Медицинская энциклопедия

МЕДИЦИНА НАРОДОВ СССР

Развитие медицины на территории СССР в период первобытнообщинного строя

Наиболее раннее свидетельство пребывания человека на территории СССР относится к так наз. шелльской эпохе (600—400 тыс. лет назад; стоянка Сатани-Дар в Армении). В так наз. ашельскую эпоху (400—100 тыс. лет назад) люди проникли на территорию современной Украины, Средней Азии. Следы пребывания неандертальского человека (100—35 тыс. лет назад) обнаружены также в Крыму, на различных участках Восточно-Европейской равнины до среднего течения Волги и Десны. В позднем палеолите (35—10 тыс. лет назад) люди современного типа заселили почти весь север европейской части СССР, Сибирь до среднего течения Лены и Забайкалье. Археологические находки свидетельствуют о существовании первобытного искусства (скульптурные и наскальные изображения животных в пещерах и др.). Переход к земледелию и скотоводству у племен, населявших территорию СССР, происходил с 6—S тысячелетия до н. э. в Средней Азии, во 2 тысячелетии до н. э. — в сев. р-нах страны. К этому времени (неолит) народы, населявшие территорию СССР, освоили технику пиления, сверления, шлифовки и полировки камня, изготовления челнов, лыж, саней, появились гончарное производство, ткачество. Развились и получили систематизированное оформление религиозные представления, которые начали складываться еще у неандертальцев. Уже в 3—2 тысячелетии до н. э. в Прикарпатье, на Северном Кавказе, Урале, в Казахстане появились крупные центры добычи и обработки металлов, откуда металл распространился в другие р-ны Восточной Европы и Сибири. Наступил бронзовый век, а затем (на большей части страны — с первой половины 1 тысячелетия до н. э.) — железный век с характерными для них социально-экономическими особенностями жизни об-ва. Создаются союзы племен, возникают первые раннеклассовые государства. В силу неравномерного развития отдельных культур переход от первобытнообщинных отношений к классовым в разных р-нах происходил неодновременно и приводил к образованию различных в социально-экономическом отношении государственных структур: если в Закавказье, Средней Азии, Причерноморье этот переход отмечался начиная с 8 в. до н. э. и обусловил возникновение рабовладельческих государств, то на большей части территории СССР этот процесс начался значительно позже, а завершился лишь в 1 — начале 2 тысячелетия н. э. образованием государств с феодальными отношениями.

Первобытная М. народов, населявших территорию СССР, характеризуется теми же принципиальными чертами, что и М. этого периода в других регионах (см. выше — Возникновение медицины и ее развитие в первобытном обществе). Общности мед. воззрений способствовало расширение межплеменных торгово-обменных, а соответственно и культурных связей. Вместе с тем от исторических особенностей определенных культур зависела самобытность М., выявляющаяся при сравнении мед. взглядов, присущих различным древним народам.

Важнейший источник наших знаний о М. этого периода — археологические данные. В работах отечественных исследователей Г. Г. Скориченко-Амбодика, Л. Ф. Змеёва, Г. X. Татура, Д. Г. Рохлина, В. Я. Дерумса и др. представлены палеопатологические материалы, свидетельствующие о прижизненных костных повреждениях с их заживлением или хроническим течением болезни (анкилозы суставов, поражения костей туберкулезного, рахитического характера, при остеомиелите, миеломной болезни и т. д.). Следует полагать, что в этих случаях раненым и больным оказывалась леч. помощь, о чем свидетельствуют сросшиеся переломы костей конечностей, ключиц, челюстей, черепа и т. п. Эти материалы позволяют предположить известную квалификацию врачевателей родового об-ва при оказании медпомощи при переломах, их умение сопоставлять костные отломки, накладывать шины, в т. ч. при переломах бедра. Среди предметов, обнаруженных археологами на палеолитических стоянках, имеются ланцетовидные кремневые ножи, ножи с затеской, резцы для обработки кости, костяные иглы и другие орудия, которые могли служить для рассечения мягких тканей, ампутаций, сшивания ран и других хирургических вмешательств. В последующие эпохи количество таких вещественных свидетельств возрастает. Все это говорит о некоторых достижениях эмпирической народной М.

Археологические данные свидетельствуют и о развитии народной гигиены, в частности о накоплении гиг. навыков в устройстве жилищ. Пещерные стоянки охотников мустьерского времени, обнаруженные на Кавказе, в Средней Азии, в Крыму, относятся к древнейшим жилищам на территории нашей страны. Люди, обитавшие в ту же эпоху на равнинах Восточной Европы, умели строить из костей и шкур крупных животных прочные жилища — наземные или с углублением в почву. В центре жилища создавался очаг из камня или глины с песком, где горел огонь, обогревавший и освещавший жилище, защищавший человека от враждебных ему сил живой природы, позволявший проводить термическую обработку пищи. Следы древнейших долговременных жилищ такого типа, относящихся к поздней мустьерской культуре (ок. 44 тыс. лет назад), обнаружены при раскопках поселения Молдова на Днестре. Постепенно совершенствовались методы выбора места для поселения и строительства укрепленных жилищ. Обычно выбиралось приустьевое место в овраге, защищенное от сев. ветров, с сухим грунтом. Позднепалеолитические жилища на территориях Украины, Белоруссии, Русской равнины, Сибири по характеру строительной техники и внутреннему устройству имели значительное сходство между собой. Об этом свидетельствуют стоянки Бердыж, Елисеевичи (Белоруссия), Мезин (Украина), Костенки (Воронежская обл.), Мальта и Бурети (Восточная Сибирь) и т. д. Вокруг жилищ сооружались хозяйственные ямы для хранения запасов пищи и топлива. В последующие эпохи совершенствование жилищ происходило медленно: добавились приемы обмазывания глиной стен и создания глиняного пола, покрытия двускатными крышами, сооружения каменной печи, длинного входного тоннеля и.т. п. Жилища, предназначавшиеся для всего рода, были крупных размеров, делились на секции, в которых проживали отдельные семьи.

Важное гиг. значение имел обычай захоронения умерших. Как свидетельствуют археологические исследования, древнейшие захоронения относятся приблизительно к тому же времени, когда появились первые жилища, т. е. места более или менее постоянного пребывания людей (погребения в гротах Киик-Коба в Крыму и Тешик-Таш на территории современного Узбекистана). В последующем захоронения производились за пределами стоянок и поселений. Тела помещались в особые сооружения из наиболее распространенного в данной местности материала — дерева, камня, глины. Наиболее высокий уровень строительства погребений выявлен на Черноморском побережье и в Прикубанье, где покойников хоронили в своеобразных крупных каменных дольменах, которые по своим архитектурным достоинствам превосходили лучшие жилища своего времени. При археологических исследованиях во многих местах обнаружены каменные и глиняные урны, куда помещали остатки сожженных тел. Обычай сожжения трупов был широко распространен у племен, населявших территорию СССР; мировоззренческая позиция способствовала распространению этого обычая, поскольку была подмечена и получила культовое осмысление способность огня очищать среду от «злых духов» (заразного начала).

При вскрытии захоронений, отнесенных к позднему палеолиту, обнаружены остатки обуви из кожи. Позже обувь стали изготовлять из липового лыка и лозы, вытачивать из мягкого дерева. К неолиту относится появление одежды из шерстяных и льняных тканей. С эпохой металлов связано применение ножниц, бритв, пинцетов, металлических (ранее были костяные) гребней в гиг. и леч. целях. Не позднее 1 тысячелетия до н. э. на территории Восточной Европы распространился обычай мытья в бане.

Косвенные свидетельства того, какие болезни были распространены у наших предков, как они понимали их природу и к каким леч. мерам прибегали, можно получить при анализе пережиточного материала в устном народном творчестве. В устных преданиях, заговорах, заклинаниях часто фигурируют ранения, змеиные укусы; огненная, ледяная, ломотная, пухлая и другие лихорадки; сыпи, язвы, струпы, рожа, оспа, чесотка, цинга, болезни глаз, горла, прострел, паралич, бешенство, черная немочь, поносы, зубная боль и другие «скорби». В числе причин болезни признавались, с одной стороны, воздействие неблагоприятных внешних факторов (напр., при травмах, отравлениях недоброкачественной пищей и т. п.), с другой — соответственно анимистическим представлениям о мире — злые духи, которые принимали зооморфное, антропоморфное или смешанное обличье (бесы, лешие, домовые, русалки, кикиморы, злыдни и т. п.).

То же смешение рационального подхода, основанного на эмпирических знаниях, и представлений религиозно-магического характера обнаруживается в применявшихся методах лечения. Использовались «плакун-трава всем травам мати», «сон-трава» (мандрагора, белладонна, белена, сонный дурман), подорожник, мать-мачеха, мята, полынь, рябина, настой липового цвета, сок клюквы, свежие листья капусты, почки березы, кора крушины, ягоды можжевельника, семя крапивы, «перунов цвет» (чертополох) и многие другие лекарственные растения; кровь, желчь, жир, печень и другие органы, а также вытяжки из них и прочие средства животного происхождения; водолечение, леч. грязи; сера, сурьма, мел и другие средства минерального происхождения. М. родового об-ва знала многие способы применения лекарственных средств: мази, отвары, настои, экстракты и др. Появление керамической посуды позволило использовать ее для приготовления и хранения лекарств.

Идея воздействия на «злого духа», вселившегося в тело больного, с целью его изгнания определяла применение заговоров, заклинаний, магических действий, к-рыми сопровождались рациональные приемы и средства лечения.

Хирургические инструменты восточных пруссов (1 — 3 век н. э.).

Хирургические инструменты восточных пруссов (1 — 3 век н. э.).

Часть зала народной медицины музея истории медицины им. П. Страдыня (г. Рига); на столе видны ступки для приготовления лекарств.

Часть зала народной медицины музея истории медицины им. П. Страдыня (г. Рига); на столе видны ступки для приготовления лекарств.

Примерами такого переплетения рационального и магического начал могут служить приводимый И. П. Сахаровым (1836) универсальный заговор от «двенадцати скорбных недугов» или, напр., следующий текст: «Когда у человека глотку заложит, что и дыхнуть нельзя, то возьми воды, разведи с медом, заговори воду и выпить тому человеку дай». П. В. Шейн (1893), который приводит данный текст, и ряд других исследователей относят происхождение первоначальных заговоров, клятв, наговоров и т. п. к эпохе первобытного человека. Тотемистические представления наделяли некоторых животных искусством врачевания. Часто в роли мудрой врачевательницы выступала змея (об этом косвенно свидетельствуют мифы народов Северного Кавказа, древних славян и др.). Это получило отражение, как отмечает А. Н. Афанасьев (1851), и в понятии о «змеиной воде»: «Мертвая вода сращает разрозненные части тела, живая оживотворяет труп, змеиная дает богатырскую силу». Столь же значительную роль, как культ воды, играл культ огня, породивший у предков славянских народов поклонение Перуну, у предков литовцев — Зничу, а у предков таджиков ставший основой зороастризма. О древнем происхождении культа огня свидетельствует обязательное требование применять для леч. и очистительных целей только «чистый» огонь, т. е. зажженный при помощи трения.

Анализ мифологического материала приводит исследователей к выводу, что первоначально лицами, облеченными функциями хранения приобретенных родом эмпирических знаний, в т. ч. в области врачевания, были ведуны и ведуньи (ведьмы); позднее их стали называть знахарями. Согласно бурятской мифологии, первым шаманом (собирательный образ ведуна-знахаря) среди людей был сын орла и женщины. В славянской мифологии богом-врачевателем был Сварог, у многих народностей Кавказа — Телепш, которые были также богами солнца, молнии и кузнечного дела (аналогично Гефесту у древних греков и Вулкану у древних римлян). В восточноевропейском регионе знахаря-лекаря называли (в разное время и в разных местах) вещуном, колдуном, чаровником, кудесником, волхвом и т. д. Врачевание (волхвование) передавалось гл. обр. путем индивидуального ученичества, нередко от отца к сыну, от матери — дочери.

Волхвы-врачеватели были носителями культуры своего времени. Они являлись значительной общественной силой, активно и длительно противостоявшей новой религии — христианству. Своей подготовкой и опытом они в течение столетий продолжали привлекать к себе больных. Не случайно вплоть до 16 в. (Стоглавый собор) памятники письменности полны сведений о запретах населению обращаться за лечением к врачевателям-волхвам.

Остальные разделы статьи “Медицина”:

  1. Введение
  2. Возникновение медицины и ее развитие в первобытном обществе
  3. Традиционная медицина народов Африки
  4. Медицина древних цивилизаций
    1. Медицина цивилизаций Древнего Востока
    2. Медицина цивилизаций древней Америки
    3. Медицина античного мира
  5. Медицина в феодальном обществе
  6. Медицина Нового времени (17—18 вв.)
  7. Медицина 19 века
  8. Медицина 20 века
  9. Медицина народов СССР
    1. Медицина народов Закавказья
    2. Медицина народов Средней Азии
    3. Медицина народов, населявших европейскую часть СССР в эпоху феодализма
    4. Медицина в России в 17 веке
    5. Медицина в России в 18 веке
    6. Медицина в России в первой половине 19 века
    7. Медицина в России во второй половине 19 — начале 20 века
  10. Медицина в СССР
Back to top button