ТИФЛОТЕХНИКА
ТИФЛОТЕХНИКА (греч. typhlos слепой + techne искусство, мастерство, умение) — совокупность приспособлений, приборов и систем, компенсирующих абсолютную или значительную потерю зрения. У абсолютно слепых компенсация осуществляется путем замены визуальной информации адекватными стимулами, воспринимаемыми другими органами чувств, гл. обр. осязанием и слухом. У лиц с остаточным зрением визуальная информация преобразуется таким образом, чтобы обеспечить ее восприятие анализаторами.
В зависимости от назначения тифлотехнические средства подразделяют на приборы для ориентировки и мобильности, средства информационного обеспечения, средства для проф. обучения и трудовой деятельности, учебную тифлотехнику, специальные средства коррекции для лиц с пониженным зрением, приспособления культурно-бытового назначения и приборы для слепоглухих.
Приборы для ориентировки и мобильности облегчают незрячим самостоятельное и безопасное передвижение. Наиболее распространенным и эффективным средством ориентировки является белая трость, к-рая одновременно служит предупреждающим знаком для водителей транспорта. Непременным условием при пользовании тростью является обучение незрячих ориентировке и мобильности в специальных реабилитационных центрах, школах восстановления трудоспособности слепых (см. Общество слепых). Кроме белой трости, для ориентировки при передвижении незрячие используют звуковые ориентиры, электронные локаторы, компасы с тактильными обозначениями, рельефные карты и планы, а также ультразвуковые, лазерные и инфракрасные локаторы, конструктивно оформленные в виде очков, тростей, ручных устройств типа фонаря и переносных аппаратов. Во Всесоюзном научно-исследовательском ин-те медицинского приборостроения созданы ручной ультразвуковой локатор и инфракрасный прибор, сигнализирующие о препятствиях на пути следования слепого.
Средства информационного обеспечения слепых предназначены для самостоятельного чтения печатных средств массовой информации, учебной и специальной литературы и других информационных источников, выполненных в визуальной форме.
Важным средством коммуникации слепых является рельефно-точечный шрифт, предложенный в 1829 г. Брайлем (L. Braille). С помощью брайлевского шрифта слепые обхме-ниваются письменной информацией, для чего используют трафареты, грифели с иглой, брайлевские пишущие машины и плотную толстую бумагу. Письменное общение со зрячими осуществляется с помощью специальных трафаретов для плоского письма или обычных пишущих машин.
Для слепых издаются специальные книги с использованием брайлевского шрифта. Недостатком брайлевских книг является их громоздкость и высокая стоимость производства. Этих недостатков лишены электронные информационные системы для слепых, где текст записывается в виде кода на магнитный носитель (ленту или диск) и воспроизводится с помощью электромеханических брайлевских дисплеев. Широкому распространению новых систем препятствует сложность аппаратов для воспроизведения кодовых изданий. Наиболее массовым и доступным информационным средством для незрячих является система «говорящая книга»: книги, журналы и другие издания, записанные на магнитную ленту и грампластинки с длительным временем звучания. В СССР брайлевские и звуковые книги распространяются через сеть специальных библиотек для слепых.
С целью расширения доступа слепых к печатным изданиям создаются приборы, позволяющие незрячим самостоятельно читать обычный печатный текст. Указанные приборы подразделяются на два класса. К первому классу относятся устройства, к-рые преобразуют изображение знаков непосредственно в формы, доступные для восприятия слепыми (с помощью тактильного или звукового анализаторов). Пользование такими устройствами требует значительных усилий и предварительного обучения. Устройства второго класса, или читающие машины, автохматически распознают знаки текста и преобразуют их в брайлевские символы или синтезированную речь. Серьезный недостаток подобных систем — их сложность и высокая стоимость.
Создание средств для проф. обучения и трудовой деятельности слепых позволяет осуществлять в СССР успешную трудовую реабилитацию инвалидов по зрению. Это во многом обусловлено производственной тифлотехникой (оборудованием, станками, технологической оснасткой), обеспечивающей наиболее благоприятные гигиенические и эргономические условия на промышленных предприятиях и в учреждениях, способствующие производительному труду.
Технические средства, предназначенные для незрячих работников интеллектуального труда, включают калькуляторы с речевым и брайлевским выходами, аппаратуру взаимодействия слепого оператора с ЭВМ, индивидуальные информационные системы на базе микроЭВМ. В Уральском ун-те и специальном конструкторском бюро Всероссийского об-ва слепых созданы оригинальные приборы для чтения слепыми перфокарт и перфолент и другие системы для незрячих программистов.
Учебная тифлотехника используется в процессе обучения слепых детей. К ней относятся рельефные наглядные пособия из листовой пластмассы, объемные модели геометрических тел, специальные измерительные приборы с тактильным и звуковым выходами, инструменты для труда, приспособления для рисования и черчения и т. п.
Специальные средства коррекции для лиц с пониженным зрением в отличие от обычных корригирующих очков и контактных линз, переносящих главный фокус на сетчатку, изменяют параметры изображения (размеры, яркость, контрастность), чтобы компенсировать нарушения тех или иных функций зрительного анализатора. Перечисленные средства включают приборы для коррекции остроты и поля зрения, различные неоптические приспособления, а также специальные наборы и оборудование для подбора средств коррекции пониженного зрения. Понижение остроты зрения (см.) компенсируется увеличивающими оптическими и телевизионными приборами, в качестве к-рых используют наряду со специально разработанными мед. изделиями, напр, телескопические и микроскопные очки, очки с сильными плюсовыми линзами — гиперокуляры (см. Очки), оптические средства общего применения (бинокли, монокуляры, лупы). Для расширения поля зрения (см.) и коррекции гемианопсии (см.) применяются обращенные телескопические системы, призмы, зеркала, однако эффективность указанных средств невысока. К неоптическим средствам для слабовидящих относятся печатные издания с крупным шрифтом, специальные тетради с жирными линейками, часы с контрастными циферблатами, светотехнические и светозащитные устройства. При подборе средств коррекции слабовидящим пользуются специальными таблицами для определения остроты зрения вдаль и вблизи и скорости чтения текста, а также наборами луп, телескопических и микроскопных очков.
Приспособления культурно-бытового назначения оказывают большую помощь в элементарной реабилитации инвалидов по зрению, облегчают слепым выполнение различных работ в быту. К ним относятся автоматические дозаторы жидкостей и сыпучих продуктов, кухонные приспособления, часы с рельефными циферблатами, специальные измерительные инструменты, термометры, календари, нитковдеватели и др. Выпускаются различные игры, специально выполненные для слепых, в т. ч. шахматы, шашки, домино и др.
Основная проблема реабилитации слепоглухонемых — обеспечение их общения со зрячими и слепыми людьми. Для этого имеются специальные коммуникаторы. Простейший из них представляет собой пластину, на к-рую нанесены буквы обычного и брайлевского шрифта. Более сложные электронные коммуникаторы содержат брайлевскую и обычную клавиатуру, схему преобразования кодов, тактильный и визуальный дисплеи. В быту слепо-глухонехмые используют различные сигнализаторы, дублирующие сигналы дверного звонка или будильника и содержащие вибраторы, вентиляторы или сильные источники света.
См. также Слепоглухонемота, Слепота.
Библиогр.:
Кондратов А. М. Восстановление трудоспособности слепых, М., 1976;
Рейфман М. Б. Производственная тифлотехника, М., 1976; Сверлов В. С. Тифлотехника, М., 1960; Fave E. Е. Clinical low vision, Boston, 1976; International guide to aids and appliance for blind and visually impaired persons, ed. by L. L. Clark, N. У., 1977.
В. А. Усик.