одежда специальная), а также дозиметрический контроль обслуживающего персонала (см. Дозиметрический контроль). Наиболее опасные в радиационном отношении ядерные реакторы (см. Реакторы ядерные), коммуникации и системы контура первичного теплоносителя располагаются в герметичных выгородках или в защитном герметичном контейнере. Управление системами и механизмами, размещенными в зоне строгого режима, в основном производится дистанционно, что позволяет значительно сократить время пребывания обслуживающего персонала в этой зоне. Учитывая возможность появления радиоактивных газов и аэрозолей, в зоне строгого режима создается автономная система вентиляции или кондиционирования воздуха с очисткой его от радиоактивных веществ на специальных фильтрах. Для обеспечения радиационной безопасности при проведении ремонтных работ в зоне строгого режима используются индивидуальные средства защиты членов экипажа (изолирующие пневмокостюмы, респираторы, специальная обувь и др.). Средства для сбора и временного хранения жидких и твердых радиоактивных отходов позволяют передать их на береговые или плавучие сооружения для дезактивации или постоянного хранения.

Опыт длительной эксплуатации атомных ледоколов свидетельствует о том, что созданная на них система радиационной безопасности позволяет обслуживать ядерно-энергетическую установку без переоблучений экипажа и исключает загрязнение окружающей среды радиоактивными веществами. Т. о., проблема обеспечения радиационной безопасности на атомных судах нашла в СССР успешное решение.

См. также Водный транспорт.

Библиография:

Канеп В. В., Слуцкер Д. С. и Шафран Л. М. Адаптация человека в экстремальных условиях среды, Рига, 1980;

Руководство по гигиене водного транспорта, под ред. Е. П. Сергеева, М., 1974; Справочник по гигиене труда, под ред. Б. Д. Карпова и В. Е. Ков-шило, с. 319, Л., 1979; Стенько Ю. М. Психогигиена моряка, Л., 1981; Эльпинер Л. И. Водоснабжение морских судов, М., 1975.

Ю.М.Стенько, Ю. Г. Нефедов.

Поделитесь в соцсетях
Back to top button