Медицинская энциклопедия

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (АСУ). Понятие АСУ прежде всего связано с автоматизацией организационного (административного) управления. Большое значение имеют также автоматизированные системы управления технологическими процессами. Основным средством автоматизации переработки информации, используемой в работе АСУ, является электронная вычислительная машина (см.). ЭВМ используются в АСУ также и для подготовки вариантов возможных решений (например, диагнозов), принятие которых остается за человеком.

Необходимость автоматизации процессов организационного управления обусловлена ростом масштабов управляемых объектов и возросшими объемами информации, необходимой для выработки управляющих (организационных) решений.

При работах по внедрению ЭВМ в сферу административного управления необходимо учитывать существование трех возможных способов их применения.

1. Использование ЭВМ в качестве автоматического арифмометра для выполнения отдельных вычислительных работ. Эффект от применения ЭВМ достигается за счет более быстрых и точных расчетов.

2. Использование ЭВМ в автоматизированной информационно-справочной системе (АИСС), внедряемой в пределах существующей системы управления. Цель внедрения АИСС — повышение качества управления за счет своевременного предоставления информации работникам в требуемые сроки и в форме, наиболее удобной для дальнейшего использования. Освобождаясь от рутинной работы по переработке информации, персонал получает возможность уделить большее внимание вопросам принятия более рациональных решений на основе полной и достоверной информации. Существующие системы организационного управления складывались или создавались в расчете на работу в них только людей. С учетом их возможностей формировались структуры организаций, методы работы, документооборот, формы и характер используемых документов и т. д. Многие из существующих систем управления создавались без предварительного обоснования, нередко их структура складывалась случайно. Простое внедрение в существующие системы управления таких мощных средств, как ЭВМ, по позволяет полностью использовать потенциальные возможности машин и получить максимальный эффект от этого использования. Поэтому наиболее перспективным является третий способ — использование ЭВМ в АСУ.

3. Использование ЭВМ в автоматизированных системах управления. АСУ сразу разрабатывается с учетом того, что в них наряду с людьми будут работать мощные технические средства, и в первую очередь ЭВМ.

Цель внедрения АСУ заключается в резком повышении качества управления за счет возможностей нахождения наиболее рациональных с точки зрения установленных критериев решений по отдельным задачам управления, обеспечивая оптимизацию критерия функционирования всей системы управления.

Читайте также:  ИЦЕНКО-КУШИНГА БОЛЕЗНЬ

При первых двух способах использования ЭВМ внедрение машин направлено на совершенствование существующей системы управления.

При разработке АСУ ставится задача создания новой человеко-машинной системы управления, предназначенной для замены существующей.

Наибольший эффект от применения машин в сфере управления, полное использование их потенциальных возможностей можно получить только в том случае, если система управления разрабатывалась из расчета на автоматизированную работу. Поэтому автоматизация существующих систем управления не может дать того эффекта, который обеспечивается внедрением АСУ.

Так, напр., в условиях больницы, существенно не меняя используемых документов и методов работы, можно использовать ЭВМ для постановки диагнозов (см. Диагностика машинная). Однако в этом случае придется содержащиеся в истории болезни сведения переписывать на специальные машинные носители и только после этого вводить в ЭВМ. Поэтому значительно эффективнее другой путь, заключающийся в изменении форм историй болезни, методики обследования больных и т. д., с самого начала ориентировав их на то, что будут работать не только люди, но и машины. При внедрении ЭВМ целесообразно также и изменение методов хранения и учета медикаментов, финансово-отчетных документов, методов наблюдения за больными и т. д. Таким образом, под АСУ следует понимать систему управления, специально создаваемую с учетом того, что в ней люди и машины являются «равноправными» функциональными элементами, те есть АСУ— человеко-машинная система с автоматизированной подготовкой, принятием и контролем за реализацией организационных решений, направленных на достижение единой установленной цели, со структурой, методами работы, документами, документооборотом, специально разработанными для эффективного (в смысле установленного критерия) использования всех ее элементов и выработки наилучших для данных условий организационно-управляющих решений. Под организационно-управляющими решениями понимаются любые решения (например, по диагнозу), которые принимаются людьми и на основании которых следуют соответствующие действия.

При разработке АСУ необходимо решить тот же комплекс проблем, что и при создании обычной системы управления (не автоматизированной), плюс целый ряд дополнительных, связанных с наличием в АСУ ЭВМ.

Разработка и внедрение АСУ требуют поэтому использования значительных временных, финансовых и людских резервов.

Читайте также:  КАРНОЗИН

Так, например, разработка АСУ крупной больницы требует до 5 лет работы квалифицированного коллектива разработчиков. Обычно в качестве разработчиков привлекаются коллективы специализированных научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. Однако успешная разработка требует их тесного взаимодействия с руководством и сотрудниками того учреждения, для к-рого разрабатывается АСУ (заказчиками).

Разработка АСУ обладает целым рядом специфических свойств и ведется обычно по отдельным задачам (функциям). По мере решения и внедрения отдельных задач происходит переход на автоматизированные методы работы на АСУ.

Выбор очередности решения отдельных задач производится в основном с учетом важности задачи (функции) и возможности постепенного наращивания мощности АСУ.

Так, при разработке АСУ медицинского учреждения возможно поочередное решение задач: снабженческих, машинной диагностики, наблюдения за больными, финансовых и т. д.

В медицинских учреждениях целесообразна автоматизация выполнения целого ряда функций. Например, известны системы автоматизации, при которых информация, получаемая при обследовании больных, поступает в память ЭВМ. Соответственно сгруппированная и обработанная, она составляет автоматизированную историю болезни, которая в случае необходимости легко извлекается из ЭВМ.

В практике все шире используются автоматизированные системы наблюдения за больными. Достаточно легко поддается автоматизации система хранения лекарств и контроля за их запасами. Значительный эффект дает автоматизация административного управления медицинскими учреждениями.

Объемы памяти современных ЭВМ, возможность соединения машины с множеством удаленных на значительные расстояния от конечных устройств позволяют автоматизировать функции, связанные с мед. обслуживанием населения целых территориальных единиц — районов, областей, республик. Создаются условия централизации медицинской информации, выдачи из единого банка данных, сведений, связанных со здравоохранением, и т. д.

Любая АСУ включает в себя ряд подсистем. Обычно подсистемы выделяются по соответствующим основным, главным, функциям.

АСУ для многопрофильного мед. учреждения может включать ряд подсистем, отличных друг от друга назначением и спецификой решаемых задач. Основные подсистемы такой АСУ:

1. «Химическая лаборатория» — подсистема, предназначенная для обработки данных, поступающих с автоматических хим. анализаторов, и результатов ручных анализов, занесения результатов обработки в автоматизированную историю болезни или выдачи их на печатающее устройство.

Читайте также:  ЭКТОГЕНЕЗ

2. «Радиология»—подсистема, предназначенная для автоматического расчета доз облучения, обработки данных, поступающих с приборов во время радиологического обследования, и управления радиотерапией для получения оптимальных условий облучения пациента.

3. «Интенсивное наблюдение» — подсистема, обслуживающая палаты интенсивного наблюдения. Эта подсистема производит контроль за состоянием тяжелобольных, выдает сообщения о кризисных состояниях больных и может по желанию врача сообщать различные сведения о больном за определенный период времени, напр, изменение пульса либо давления больного за последние часы.

4. «Медицинская служба» — подсистема, предназначенная для автоматизации административно-хозяйственной службы учреждения, напр, для учета и распределения коечного фонда и т. д.

5. «История болезни» — подсистема, функцией к-рой является автоматизация ведения истории болезни, статистический учет и пр. Эта подсистема связана с другими подсистемами, выдающими сведения в нее, напр, результаты анализов и т. д.

6. «Аптека». Функции, выполняемые АСУ для аптечной сети больниц, следующие: 1) учет наличия и поступления медикаментов на склад аптеки; 2) обработка заказов на медикаменты, поступающих от подразделений больницы; 3) выдача справок персоналу аптеки о наличии данного вида медикаментов на складе аптеки; 4) выдача инвентаризационных и отчетных документов по аптеке, напр, о наличии медикаментов всех видов, имеющихся в аптеке по состоянию на данный день; 5) выдача сопроводительных документов для обработанных заказов (ведомость руководителю подразделения больницы на выданные этому подразделению медикаменты); 6) ведение финансово-бухгалтерской деятельности аптеки; 7) контроль за годностью медикаментов, находящихся на складе (по срокам годности); 8) контроль за нормативными запасами на складе; б) статистический учет расхода медикаментов.

Первые попытки внедрения ЭВМ в медицине были сделаны в конце 60-х годов. 70-е годы стали годами широкого развертывания работ по созданию АСУ для различного рода мед. учреждений. Дальнейшее внедрение АСУ и ЭВМ в мед. практику возможно только при активном участии в этой работе врачей и специалистов но организации здравоохранения.

Библиография: Мамиконов А. Г. Методы разработки автоматизированных систем управлении, М., 1973, библиогр.

О. И. Авен.

Поделитесь в соцсетях
Back to top button