ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — раздел психологии, изучающий процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств.
Основным объектом И. п. является система человек—машина, рассматриваемая как частный случай управляющих систем. И. п. исследует процессы приема, переработки и хранения человеком информации, поступающей от технических устройств (средств отображения информации): действия человека по программированию, управлению и контролю работы машин; зависимость процессов информационного взаимодействия человека и технических устройств от особенностей психических функций (восприятия, памяти, воображения, мышления), состояния (динамики работоспособности, эмоций, установок и др.) и свойств (способностей, темперамента и др.) человека; психол, факторы, влияющие на эффективность и надежность систем человек—машина; механизмы психической регуляции трудовых действий. И. п., напр., изучает, сколько сигналов, передаваемых при помощи средств отображения информации, может человек воспринять в единицу времени, как зависит скорость и точность действий человека от способа передачи сигналов, каково влияние условий деятельности человека на его психическое состояние, каковы закономерности переработки информации человеком и др. Специальной задачей И. п. является проектирование деятельности человека-оператора во вновь создаваемых системах человек—машина. Данные И. п. используют при разработке, проектировании и эксплуатации систем человек—машина с целью повышения их эффективности и надежности, для удобства работы людей, а также рационализации трудовой деятельности человека. Результаты инженерно-психол. исследований нередко позволяют находить принципиально новые подходы к решению технических задач. Так, напр., на основе изучения закономерностей зрительного восприятия психологами совместно с инженерами разработаны средства отображения информации, позволяющие заменить показания множества приборов одним целостным изображением; на основе сравнительного анализа зрения, слуха и осязания предложены технические устройства, позволяющие преобразовывать визуальные сигналы в акустические и наоборот. Специалисты по И. п. принимают участие в решении таких вопросов, как распределение функций между человеком и машиной в системах управления и их интеграции; оценка целесообразной степени автоматизации производства (см.) в плане ее влияния на деятельность человека; определение оптимальных условий деятельности человека-оператора, способов передачи ему информации, организации его рабочего места и пр.
И. п. широко пользуется методами психологии и физиологии труда (см. Труд), системотехники (см.). Комплекс методов, применяемых на разных ступенях создания систем человек — машина, различен. На начальных стадиях разработки осуществляется анализ системы человек—машина, в результате к-рого определяются ее структура и функции, выявляются взаимоотношения ее элементов, условия функционирования, потоки циркулирующей информации, факторы, ограничивающие возможности использования системы. Используются также методы профессиографии (описание профессии), методы психол, и психофизиол, лабораторного эксперимента (напр., для измерения скорости и точности опознания сигналов, времени двигательных реакций и т. п.), определения алгоритма (см.) отдельных элементов деятельности, изучения мнений опытных операторов. Специфика эксперимента в И. п. состоит в том, что в нем воспроизводится деятельность (или ее элементы), существующая лишь в проекте (так наз. проектирующий эксперимент). Важная роль в системе методов И. п. принадлежит способам оценки опытных образцов систем человек—машина. Здесь широко применяются естественный эксперимент, хронометраж (измерение временных затрат на выполнение тех или иных действий), анализ мнений операторов, методы измерения работоспособности и др. При инженерно-психол. оценке систем человек—машина используются интегральные количественные критерии эффективности и надежности деятельности человека.
В процессе эксплуатации систем накапливаются статистические данные, характеризующие их эффективность и надежность, анализируются причины снижения этих показателей по сравнению с расчетными (случаи отказов и т. п.). Эти данные учитывают при разработке новых образцов систем.
Первые исследования инженерно-психол. типа были проведены в СССР еще в 20-е г. 20 в. Как самостоятельное направление И. п. начала развиваться в годы второй мировой войны, когда опыт эксплуатации военной техники показал, что эффективность и надежность ее использования существенно зависят от человеческих факторов. Инициаторами создания этого направления были амер. и англ. психологи [Чапанис (A. Chapanis), Мак-Кормик (E. J. McCormic), Мак-Фарленд (R. A. Me Farland), Фиттс (Р. М. Fitts), Бартлетт (F. Bartlett), Бродбент (D. Broadbent) и др.].
Первоначально И. п. развивалась как ветвь экспериментальной психологии и именовалась прикладной экспериментальной психологией.
В СССР вопросы И. п. стали интенсивно разрабатываться в 50-е гг. в связи с развитием автоматизированных систем управления (см. Автоматизированная система управления), скоростных средств транспорта, космонавтики и т. д. Первая лаборатория инженерной психологии была создана в Ленинградском ун-те в 1959 г. С 60-х гг. проблемы И. п. разрабатываются во многих психол., а также частично технических, мед. и физиол, учреждениях страны.
Большую роль в становлении И. п. как научной дисциплины, пограничной для психол, и технических наук, сыграла кибернетика (см.), системотехника (см.), экспериментальная психология, психология труда, физиология человека, физиология труда, авиационная и космическая медицина.
Наряду с психологией труда, физиологией труда, гигиеной труда (см.), производственной эстетикой, антропометрией И. п. является составной частью эргономики (см.).
Дальнейшее развитие И. п. обусловлено техническим прогрессом и связанным с ним возрастанием роли человеческих факторов (психологических, физиологических и других свойств человека) в разработке, проектировании и эксплуатации техники. Механизация и автоматизация производства, развитие систем дистанционного управления, повышение сложности управляемых процессов приводит к изменениям функций человека и условий его трудовой деятельности; изменяются соотношения между физ. и умственным трудом; возникает необходимость приспособления техники к человеку, прежде всего к психическим свойствам, функциям и процессам.
Библиография: Бедный Г. 3. Инженерная психология на производстве, Киев, 1975, библиогр.; Венда В. Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации, М., 1975, библиогр.; Военная инженерная психология, под ред. Б. Ф. Ломова и др., М., 1970; Добро-ленский Ю. П. и др. Методы инженерно-психологических исследований в авиации, М., 1975, библиогр.; Инженерная психология, под ред. А. Н. Леонтьева, М., 1964; Инженерная психология в применении к проектированию оборудования, пер. с англ., под ред. Б. Ф. Ломова и В. И. Петрова, М., 1971; Крылов А. А. Человек в автоматизированных системах управления, Л., 1972, библиогр.; Ломов Б. Ф. Человек и техника, очерки инженерной психологии, М., 1966, библиогр.; П л а т о н о в К. К. Вопросы психологии труда, М., 1970, библиогр.; Психология и техника, под ред. Д. А. Ошанина, М., 1965; P у б а-х и н В. Ф. и др. Инженерная психология, теория, методология, практическое применение, М., 1977; Синглтон B.T. Введение в эргономику, пер. с англ., М., 1974; Chapanis A. Research techniques in human engineering, Baltimore, 1965; С r a i k K. J. W. Theory of the human operator in control systems, Brit. J. Psychol., v. 38, pt 2, p. 56, pt 3, p. 142, 1947; Hacker W. Allgemeine Arbeits-und Ingenieur-psychologie, B., 1973, Bibliogr.; Human engineering guide to equipment design, ed. by H. P. van Cott a. R. G. Kinkade, Washington, 1972.
Б. Ф. Ломов.