МЕДИЦИНА НАРОДОВ СССР
Развитие медицины на территории СССР в период первобытнообщинного строя
Наиболее раннее свидетельство пребывания человека на территории СССР относится к так наз. шелльской эпохе (600—400 тыс. лет назад; стоянка Сатани-Дар в Армении). В так наз. ашельскую эпоху (400—100 тыс. лет назад) люди проникли на территорию современной Украины, Средней Азии. Следы пребывания неандертальского человека (100—35 тыс. лет назад) обнаружены также в Крыму, на различных участках Восточно-Европейской равнины до среднего течения Волги и Десны. В позднем палеолите (35—10 тыс. лет назад) люди современного типа заселили почти весь север европейской части СССР, Сибирь до среднего течения Лены и Забайкалье. Археологические находки свидетельствуют о существовании первобытного искусства (скульптурные и наскальные изображения животных в пещерах и др.). Переход к земледелию и скотоводству у племен, населявших территорию СССР, происходил с 6—S тысячелетия до н. э. в Средней Азии, во 2 тысячелетии до н. э. — в сев. р-нах страны. К этому времени (неолит) народы, населявшие территорию СССР, освоили технику пиления, сверления, шлифовки и полировки камня, изготовления челнов, лыж, саней, появились гончарное производство, ткачество. Развились и получили систематизированное оформление религиозные представления, которые начали складываться еще у неандертальцев. Уже в 3—2 тысячелетии до н. э. в Прикарпатье, на Северном Кавказе, Урале, в Казахстане появились крупные центры добычи и обработки металлов, откуда металл распространился в другие р-ны Восточной Европы и Сибири. Наступил бронзовый век, а затем (на большей части страны — с первой половины 1 тысячелетия до н. э.) — железный век с характерными для них социально-экономическими особенностями жизни об-ва. Создаются союзы племен, возникают первые раннеклассовые государства. В силу неравномерного развития отдельных культур переход от первобытнообщинных отношений к классовым в разных р-нах происходил неодновременно и приводил к образованию различных в социально-экономическом отношении государственных структур: если в Закавказье, Средней Азии, Причерноморье этот переход отмечался начиная с 8 в. до н. э. и обусловил возникновение рабовладельческих государств, то на большей части территории СССР этот процесс начался значительно позже, а завершился лишь в 1 — начале 2 тысячелетия н. э. образованием государств с феодальными отношениями.
Первобытная М. народов, населявших территорию СССР, характеризуется теми же принципиальными чертами, что и М. этого периода в других регионах (см. выше — Возникновение медицины и ее развитие в первобытном обществе). Общности мед. воззрений способствовало расширение межплеменных торгово-обменных, а соответственно и культурных связей. Вместе с тем от исторических особенностей определенных культур зависела самобытность М., выявляющаяся при сравнении мед. взглядов, присущих различным древним народам.
Важнейший источник наших знаний о М. этого периода — археологические данные. В работах отечественных исследователей Г. Г. Скориченко-Амбодика, Л. Ф. Змеёва, Г. X. Татура, Д. Г. Рохлина, В. Я. Дерумса и др. представлены палеопатологические материалы, свидетельствующие о прижизненных костных повреждениях с их заживлением или хроническим течением болезни (анкилозы суставов, поражения костей туберкулезного, рахитического характера, при остеомиелите, миеломной болезни и т. д.). Следует полагать, что в этих случаях раненым и больным оказывалась леч. помощь, о чем свидетельствуют сросшиеся переломы костей конечностей, ключиц, челюстей, черепа и т. п. Эти материалы позволяют предположить известную квалификацию врачевателей родового об-ва при оказании медпомощи при переломах, их умение сопоставлять костные отломки, накладывать шины, в т. ч. при переломах бедра. Среди предметов, обнаруженных археологами на палеолитических стоянках, имеются ланцетовидные кремневые ножи, ножи с затеской, резцы для обработки кости, костяные иглы и другие орудия, которые могли служить для рассечения мягких тканей, ампутаций, сшивания ран и других хирургических вмешательств. В последующие эпохи количество таких вещественных свидетельств возрастает. Все это говорит о некоторых достижениях эмпирической народной М.
Археологические данные свидетельствуют и о развитии народной гигиены, в частности о накоплении гиг. навыков в устройстве жилищ. Пещерные стоянки охотников мустьерского времени, обнаруженные на Кавказе, в Средней Азии, в Крыму, относятся к древнейшим жилищам на территории нашей страны. Люди, обитавшие в ту же эпоху на равнинах Восточной Европы, умели строить из костей и шкур крупных животных прочные жилища — наземные или с углублением в почву. В центре жилища создавался очаг из камня или глины с песком, где горел огонь, обогревавший и освещавший жилище, защищавший человека от враждебных ему сил живой природы, позволявший проводить термическую обработку пищи. Следы древнейших долговременных жилищ такого типа, относящихся к поздней мустьерской культуре (ок. 44 тыс. лет назад), обнаружены при раскопках поселения Молдова на Днестре. Постепенно совершенствовались методы выбора места для поселения и строительства укрепленных жилищ. Обычно выбиралось приустьевое место в овраге, защищенное от сев. ветров, с сухим грунтом. Позднепалеолитические жилища на территориях Украины, Белоруссии, Русской равнины, Сибири по характеру строительной техники и внутреннему устройству имели значительное сходство между собой. Об этом свидетельствуют стоянки Бердыж, Елисеевичи (Белоруссия), Мезин (Украина), Костенки (Воронежская обл.), Мальта и Бурети (Восточная Сибирь) и т. д. Вокруг жилищ сооружались хозяйственные ямы для хранения запасов пищи и топлива. В последующие эпохи совершенствование жилищ происходило медленно: добавились приемы обмазывания глиной стен и создания глиняного пола, покрытия двускатными крышами, сооружения каменной печи, длинного входного тоннеля и.т. п. Жилища, предназначавшиеся для всего рода, были крупных размеров, делились на секции, в которых проживали отдельные семьи.
Важное гиг. значение имел обычай захоронения умерших. Как свидетельствуют археологические исследования, древнейшие захоронения относятся приблизительно к тому же времени, когда появились первые жилища, т. е. места более или менее постоянного пребывания людей (погребения в гротах Киик-Коба в Крыму и Тешик-Таш на территории современного Узбекистана). В последующем захоронения производились за пределами стоянок и поселений. Тела помещались в особые сооружения из наиболее распространенного в данной местности материала — дерева, камня, глины. Наиболее высокий уровень строительства погребений выявлен на Черноморском побережье и в Прикубанье, где покойников хоронили в своеобразных крупных каменных дольменах, которые по своим архитектурным достоинствам превосходили лучшие жилища своего времени. При археологических исследованиях во многих местах обнаружены каменные и глиняные урны, куда помещали остатки сожженных тел. Обычай сожжения трупов был широко распространен у племен, населявших территорию СССР; мировоззренческая позиция способствовала распространению этого обычая, поскольку была подмечена и получила культовое осмысление способность огня очищать среду от «злых духов» (заразного начала).
При вскрытии захоронений, отнесенных к позднему палеолиту, обнаружены остатки обуви из кожи. Позже обувь стали изготовлять из липового лыка и лозы, вытачивать из мягкого дерева. К неолиту относится появление одежды из шерстяных и льняных тканей. С эпохой металлов связано применение ножниц, бритв, пинцетов, металлических (ранее были костяные) гребней в гиг. и леч. целях. Не позднее 1 тысячелетия до н. э. на территории Восточной Европы распространился обычай мытья в бане.
Косвенные свидетельства того, какие болезни были распространены у наших предков, как они понимали их природу и к каким леч. мерам прибегали, можно получить при анализе пережиточного материала в устном народном творчестве. В устных преданиях, заговорах, заклинаниях часто фигурируют ранения, змеиные укусы; огненная, ледяная, ломотная, пухлая и другие лихорадки; сыпи, язвы, струпы, рожа, оспа, чесотка, цинга, болезни глаз, горла, прострел, паралич, бешенство, черная немочь, поносы, зубная боль и другие «скорби». В числе причин болезни признавались, с одной стороны, воздействие неблагоприятных внешних факторов (напр., при травмах, отравлениях недоброкачественной пищей и т. п.), с другой — соответственно анимистическим представлениям о мире — злые духи, которые принимали зооморфное, антропоморфное или смешанное обличье (бесы, лешие, домовые, русалки, кикиморы, злыдни и т. п.).
То же смешение рационального подхода, основанного на эмпирических знаниях, и представлений религиозно-магического характера обнаруживается в применявшихся методах лечения. Использовались «плакун-трава всем травам мати», «сон-трава» (мандрагора, белладонна, белена, сонный дурман), подорожник, мать-мачеха, мята, полынь, рябина, настой липового цвета, сок клюквы, свежие листья капусты, почки березы, кора крушины, ягоды можжевельника, семя крапивы, «перунов цвет» (чертополох) и многие другие лекарственные растения; кровь, желчь, жир, печень и другие органы, а также вытяжки из них и прочие средства животного происхождения; водолечение, леч. грязи; сера, сурьма, мел и другие средства минерального происхождения. М. родового об-ва знала многие способы применения лекарственных средств: мази, отвары, настои, экстракты и др. Появление керамической посуды позволило использовать ее для приготовления и хранения лекарств.
Идея воздействия на «злого духа», вселившегося в тело больного, с целью его изгнания определяла применение заговоров, заклинаний, магических действий, к-рыми сопровождались рациональные приемы и средства лечения.
Примерами такого переплетения рационального и магического начал могут служить приводимый И. П. Сахаровым (1836) универсальный заговор от «двенадцати скорбных недугов» или, напр., следующий текст: «Когда у человека глотку заложит, что и дыхнуть нельзя, то возьми воды, разведи с медом, заговори воду и выпить тому человеку дай». П. В. Шейн (1893), который приводит данный текст, и ряд других исследователей относят происхождение первоначальных заговоров, клятв, наговоров и т. п. к эпохе первобытного человека. Тотемистические представления наделяли некоторых животных искусством врачевания. Часто в роли мудрой врачевательницы выступала змея (об этом косвенно свидетельствуют мифы народов Северного Кавказа, древних славян и др.). Это получило отражение, как отмечает А. Н. Афанасьев (1851), и в понятии о «змеиной воде»: «Мертвая вода сращает разрозненные части тела, живая оживотворяет труп, змеиная дает богатырскую силу». Столь же значительную роль, как культ воды, играл культ огня, породивший у предков славянских народов поклонение Перуну, у предков литовцев — Зничу, а у предков таджиков ставший основой зороастризма. О древнем происхождении культа огня свидетельствует обязательное требование применять для леч. и очистительных целей только «чистый» огонь, т. е. зажженный при помощи трения.
Анализ мифологического материала приводит исследователей к выводу, что первоначально лицами, облеченными функциями хранения приобретенных родом эмпирических знаний, в т. ч. в области врачевания, были ведуны и ведуньи (ведьмы); позднее их стали называть знахарями. Согласно бурятской мифологии, первым шаманом (собирательный образ ведуна-знахаря) среди людей был сын орла и женщины. В славянской мифологии богом-врачевателем был Сварог, у многих народностей Кавказа — Телепш, которые были также богами солнца, молнии и кузнечного дела (аналогично Гефесту у древних греков и Вулкану у древних римлян). В восточноевропейском регионе знахаря-лекаря называли (в разное время и в разных местах) вещуном, колдуном, чаровником, кудесником, волхвом и т. д. Врачевание (волхвование) передавалось гл. обр. путем индивидуального ученичества, нередко от отца к сыну, от матери — дочери.
Волхвы-врачеватели были носителями культуры своего времени. Они являлись значительной общественной силой, активно и длительно противостоявшей новой религии — христианству. Своей подготовкой и опытом они в течение столетий продолжали привлекать к себе больных. Не случайно вплоть до 16 в. (Стоглавый собор) памятники письменности полны сведений о запретах населению обращаться за лечением к врачевателям-волхвам.
Остальные разделы статьи “Медицина”:
- Введение
- Возникновение медицины и ее развитие в первобытном обществе
- Традиционная медицина народов Африки
- Медицина древних цивилизаций
- Медицина цивилизаций Древнего Востока
- Медицина цивилизаций древней Америки
- Медицина античного мира
- Медицина в феодальном обществе
- Медицина Нового времени (17—18 вв.)
- Медицина 19 века
- Медицина 20 века
- Медицина народов СССР
- Медицина народов Закавказья
- Медицина народов Средней Азии
- Медицина народов, населявших европейскую часть СССР в эпоху феодализма
- Медицина в России в 17 веке
- Медицина в России в 18 веке
- Медицина в России в первой половине 19 века
- Медицина в России во второй половине 19 — начале 20 века
- Медицина в СССР