ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (человека)
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (человека) — неповторимое своеобразие каждого индивида Homo sapiens, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта.
Естественно-природной предпосылкой развития человека, в т. ч. и его неповторимых особенностей, служит наследственно определяемая соматическая организация, представляющая результат антропогенеза. Однако эта предпосылка реализуется только в процессе общественной (в общении осуществляемой) жизнедеятельности человека, его практики. Поэтому органические структуры и функции человеческого тела составляют основу И. как результат исторического развития форм и способов человеческой деятельности, формируясь и видоизменяясь в ходе истории об-ва.
Получая лишь часть «программы» своей жизнедеятельности по наследству, человек основную «программу» (жизненные цели) и все средства ее реализации находит не в «устройстве» своего организма, а в предметных формах культуры, в способах и средствах общения, которые он застает при рождении.
После рождения человек вступает в конкретные формы общения, обособляется как человеческий индивид и развивает свою И. Рождается, конечно, не тело вообще, а определенный, со своими задатками ребенок. Поэтому И. человека формируется на основе наследуемых задатков вначале только в процессе воспитания, а затем и самовоспитания.
Т. о., каждый индивид Homo sapiens есть И. постольку, поскольку его человеческая сущность формируется как результат его неповторимой биографии, как история его жизни. Вот почему причины болезней раскрываются при анализе истории формирования И., в первую очередь при общении врача с пациентом (см. Анамнез, Причинность, в медицине, Психосоматика, Психотерапия).
В лице пациента перед врачом предстает как личность именно данный человек со своей сознательной и подсознательной, полной болезненно переживаемых коллизий жизнью. Медицина — одна из наук о жизни человека (см.), и его И. не может не быть в центре ее внимания.
Библиография: Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, изд. 2-е, т. 3, с. 19 и др., М., 1955; Из рукописи Карла Маркса «Критика политической экономии» (черновой набросок 1857—1858 гг.), Вопр, философии, № 8, с. 126, 1965; Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания, с. 276, Л., 1968; Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности, с. 20, М., 1967; Кон И. С. Социология личности, с. 6, М., 1967; Личность при социализме, под ред. Ф. В. Константинова, с. 72, М., 1968; Платонов К. К. Проблемы способностей, с. 69, М., 1972; Peзвицкий И. И. Философские основы теории индивидуальности, Л., 1973; Рубинштейне. Л. Бытие и сознание, с. 226 и др., М., 1957; Философские и социальные проблемы медицины, под ред. Г. И. Царегородцева, с. 212 и др., М., 1966; Jaspers К. Philosophie, Bd 1, S. 15, Bd 2, S. 28, B., 1932.
Ф. Т. Михайлов.