Медицинская энциклопедия

ВЫНОС И ВЫВОЗ ПОРАЖЁННЫХ

ВЫНОС И ВЫВОЗ ПОРАЖЁННЫХ — организованная транспортировка пораженных от места, где получено поражение, до поста санитарного транспорта или до ближайшего этапа медицинской эвакуации. В. и в. п.— начальный и наиболее трудный элемент мед. эвакуации (см. Эвакуация медицинская). Своевременный вынос (вывоз) пораженных с поля боя и очагов массовых сан. потерь обеспечивает раннее оказание необходимой медпомощи и защиту от повторных поражений. Н. И. Пирогов справедливо считал, что самый главный признак совершенства в полевом санитарном строе — это быстрая, тщательная и своевременная уборка раненых с поля битвы.

Первые элементы организации выноса и вывоза раненых с поля боя относятся к глубокой древности. В период 2-й Пунической войны (218—201 гг. до н. э.) при каждом легионе создавалась «слабосильная» команда, на к-рую, кроме других обязанностей, возлагалась уборка раненых с поля сражения. В дальнейшем, до конца 18 в., в армиях различных государств В. и в. п. с полей сражений осуществлялся, как правило, после боя выделенными из войск подразделениями (командами). В вооруженных силах Франции в 1793 г. впервые были сформированы штатные подразделения для выноса и вывоза раненых с поля боя. В Отечественную войну 1812 г. вынос раненых с поля боя в русской армии возлагался на военную полицию. В 1851 г. в России было принято решение о создании «полевых госпитальных рот» (180 рядовых-носильщиков, 50 фельдшеров, 23 строевых офицера и унтер-офицера, 2 горниста, 4 лекаря и повозочные), предназначенных для розыска раненых на поле боя, выноса и вывоза их на перевязочные пункты. Однако в войну 1853—1856 гг. штатных носильщиков в русской армии еще не было; при обороне Севастополя от боевых позиций до передовых перевязочных пунктов раненых выносили солдаты, а дальше до главных перевязочных пунктов их доставляли команды носильщиков, выделяемые из строевых подразделений. В «Началах общей военно-полевой хирургии» Н. И. Пирогов обосновал необходимость создания штатных команд носильщиков и специальной их подготовки под руководством врача. В русско-турецкую войну 1877 —1878 гг. эти предложения Н. И. Пирогова были частично реализованы. Однако несмотря на то, что в дивизии на время боя должно было выделяться 680 носильщиков (120 в каждом полку и 200 в дивизионном лазарете), необходимого улучшения выноса и вывоза раненых с поля боя не произошло. Это объясняется тем, что полковыми носильщиками назначали строевых солдат только перед сражением, они не имели необходимой подготовки, а руководство их работой было организовано плохо. Значительную часть носильщиков использовали на перевязочных пунктах.

В период русско-японской войны 1904—1905 гг. и мировой войны 1914— 1918 гг. в русской армии вынос раненых проводился, как правило, во время межбоевых пауз; полковые и дивизионные носильщики выносили раненых до передовых (полковых) перевязочных пунктов, а нередко из-за недостатка транспорта и на главные (дивизионные) перевязочные пункты.

Согласно «Руководству по санитарной эвакуации в РККА» (1929) и «Уставу военно-санитарной службы РККА» (1933) вынос раненых предполагалось проводить «при появлении благоприятной возможности». Лишь после боевых действий в районе оз. Хасан, р. Халхин-Гол и советско-финляндского конфликта было установлено требование непрерывного выноса раненых с поля боя, реализованное в начале Великой Отечественной войны. Огромное значение для улучшения работы по оказанию первой медпомощи раненым и выносу их с поля боя имел приказ Народного Комиссара Обороны СССР № 281 от 23 августа 1941 г. о порядке представления к правительственной награде военных санитаров и носильщиков за вынос раненых с поля боя с их оружием. Этим приказом спасение санитарами раненых воинов было приравнено к проявлению воинской доблести, мужества и храбрости, достойному награждения орденами и медалями Советского Союза. Успешной реализации требования о непрерывном выносе раненых способствовало также то, что Боевым уставом пехоты 1942 г. на командиров строевых подразделений и частей была возложена ответственность за организацию медпомощи, В. и в. п. с поля боя. Подразделения мед. службы, используя штатные и приданные силы и средства, организовывали и осуществляли В. и в. п. с поля боя. Опыт войны показал, что непосредственными организаторами В. и в. п. с поля боя, как правило, были начальники БМП и командиры сан. отделений рот. Принятый в Советских Вооруженных Силах и всесторонне проверенный в суровые годы Великой Отечественной войны порядок В. ив. п. с поля боя оказался достаточно эффективным и сохраняет свое значение и в наши дни.

В большинстве операций Великой Отечественной войны в первые 2 часа после ранения на батальонные медпункты доставлялось от 60 до 80% раненых, что обеспечивало оказание им своевременной медпомощи на этапах мед. эвакуации.

Рис. 1. Лямки для выноса пораженных: 1 — носилочная; 2 — специальная.

Рис. 1. Лямки для выноса пораженных: 1 — носилочная; 2 — специальная.

Рис. 2. Вывоз пораженного в лодочке-волокуше.

Рис. 2. Вывоз пораженного в лодочке-волокуше.

Рис. 3. Лыжно-носилочная установка.

Рис. 3. Лыжно-носилочная установка.

Для В. и в. п. используют носилочную лямку, лямку специальную (ранее называлась Ш-4), санитарные носилки (см.), лодочки-волокуши, лыжно-носилочные установки и другие приспособления. Носилочная лямка— это брезентовый ремень длиной 360 см, шириной 6,5 см с металлической пряжкой на одном из концов; на расстоянии 100 см от пряжки к лямке пришита брезентовая накладка, к-рая позволяет сложить лямку восьмеркой (рис. 1, 1). Лямка специальная имеет на обоих концах карабины; на лямке укреплены два металлических кольца (для застегивания карабинов), специальная пряжка и брезентовая накладка (рис. 1, 2). С помощью этой лямки можно извлекать раненых из труднодоступных мест, переносить на спине и на носилках. Зимой в лесистоболотистой местности для В. и в. п. используют лодочки-волокуши и лыжно-носилочные установки (рис. 2 и 3). Длина лодочки-волокуши 230 см, ширина 60 см, высота 20 см. Лыжноносилочная установка состоит из двух лыж, соединенных впереди дугообразной поперечиной, к к-рым прикреплена опорная рама для установки сан. носилок. Лыжно-носилочную установку санитары перевозят самостоятельно или с помощью собак. В Великую Отечественную войну для вывоза раненых с поля боя использовался гл. обр. гужевой санитарный транспорт (см.). В современных условиях для вывоза пораженных имеются колесные и гусеничные сан. транспортеры и сан. автомобили. Для этих целей могут быть применены также бронетранспортеры и боевые машины (см. Автомобильный санитарный транспорт).

Рис. 4. Оттаскивание пораженного на боку.

Рис. 4. Оттаскивание пораженного на боку.

Рис. 5. Вынос пораженного с помощью специальной лямки (обозначена черным цветом).

Рис. 5. Вынос пораженного с помощью специальной лямки (обозначена черным цветом).

Рис. 6. Вынос пораженного на импровизированных носилках.

Рис. 6. Вынос пораженного на импровизированных носилках.

Выносу и вывозу предшествует розыск пораженных (см. Розыск и сбор пораженных), а в ряде случаев извлечение их из боевых машин. Из танка пораженных извлекают с помощью различных приспособлений (поясных ремней, носилочных лямок и др.), но удобнее делать это с помощью специальной лямки. При огневом воздействии противника санитары выносят пораженных, как правило, до ближайшего укрытия на боку (рис. 4), на спине или с использованием простейших приспособлений (рис. 5); два санитара могут вынести пораженного на руках. Вынос на санитарных или импровизированных носилках (рис. 6) осуществляется носилочным звеном, состоящим из 2—4 чел. Средняя скорость движения носилочного звена с пораженным по ровной местности — 2 — 2,5 км/час.

Рис. 7. Некоторые способы обозначения мест нахождения пораженных.

Рис. 7. Некоторые способы обозначения мест нахождения пораженных.

Порядок В. и в. п. зависит от боевой и мед. обстановки, наличия сил и средств, предназначенных для этой цели. В наступательном бою, ведущемся в спешенном строю, ротные сан. инструкторы и санитары следуют в боевых порядках своих подразделений, разыскивают пораженных, оказывают им первую медпомощь, при необходимости оттаскивают до ближайшего укрытия (как правило, не дальше 5—10 м). Места нахождения пораженных обозначаются хорошо заметными знаками (рис. 7); для этой цели могут применяться также радио сигнальные средства, а в ночное время — люминесцентные знаки. Санитары БМП и полкового медпункта продвигаются за подразделениями на сан. автомобилях и транспортерах, при необходимости оказывают первую медпомощь, грузят пораженных в транспортер и вывозят на БМП или на ось движения БМП. Здесь создаются места сосредоточения пораженных («гнезда» раненых), из к-рых их доставляют на полковой медпункт сан. автомобилями. При невозможности подхода сан. транспортеров пораженных выносят (вывозят) с использованием подручных средств до заранее назначенных мест постов сан. транспорта (ВСТ). Если подразделения ведут бой на боевых машинах, то заранее назначаются рубежи высадки пораженных из боевых машин. В зависимости от обстановки в дальнейшем пораженных сосредоточивают на маршруте движения БМП или доставляют непосредственно на полковой медпункт.

В оборонительном бою пораженных выносят до мест подхода сан. транспорта по траншеям, ходам сообщения, участкам местности, не просматриваемым противником. Если плечо выноса значительно (более 600 м), то пользуются «эстафетным» методом выноса, при к-ром звенья санитаров-носильщиков расставляются через каждые 200—300 м. Каждое звено переносит пораженного только до соседней подставы, где передает его вместе с носилками следующему звену и, получив порожние носилки, возвращается на свое место. Пункты подхода сан. транспорта назначают возможно ближе к обороняющимся подразделениям с учетом обеспечения скрытного вывоза пораженных. Предвидя возможный перерыв в выносе (вывозе) пораженных в тыл, в ротах оборудуют ротные мед. посты (РМП), в к-рых можно временно сосредоточивать пораженных. При организации обороны следует заблаговременно наметить и обозначить пути В. и в. п., пункты стоянки сан. транспорта, расширить отдельные участки траншей для обеспечения движения с носилками, оборудовать переходы через траншеи (широкие канавы) и выходы из них.

В. и в. п. из очагов массовых сан. потерь осуществляют специально выделенные команды для ликвидации последствий применения противником средств массового поражения. В состав команд включают общевойсковые подразделения, подразделения инженерных, хим. войск и мед. службы. Личный состав этих команд осуществляет розыск и извлечение пораженных из завалов, очагов пожара, оказание им первой медпомощи, а также сосредоточение раненых в «гнездах». Вывоз пораженных из очагов массовых сан. потерь на близлежащие развернутые мед. подразделения и в госпитали производят сан. транспортом и транспортом общего назначения.

В. ив. п. из очагов массовых сан. потерь, возникших в городе, осуществляет личный состав спасательных отрядов, а также формирований служб ГО. После оказания первой медпомощи пораженных выносят носилочные звенья спасательных отрядов и доставляют к местам погрузки на автомобильный транспорт или непосредственно в отряды первой медицинской помощи (ОПМ).

Если обстановка не позволяет вынести и доставить пораженных в указанные места, их можно сосредоточивать на временных пунктах сбора пораженных (ВПСП). Отсюда их выносят (вывозят) и доставляют в ОПМ или в сохранившиеся леч.-проф, учреждения при первой возможности. В помощь спасательным отрядам для своевременного выноса пораженных привлекают непострадавшее население. Вынос пораженных проводится в основном на сан. и импровизированных носилках, а вывоз — на грузовых автомобилях, приспособленных для перевозки пораженных.

См. также Батальонный медицинский пункт, Дружина санитарная.

Библиогр.: Военно-медицинская подготовка, под ред. Д. Д. Кувшинского, М., 1975; Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг., т. 1, М., 1951; Пирогов Н. И. Собрание сочинений, т. 5, с. 44, М., 1961, т. 7, с. 83, 217, 269 и др., М., 1960; Рыба-сов В. А. Организация медицинской службы гражданской обороны, М., 1970.

Г. П. Лобанов.

+1
0
+1
0
+1
0
Back to top button