Психология и психиатрия

Новое исследование ставит под сомнение идею врожденной морали

Вопрос о том, является ли мораль врожденной, горячо обсуждался в психологии на протяжении десятилетий. Исследования дали неоднозначные результаты, хотя ряд исследований показал, что младенцы уже понимают ситуации, в которых требуются моральные действия, и что они предпочитают персонажей, которые являются хорошими. Эти результаты были восприняты как доказательство того, что мораль является врожденной.

Теперь научные группы со всего мира объединили усилия в повторном исследовании, чтобы проверить предыдущие результаты.

Результаты их исследования, опубликованные в журнале Developmental Science, ясно показывают: «Нет никаких доказательств врожденной морали. Дети в возрасте до 10 месяцев еще не способны отличить хороший поступок от плохого», — говорит профессор Маркус Паулюс, заведующий кафедрой психологии развития и педагогической психологии в Университете Людвига-Максимилиана в Мюнхене.

В исследовании приняли участие более 1000 младенцев в возрасте от 5,5 до 10,5 месяцев. В рамках эксперимента им были представлены сценарии с персонажами, которые вели себя по-разному. Иногда они помогали другому персонажу подняться на холм, а иногда они мешали персонажу и сталкивали его с холма.

Затем детям предложили выбрать между двумя персонажами. Предыдущие результаты показали, что младенцы предпочитают помогающего персонажа. Однако в новом исследовании, самом крупном из проведенных на сегодняшний день, около половины детей выбрали помогающего персонажа, а другая половина — мешающего.

«Таким образом, дети не отдавали предпочтения персонажу, который вел себя просоциально и помогал другому персонажу», — говорит Маркус Паулюс.

Исследование проводилось 40 научными группами в области психологии развития со всего мира, которые специализируются на наблюдении за поведением детей в экспериментальных условиях.

Маркус Паулюс описывает идею всемирного совместного проекта по исследованию младенцев как весьма инновационную и многообещающую как способ обзора существующих результатов исследований.

Дополнительная информация: Келси Лукка и др., Социальная оценка младенцами помощников и помех: масштабное, многолабораторное, скоординированное исследование репликации, Developmental Science (2024). DOI: 10.1111/desc.13581

Предоставлено: Мюнхенским университетом Людвига-Максимилиана

Поделитесь в соцсетях
Back to top button