Медицинская энциклопедия

ТЕОЛОГИЯ

ТЕОЛОГИЯ (греч. theos бог + logos учение; син. богословие) — систематическое изложение, обоснование и защита средствами рационального мышления религиозных доктрин. Наиболее развита в христианстве, исламе и иудаизме.

Объективно всякая Т. выражает стремление религиозных идеологов укрепить догматы веры с помощью доводов рационального мышления. Материал, к-рым оперирует Т., включает утверждения, почерпнутые из священных книг, комментарии к этим утверждениям, критику взглядов других религиозных течений, а также атеизма. Сторонники нек-рых направлений Т. признают «естественное откровение», т. е. наличие в чувственно воспринимаемом мире свидетельств существования бога, и пытаются произвольно интерпретировать факты реального мира (напрм упорядоченность явлений природы, целесообразность строения и поведения организмов). Формирование Т. связано с защитой вероучения от критики последователей других религий и философски-атеистических учений, а также с потребностью закрепить внутри данной религии господство определенной линии истолкования религиозных догм. Т. эволюционировала в связи с изменением социальных отношений, развитием науки, философии и общественной практики в целом.

В теологических концепциях человек рассматривается как творение бога, состоящее из двух начал: тела, принадлежащего естественному миру, и сверхъестественной души — источника жизни и сознания. Душа здорова, если обращена к богу и побуждает человека действовать в соответствии с божественными установлениями. Она больна, если влечет ко злу — уклонению от выполнения воли божьей и противопоставляет воле бога свою. Главной причиной уклонения души от соблюдения божественной воли Т. считает действие на душу злых сил, противостоящих богу,— дьявола, бесов, джиннов и др. Вселение бесов в тело и угнетение ими души — причина психических расстройств («бесноватости»). С позиций Т. лечение души состоит в освобождении ее от власти злых сил, слиянии ее стремлений с волей бога путем религиозно-нравственного самоусовершенствования, уклонения от козней дьявола. Важное значение в борьбе со злом имеет для верующего помощь священнослужителей, церкви, особенно в тех случаях, когда злые духи уже «вселились» в человека. Христианская Т. признает способность священнослужителей освобождать души человеческие от власти бесов. Практика изгнания бесов (экзорцизм) была широко распространена на протяжении многих столетий. Случаи исцеления экзор-цистами больных истерией объявлялись чудом, а безуспешные попытки лечения объяснялись силой дьявола или тяжестью грехов человека. И в настоящее время экзорцизм еще встречается за рубежом, даже в развитых капиталистических странах — в США, Англии, ФРГ и др.

Теологи, хотя и признают телесное здоровье полезным человеку, но ценят его гораздо ниже, чем душевное, т. к. удовлетворение потребностей тела приковывает человека к материальному миру, отвлекает его от забот о спасении души. Поэтому Т. обосновывает пользу аскетизма — умерщвления плоти, перенесения телесных страданий, подавления телесных потребностей и влечений. Болезни теологи связывают с желанием бога испытать твердость веры человека, создать у него дополнительную потребность в обращении за помощью к богу. Однако поскольку в реальной жизни люди никогда не мирились с болезнями, Т. вынуждена была как-то оправдать и мед. деятельность. Предельное умерщвление влечений плоти и добровольное принятие телесных страданий ради укрепления духа доступно только избранным подвижникам, для остальных людей признавалось нужным сохранять здоровье, чтобы выполнять определенные им богом обязанности. Назначение медицины видели в восстановлении нарушенного болезнью телесного порядка, к-рый якобы заложен божественным творцом. При подобном подходе получало нек-рое оправдание стремление понять гармонию тела, сущность ее нарушений вследствие болезни и пути восстановления здоровья. Неудивительно поэтому, что в эпоху господства религии, когда Т. была авторитетнейшей сферой интеллектуальной деятельности, из среды теологов появились люди, к-рые, стремясь к постижению божественной премудрости в строении и жизнедеятельности тела, занимались (хотя и в весьма неразвитой форме) исследованием организма, поиском новых лекарственных средств. Достаточно сказать, что такой крупный ученый-медик, как М. Сереет, был теологом. Однако большинству медиков Т. стремилась навязать в качестве руководящей идею о том, что излечение даруется свыше, а врачи и мед. средства лишь орудия, посредством к-рых этот «дар» бога реализуется. Вера и молитва больного, а также содействие церкви могут, с точки зрения Т., и без помощи медицины исцелять от различных болезней. Духовенство рекомендовало больным посещение святых мест — священных источников, мощей, могил и др. Подобные рекомендации и в наше время нередко распространяются за рубежом, напр, католическая церковь пропагандирует чудесные исцеления, якобы совершающиеся в результате купания в источнике близ Лурда во Франции.

Т. создавала значительные препятствия для развития медицины, культивируя глубокую неприязнь ко всему, что могло ослабить веру людей в зависимость их здоровья и жизни от воли бога. Поиски нового в сфере медицины, особенно экспериментальные исследования, всегда встречали противодействие основной массы теологов, усматривавших в таких поисках недопустимое вторжение в тайны божьи. В христианстве это проявилось, в частности, в запрещении или резком ограничении церковью в период средневековья и Возрождения анатомического вскрытия трупов. В начале 19 в. неприязнь теологов к изысканиям новых способов лечения болезней выявилась в осуждении оспопрививания как восстания против воли божьей, карающей людей оспой за грехи. В наши дни католическая церковь осуждает научные поиски эффективных и безопасных противозачаточных средств, способов прерывания беременности.

В современных условиях достижения медицины и биологии вынуждают теологов модернизировать содержание религиозных взглядов на здоровье и болезни. Ныне Т. объявляет человека сотрудником бога в продолжающемся творении мира, характеризует телесное здоровье и физическое развитие как ценные факторы человеческой жизни. Вместо традиционного аскетизма проповедуются умеренность и целесообразность в удовлетворении потребностей тела, активная деятельность человека в обществе (так наз. новый аскетизм). Признается важность медицины в охране и восстановлении здоровья, меньше говорится о чудесных исцелениях.

С целью привлечения на свою сторону населения слаборазвитых стран католическая и протестантская церкви направляют в эти страны в качестве миссионеров людей, имеющих не только богословскую, но и мед. подготовку, создают б-цы и лечебные центры. Однако все это сочетается с пониманием медицины как средства реализации божьей воли относительно здоровья человека. По-прежнему утверждается, что болезни, как и страдания вообще, неискоренимы из жизни людей, что они полезны, т. к. напоминают о боге и о необходимости спасения души. Идею бессмертия души многие теологи пытаются подкрепить современными псевдонаучными виталистическими концепциями о наличии в организме нематериального организующего начала. Не случайно многие из современных биологов, защищающих позиции витализма (см.), являются профессиональными теологами — Хаас (I. Haas), Фотергилл (P. Fothergill) и др.

Успехи медицины, здравоохранения и медико-биологических наук являются существенным фактором, опровергающим теологические концепции.

Библиогр.: Габинский Г. А. Теология и чудо, Критика Оогословских концепций, М., 1978; Крывелев И. А. Критика религиозного учения о бессмертии, М., 1979; Наука и теология в XX веке (Критика теологических концепций науки), под ред, В. На Гараджи и А. Д» Сухова* М., 1972; Неговский В. А. Некоторые методологические, проблемы современной реаниматологии, Вопр. философии, № 8, с. 64, 1978; Скибицкий М. М, Современная теология и естествознание, миф о союзе и действительность, М., 1983.,

И.Г. Иванов

Поделитесь в соцсетях
Back to top button