ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
Водный транспорт — транспорт, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по водным путям. Водный транспорт оснащен пассажирскими, сухогрузными, наливными и промысловыми судами, ледоколами, буксирами и судами вспомогательного и технического флота. Получают развитие универсальные суда, приспособленные для перевозки различных грузов.
Работа речников, моряков и рыбаков на судах проходит в специфических условиях. На работающих круглосуточно воздействуют такие неблагоприятные факторы, как шум, вибрация, качка, хим. примеси в воздухе от перевозимого груза, полимерные облицовочные материалы, широко применяемые в судовых помещениях. Нередки смена климатических и микроклиматических условий, часовых поясов с нарушением суточной периодики, обособленность судового коллектива, нервное напряжение при швартовых операциях, при прохождении льдов, шлюзов и т. п.
За сан. состоянием плавающих судов осуществляют систематический контроль врачи бассейновых, линейных и портовых сан.-эпид, станций. На крупных судах сан. контроль ведут судовые врачи или фельдшера, а на малых судах при отсутствии в штате медработника эти функции выполняет первый штурман или шкипер. Сан. осмотры на судах, производимые санврачами бассейновых, линейных и портовых сан.-эпид. станций, сопровождаются записью в специальном журнале замечаний в связи с нарушением сан. норм.
Прием на работу в судовые экипажи производится после врачебного освидетельствования. В судовые экипажи принимаются лица, не имеющие мед. противопоказаний к работе. В период работы они проходят обязательные ежегодные врачебные освидетельствования в поликлиниках.
Плавания судов представляют серьезную опасность в эпидемиологическом отношении, если среди экипажа и пассажиров на судах окажутся больные инфекционными заболеваниями.
В связи с этим на суда не допускаются лица с признаками инфекционных заболеваний. Пассажиров, заболевших в пути, снимают с судна в ближайшем порту или пристани для стационарного лечения. Инфекционных больных, нуждающихся в постоянном уходе, временно помещают в судовой изолятор или в особо выделенное по распоряжению капитана помещение. Устройство на судах амбулатории, изолятора или сан. каюты определяется нормами действующих сан. правил для судов. В комплексе противоэпидемических мер серьезное значение имеют мероприятия по санитарной охране территории (см.).
Медицинской службой на Водном транспорте руководят водздравотделы, организованные в пределах пароходств министерств морского и речного флота. В ряде случаев функции водздравотделов переданы центральным бассейновым больницам. Водздравотделы или центральные бассейновые больницы контролируют работу сан.-эпид, станций и подчиняются, как правило, министерствам здравоохранения республик.
Научно-исследовательский институт гигиены водного транспорта М3 СССР проводит исследования по вопросам судовой гигиены, гигиены труда различных судовых профессий, обосновывает гиг. нормы и требования к судовым системам вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха, водоснабжения, стоков и др. (см. Судовая гигиена).
К проектированию, строительству и эксплуатации судов предъявляют гигиенические требования, изложенные в сан. правилах для судов, утвержденных М3 СССР и используемых в санитарно-предупредительном надзоре и в организации сан.-эпид, обслуживания.
Санитарный контроль в обязанности судового врача в нек-рых странах не входит, за сан. состоянием судов несет ответственность судовая администрация, а наблюдение за сан.-эпид, благополучием судов ведут береговые сан. организации в морских портах, выполняющие функции карантинной службы.
Библиогр.: Боголюбов К. К. Корабельная гигиена, Л., 1951; Руководство по гигиене водного транспорта. под ред. Е. П. Сергеева, М., 1974; Старокадодоский Л. М. Руководство по гигиене морского транспорта, М., 1957; Стенько Ю. М., Балакирев Э. М. и Просецкий П. А. Производственная санитария на судах морского флота, М., 1966.
Е. П. Сергеев.