МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ
МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ — совокупность лиц, получивших медицинское образование и квалификацию (звание) в специальных учебных заведениях или подготовленных непосредственно в учреждениях здравоохранения и допущенных к медицинской и фармацевтической деятельности в установленном законом порядке. К мед. кадрам относятся врачи, провизоры, средний мед. и фарм. персонал, а также младший медперсонал. М. к. в соответствии с уровнем и профилем образования и подготовки осуществляют профилактическую, санитарно-просветительную, диагностическую, лечебную, фармацевтическую, организаторскую работу и уход за больными.
Во всех мед. учреждениях страны, включая мед. учебные заведения и НИИ, в 1979 г. работали 960,5 тыс. врачей и св. 2,7 млн. средних медработников. Подавляющее большинство врачей (св. 88%) и средних медработников (св. 83%) работают в учреждениях системы Мин-ва здравоохранения. Младший медицинский и вспомогательный персонал насчитывает ок. 3 млн. чел.
Стоматол, помощь населению оказывают врачи-стоматологи и специалисты со средним мед. образованием — зубные врачи; в 1976 г. в СССР было 53,5 тыс. врачей-стоматологов и 48,8 тыс. зубных врачей.
Кроме М. к., в органах и учреждениях здравоохранения работает значительное количество специалистов немедицинского профиля. К ним относятся биологи, физики, химики, инженеры и техники различной квалификации, бухгалтеры, экономисты и др. Совокупность лиц медицинских и немедицинских специальностей и профессий, занятых на работе в органах и учреждениях здравоохранения, а также на предприятиях мед. промышленности, объединяют понятием «кадры здравоохранения». В 50—70 гг. 20 в. в связи с научно-техническим прогрессом, усилением комплексирования научных мед. исследований, ростом оснащенности мед. учреждений сложной диагностической и леч. аппаратурой в деятельности по охране здоровья населения возросла роль лиц немед. профессий и специальностей. В конце 70-х гг. их число достигло почти 30% от общей численности кадров здравоохранения.
Огромная работа, проделанная за годы Советской власти в соответствии с ленинской кадровой политикой, позволила в основном удовлетворить потребности высокоразвитого социалистического здравоохранения и занять СССР первое место в мире но числу врачей и обеспеченности ими населения. С 1913 по 1978 г. число врачей в стране увеличилось в 33 раза, а среднего медперсонала — в 57 раз. В 1978 г. в СССР работало более одной трети всех врачей мира. Динамика роста численности врачей всех специальностей и обеспеченность населения врачами в СССР (в т. ч. и в союзных республиках) за период с 1913 по 1978 г. представлены в таблице 1, а рост численности среднего медперсонала по СССР по специальностям за период с 1940 по 1975 г.— в таблице 2.
Ведущее место в осуществлении комплекса леч.-проф, мероприятий принадлежит врачу.
Врач (см.) проводит всестороннее клиническое и инструментальное обследование больного, устанавливает диагноз, определяет необходимые леч.-проф, мероприятия, проводит сан.-просвет, работу, обследует здоровых людей в профилактических целях, участвует в экспертизе и дает заключение о состоянии здоровья. Врачи санитарно-профилактических учреждений (см. Санитарный врач) выполняют ответственные функции по сан. надзору и организации сан. и противоэпид, мероприятий.
Номенклатура врачебных специальностей, утвержденная М3 СССР, включает 54 специальности: терапевт, кардиолог, ревматолог, гастроэнтеролог, нефролог, эндокринолог, гематолог, инфекционист, диетолог, физиотерапевт, врач по лечебной физкультуре и спорту, врач-терапевт по клинической диагностике (ЭКГ, функциональная диагностика), хирург, хирург детский, травматолог-ортопед, уролог, нейрохирург, анестезиолог-реаниматолог, сердечно-сосудистый хирург, торакальный хирург, онколог, онко-лог-хирург, онколог-гинеколог, онколог-отоларинголог, радиолог, стоматолог, стоматолог-хирург, стоматолог-ортопед, акушер-гинеколог, педиатр, рентгенолог, офтальмолог, детский офтальмолог, отоларинголог, фтизиатр, невропатолог, психиатр, дерматовенеролог, патологоанатом, токсиколог, врач-лаборант, врач—судебно-медицинский эксперт, санитарный врач по общей гигиене, санитарный врач по коммунальной гигиене, санитарный врач по гигиене труда, санитарный врач по гигиене питания, санитарный врач по гигиене детей и подростков, санитарный врач по радиационной гигиене, врач-эпидемиолог (дезинфекционист, паразитолог), врач-бактериолог (вирусолог), соц. гигиенист — организатор здравоохранения (организатор здравоохранения, статистик, врач-методист, врач по санитарному просвещению), психиатр-нарколог, врач скорой помощи (терапевт или хирург), эндоскопист.
Средний медперсонал включает различные специальности (см. Акушерка, Лаборант, Медицинская сестра, Фельдшер и др.). В функции среднего медперсонала входит оказание доврачебной медпомощи, организация профилактической и сан.-просвет, работы среди населения, выполнение леч. процедур, назначенных врачом, уход за больными, а также за детьми в детских леч.-проф. и воспитательных учреждениях, проведение патронажа.
Младший медперсонал — младшие медсестры, санитарки, няни (см. Санитар) — проводит работу по уходу за больными, поддержанию чистоты и необходимого сан. порядка в леч.-проф. и сан.-проф, учреждениях.
Подготовка, расстановка и воспитание медицинских кадров. Работа по подготовке, расстановке и воспитанию мед. кадров составляет предмет особой заботы Коммунистической партии и занимает солидное место в ее деятельности (см. Коммунистическая партия Советского Союза). Советское государство, провозгласив охрану здоровья важнейшей социальной задачей и приступив к строительству государственной системы здравоохранения, с первых дней своего существования приняло необходимые меры по обеспечению населения страны М. к. (см. Здравоохранение).
В 1913 г. в стране насчитывалось всего лишь 28,1 тыс. врачей и 46 тыс. средних медработников, обеспеченность населения медперсоналом была на крайне низком уровне и составляла на 10 тыс. жителей соответственно 1,8 и 2,9. Процесс организации новой системы здравоохранения после свершения Великой Октябрьской социалистической революции сопровождался саботажем нек-рой части консервативно настроенных медработников. Руководствуясь указаниями В. И. Ленина, врачи-большевики и большая группа сознательных беспартийных врачей добились сплочения мед. специалистов для решения задач создания новой, прогрессивной системы охраны здоровья народа. В сравнительно короткий срок подавляющее большинство медработников приняли активное участие в борьбе с эпидемиями, самоотверженно работали в госпиталях по лечению воинов Красной Армии и раненных на фронтах гражданской войны и с большим энтузиазмом принялись за строительство советского здравоохранения. Успешно решалась поставленная партией задача создания советской интеллигенции, включая подготовку врачей и других мед. специалистов, тесно связанной с рабочим классом и трудовым крестьянством, беззаветно преданной партии, народу и Родине. Для обеспечения страны М. к. была расширена сеть высших и средних специальных мед. и фарм, учебных заведений (см. Медицинские институты).
Постановления ЦК ВКП(б) от 1.06.1931 г. «О медицинских кадрах», ЦИК и СНК СССР от 3.09.1934 г. «О подготовке врачей», а также постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 23.06.1936 г. «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» способствовали дальнейшему совершенствованию и расширению подготовки М. к. Подготовка врачей стала проводиться по трем основным профилям: лечебное дело, педиатрия, санитарное дело. С 1936 г. организована подготовка врачей-стоматологов и провизоров.
В годы Великой Отечественной войны медработники вместе со всем советским народом самоотверженно трудились на фронте и в тылу; они добились высоких показателей в лечении раненых и больных, были значительно сокращены сроки их лечения — свыше 72% раненых и 90% больных солдат и офицеров были возвращены в строй. Огромные успехи были достигнуты в профилактике эпидемий и предотвращении распространения инф. заболеваний на фронте и в тылу. Постановлением Совета Министров СССР от 1.12.1944 г. в целях повышения теоретической и практической подготовки врачей на лечебном, санитарном и педиатрическом ф-тах мед. ин-тов был установлен 6-летний срок обучения; стоматол. и фарм, ф-ты были переведены на 5-летний срок обучения. Большое значение для улучшения медпомощи населению Дальнего Востока, Сибири, Нечерноземной полосы, Казахской, Украинской, Белорусской, Латвийской и Литовской ССР имело открытие в 1950—1958 гг. в этих р-нах страны новых мед. высших учебных заведений.
Повышение уровня и качества медпомощи населению, обусловленное созданием и расширением крупных мед. центров на Дальнем Востоке, в Сибири, Казахстане, увеличением контингента врачей и других мед. специалистов, направляемых в эти р-ны, в совокупности с другими факторами социального развития (интенсивное жилищное строительство, развитие сети детских дошкольных учреждений, создание благоприятных условий жизни и т. д.) способствовало привлечению рабочих, инженеров и других специалистов в р-ны Сибири и Дальнего Востока, где в соответствии с решениями XXV съезда КПСС развертывается огромная работа по осуществлению программы комплексного освоения природных богатств этих жизненно важных для нашей страны р-нов.
Для улучшения качества подготовки и расстановки мед. кадров, ускорения роста обеспеченности ими населения всех союзных республик и, в первую очередь, важных в экономическом отношении р-нов страны, в т. ч. сельской местности, определяющее значение имеют решения XXIV и XXV съездов КПСС, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам работы с кадрами и улучшению народного здравоохранения.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977) определен комплекс крупных мероприятий по развитию здравоохранения на длительный период, создание благоприятных условий работы врачам и другим медработникам на наиболее ответственных участках здравоохранения, таких как амбулаторно-поликлиническая помощь (участковая служба), скорая медпомощь, сельские мед. учреждения и др.; намечены меры по разукрупнению территориальных терапевтических и педиатрических участков; обращено внимание на необходимость совершенствования подбора, использования и воспитания кадров.
Подготовка М. к. высшей квалификации проводится в 83 мед. и фарм, ин-тах и на 9 мед. ф-тах ун-тов по 5 специальностям (врач.-леч. дело, врач.-сан. дело, врач-педиатр, врач-стоматолог, провизор). Кроме того, на мед.-биол, ф-те 2-го Московского медицинского института осуществляется подготовка по специальностям врач-биохимик, врач-биофизик и врач-кибернетик, а в Томском мед. ин-те — врач-биохимик. С введением интернатуры (см.) получила развитие первичная (преддипломная) специализация врачей. Выпускники леч. ф-тов проходят первичную специализацию по внутренним болезням, хирургии, акушерству с гинекологией, психоневрологии; педиатрических ф-тов — по педиатрии, инф. болезням детского возраста, детской хирургии; стоматологических ф-тов — по терапевтической, хирургической и детской стоматологии. Врачи, окончившие сан.-гиг. ф-т, проходят одногодичную стажировку по месту распределения. Подготовка врачей по более узким специальностям проводится в соответствии с установленной в СССР системой последипломной специализации врачебных кадров через ординатуру при соответствующих кафедрах мед. ин-тов, в научно-исследовательских учреждениях, а также в ин-тах и на ф-тах усовершенствования врачей и на базе крупных леч.-проф, учреждений.
В СССР проводится систематическая целенаправленная работа по подготовке мед. научных и научно-педагогических кадров. В 1976 г. в научных учреждениях и вузах системы здравоохранения работало св. 75 тыс. научных и научно-педагогических работников. Отмечается быстрый рост численности этих кадров. Так, напр., численность научных мед. кадров к 1976 г. по сравнению с 1950 г. возросла в 3 раза. В работе с научными и научно-педагогическими кадрами обращается большое внимание на развитие научных школ, привлечение к научным исследованиям талантливой молодежи, соблюдение принципа конкурсного подбора кадров. Большая работа проводится по идейно-политическому воспитанию этих кадров, формированию у них марксистско-ленинского коммунистического мировоззрения, высокой гражданской ответственности за выполнение своего долга перед народом и государством.
Подготовка средних мед. кадров осуществляется в медицинских училищах (см.) по 13 специальностям: фельдшер, акушерка, фельдшер-акушерка, сан. фельдшер, фельдшер-лаборант, медицинская сестра, медицинская сестра детских леч.-проф. учреждений, зубной врач, зубной техник, медицинский техник-оптик, техник по монтажу и ремонту рентгеновской и электромедицинской аппаратуры. Начата подготовка медсестер по анестезии-реанимации и медсестер по стоматологии. Подготовка фармацевтов со средним образованием производится в фарм, училищах (см. Фармацевтическое образование).
В ближайшие годы предусмотрено дальнейшее расширение сети мед. училищ на базе крупных многопрофильных и специализированных б-ц, увеличение подготовки числа медсестер, в т. ч. для детских дошкольных учреждений. Начали функционировать училища для повышения квалификации специалистов со средним мед. и фарм, образованием.
Младший медперсонал проходит практическую подготовку непосредственно в леч.-проф, учреждениях, в больничных палатах. Подготовка младших медсестер по уходу за больными проводится по утвержденному М3 СССР учебному плану в течение 4 мес. с отрывом от производства (272 учебных часа).
Планирование подготовки кадров. Планирование подготовки специалистов для органов и учреждений системы здравоохранения, усовершенствование их знаний, а также государственное междуведомственное и межреспубликанское планирование распределения молодых специалистов позволяют осуществлять дальнейшее планомерное увеличение численности квалифицированных специалистов в учреждениях здравоохранении. Госплан СССР и М3 СССР устанавливают общесоюзные планы развития мед. образования, сроки подготовки и планы распределения специалистов, оканчивающих высшие мед. учебные заведения, планы и сроки подготовки научных кадров и усовершенствования знаний медперсонала.
Наиболее обобщающим показателем, характеризующим уровень развития здравоохранения, является обеспеченность населения М. к., и прежде всего врачами. Поэтому планирование подготовки врачей и средних медработников является одним из важных разделов разработки плана развития здравоохранения на ближайшую и отдаленную перспективу. Эта работа предусматривает определение перспективной потребности в М. к., необходимой для предусмотренного планом развития здравоохранения объема леч.-проф, помощи населению, а также для обеспечения других разделов работы, где используются врачи и специалисты со средним мед. образованием.
Показатели потребности и обеспеченности специалистами измеряются числом врачей и среднего медперсонала на 10 тыс. жит. М3 СССР периодически определяет ориентировочные плановые нормативы потребности в специалистах населения страны в целом и каждой республики в отдельности. В соответствии с «Основными установками к составлению пятилетнего плана развития здравоохранения и медицинской науки на 1981—1985 гг.» в среднем по СССР на 10 тыс. жителей на 1990 год установлены нормативы врачей, среднего медицинского персонала, провизоров и фармацевтов со средним образованием, которые обеспечат дальнейшее улучшение народного здравоохранения. Эти показатели дифференцированы по отдельным республикам с учетом состояния здравоохранения в них, развития сети мед. учреждений, мед. вузов, научно-исследовательских ин-тов, а также особенностей возрастно-половой структуры населения, заболеваемости и т. д. Напр., нормативы потребности населения во врачах на 10 тыс. жит. несколько выше общесоюзных в Эстонской ССР, Латвийской ССР и РСФСР. Определяется также дополнительная потребность в специалистах, т. е. разница между общей плановой потребностью и численностью специалистов в данное время. При определении величины дополнительной потребности учитывается убыль М. к.: естественная убыль (смерть, переход на пенсию, временное прекращение работы и т. д.), переходы из одного учреждения в другое, переезды в другие республики и т. д. Учитывается также возрастно-половая структура специалистов, законодательство о продолжительности трудовой деятельности различных групп специалистов и другие показатели. На основании определения общей плановой и дополнительной потребности в специалистах устанавливаются контрольные цифры приема студентов в мед. и фарм, учебные заведения и планы выпуска специалистов с учетом отсева студентов за весь срок обучения.
Разработанные М3 СССР «Основы развития здравоохранения на 1976— 1990 гг.» включают план подготовки медицинских кадров, в соответствии с к-рым численность врачей в СССР к 1990 г., а также специалистов со средним мед. образованием значительно увеличится.
В основу государственного плана распределения молодых специалистов положено тщательное изучение уровня обеспеченности М. к. населения республик, областей, мед. служб ведомств СССР, не имеющих своих учебных заведений, состава студентов (возможная мобильность их в связи с состоянием здоровья, семейным положением, желанием работать по той или иной специальности и т. д.), а также заявок на специалистов органов и учреждений здравоохранения, АМН СССР и научных учреждений, мин-в и ведомств СССР.
Планирование распределения молодых специалистов постоянно совершенствуется, оно предусматривает максимальное удовлетворение потребностей каждой из республик, областей, краев в М. к. гл. обр. за счет выпускников учебных заведений, находящихся на их территории, а также за счет молодых специалистов, направленных из других республик (напр., специалистов, подготовка которых не предусматривается в учебных заведениях данной республики). В планах распределения указывается число специалистов, направляемых для работы в медицинских учреждениях сельской местности (в целом по стране и по каждой республике в отдельности). В соответствии с Конституцией СССР государственные планы распределения гарантируют каждому молодому специалисту получение работы сразу после окончания вуза в том или ином районе страны с учетом профиля его подготовки в учебном заведении.
Для советского здравоохранения характерным является высокий процент трудоустройства выпускников мед. учебных заведений в плановом порядке. Права и обязанности молодых специалистов определены Положением о межреспубликанском, междуведомственном и персональном распределении молодых специалистов, предусматривающем ответственность плановых органов, мин-в и ведомств, руководителей организаций, учреждений и учебных заведений за разработку и реализацию этих планов, создание для молодых специалистов надлежащих производственных и жилищно-бытовых условий.
Важное значение в дальнейшем улучшении этой работы имеет постановление Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования подготовки специалистов и улучшении использования выпускников высших и средних специальных учебных заведений в народном хозяйстве» (1978).
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (1979) предусмотрено дальнейшее улучшение планирования подготовки специалистов, проведение их распределения в более ранние сроки — за 1—3 года до окончания ими учебных заведений, с последующим переходом на разработку пятилетних планов распределения и доведением показателей плана до предприятий и вузов.
Научно обоснованное планирование подготовки М. к. и их распределения способствовало достижению высокой обеспеченности населения СССР М. к., особенно врачами. Среди врачей и среднего медперсонала имеются представители всех национальностей и народностей. Все союзные и автономные республики имеют свои национальные кадры, знающие местные обычаи и нравы, язык, что облегчает им общение, особенно с сельским населением, проживающим в труднодоступных р-нах.
На протяжении всех лет существования Советской власти принимались энергичные меры по ликвидации неравномерности обеспечения врачами населения союзных республик, а также городского и сельского населения. Так, в 1940 г. общее количество врачей в СССР по сравнению с 1913 г. увеличилось в 5,5 раза, а в Среднеазиатских республиках в 14—30 раз. В последующие годы такого резкого различия в темпах роста численности врачей уже не было, но по республикам Средней Азии они всегда оставались выше, чем в РСФСР, УССР и в среднем по СССР. В результате достигнуто значительное сближение уровней обеспеченности врачами населения всех союзных республик.
Большое внимание уделяется направлению молодых специалистов для работы в мед. учреждениях села. Только в 1976 г. в сельские учреждения было направлено 15,6 тыс. врачей, что способствовало значительному росту их численности в сельской местности; одновременно повысилась роль городских учреждений здравоохранения в оказании медпомощи сельскому населению. Особое внимание уделяется обеспечению квалифицированными специалистами учреждений здравоохранения, оказывающих медпомощь сельскому населению, терапевтических, педиатрических и цеховых участков, станций скорой и неотложной медпомощи, а также учреждений в интенсивно развивающихся р-нах и промышленных центрах. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977) предусмотрено преимущественное направление молодых специалистов, окончивших медвузы, на леч.-проф, работу в качестве участковых врачей-терапевтов и педиатров, цеховых врачей и врачей скорой медпомощи, а также на работу в центральные районные, районные б-цы, сельские участковые б-цы и амбулатории. На врачей, провизоров, средних медработников и фармацевтов со средним образованием, работающих в учреждениях здравоохранения в сельской местности, распространен ряд льгот: покупка в совхозах продуктов питания по государственным розничным ценам, возможность первоочередной покупки легковых автомобилей, кредиты на хозяйственное обзаведение и строительство домов, ежегодный дополнительный оплачиваемый 3-дневный отпуск (при стаже работы св. 3 лет), ежемесячная надбавка за продолжительность работы п т. д. В результате улучшения работы по распределению кадров показатель укомплектованности врачами леч.-проф, учреждений (отношение занятых врачебных должностей к штатным, в %) значительно вырос и достиг в 1976 г. в целом по стране 95,9% (1970 г.— 90%). Значительно повысилась обеспеченность врачами населения Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и республик Средней Азии. Улучшилась укомплектованность врачами терапевтических и педиатрических участков, в ряде республик и областей она достигла 99—100%; сократилось число вакантных врачебных должностей и число случаев работы врачей по совместительству.
Усилено внимание к рациональному использованию М. к., совершенствованию их расстановки и научной организации труда.
Для рассмотрения актуальных вопросов работы М. к. и подготовки рекомендаций при М3 СССР и мин-вах здравоохранения союзных республик созданы советы по кадрам и научной организации труда.
Повышение квалификации и аттестация медицинских кадров. Специфика работы медработника требует от него постоянного совершенствования знаний в течение всей профессиональной деятельности. В СССР создана стройная государственная система повышения квалификации врачей и других медработников на ф-тах и в ин-тах усовершенствования врачей, а также в крупных областных, краевых, республиканских, городских б-цах, в клиниках медвузов, научно-исследовательских ин-тах (см. Институты усовершенствования врачей, Научно-исследовательские институты). Занятия в системе повышения квалификации проводятся под руководством профессорско-преподавательского состава при широком использовании передового опыта работы мед. учреждений, новейших достижений мед. науки, кибернетики и научной организации труда.
Большое значение для совершенствования системы повышения квалификации врачей имеют постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по развитию здравоохранения и мед. науки (1960, 1968), постановление Совета Министров СССР «О системе повышения квалификации врачей» (1963), а также постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977), в к-ром намечены меры по дальнейшему совершенствованию системы повышения квалификации медработников.
В целях повышения квалификации и правильного использования кадров проводится также аттестация врачей-специалистов и средних медработников. Порядок аттестации мед. и фарм, работников установлен М3 СССР совместно с ЦК профсоюза медработников. Врачом-специалистом по одной из специальностей считается врач, окончивший интернатуру, клин, ординатуру (см. Ординатура клиническая), аспирантуру (см. Аспирантура, адъюнктура) или проработавший по этой специальности не менее 3 лет и окончивший курсы специализации. Квалификация врача-специалиста определяется по трем квалификационным категориям: высшей, первой и второй.
Высшая квалификационная категория присваивается врачам, имеющим стаж работы по данной специальности не менее 10 лет, в совершенстве владеющим современными методами профилактики, диагностики и лечения, хорошо знающим смежные дисциплины, имеющим хорошие показатели в работе, принимающим активное участие в повышении квалификации врачей и среднего медперсонала, в пропаганде мед. и гиг. знаний; их назначают, как правило, руководителями крупных отделений (отдел, лаборатория) учреждений республиканского, областного, краевого подчинения. Врачи высшей квалификационной категории занимают должности главных специалистов мин-ва здравоохранения союзной (автономной) республики, краевых (областных) отделов здравоохранения и т. д.
Первая квалификационная категория присваивается врачам со стажем работы по специальности не менее 7 лет, имеющим опыт практической работы и хорошую теоретическую подготовку по своей специальности, знающим смежные дисциплины, владеющим современными методами профилактики, диагностики и лечения больных, принимающим участие в повышении квалификации среднего медперсонала и в сан.-просвет, работе среди населения; они обеспечивают руководство отделением (отделом, лабораторией) учреждений здравоохранения городского или районного подчинения, работают главными специалистами гор-здравотделов.
Вторая квалификационная категория присваивается врачам со стажем работы по специальности не менее 5 лет, хорошо подготовленным в теоретических и практических вопросах своей специальности, владеющим современными методами профилактики, диагностики, лечения.
Врачи участковых б-ц и амбулаторий, расположенных в сельской местности, участковые терапевты и педиатры, врачи скорой и неотложной медпомощи, отделений и станций сан. авиации квалификационные категории могут получить при меньшем стаже: не менее 7, 5 и 3 лет соответственно; им предоставляется преимущественное право прохождения аттестации. При проведении аттестации соблюдается принцип добровольности. Она проводится по специальностям, предусмотренным номенклатурой врачебных должностей. Врачам-специалистам, получившим высшую или первую квалификационную категорию, установлена ежемесячная надбавка к заработной плате.
Аттестация проводится аттестационными комиссиями, создаваемыми мин-вами здравоохранения из числа главных специалистов, работников вузов, НИИ и т. д., которые рассматривают аттестационные материалы (заявление и отчет специалиста о работе за последние 3 года и др.); в случае положительного решения присваивается соответствующая квалификационная категория и выдается удостоверение. Повторная аттестация возможна по истечении не менее 3 лет. Аттестация провизоров проводится по высшей, первой и второй квалификационным категориям и по трем специальностям: провизор-организатор фармацевтического дела, провизор-технолог и провизор-аналитик.
Аттестация средних медработников (зубных врачей, фельдшеров, медсестер, лаборантов, рентгенолаборантов и др.) проводится в соответствии с положениями об аттестации этих кадров. Квалификация среднему медперсоналу устанавливается аттестационной комиссией только по первой квалификационной категории. Медсестры, имеющие среднее мед. образование и допущенные в установленном порядке к мед. деятельности, для прохождения аттестации должны иметь стаж работы по специальности не менее 5 лет, в т. ч. 3 последних года работать в одном учреждении. Для получения квалификационной категории медсестра должна иметь хорошую подготовку по своей специальности и хорошие показатели в работе, активно участвовать в работе совета медицинских сестер, обучении младших медсестер уходу за больными, в сан.-просвет. работе и общественной жизни учреждения.
Подбор, подготовка и повышение квалификации руководящих кадров. Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют большое внимание вопросам подбора, подготовки и повышения квалификации руководящих кадров как важного условия успешного выполнения грандиозных планов коммунистического строительства и повышения качества всей работы, намеченных XXV съездом КПСС. Об этом свидетельствуют постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства» (1977) и «Об организации Академии народного хозяйства СССР» (1977). Задачи по улучшению подбора и подготовки руководящих кадров здравоохранения, повышение требовательности к ним в отношении руководства органами и учреждениями здравоохранения и качества медпомощи населению определены в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977).
В органах здравоохранения проведена значительная работа по улучшению состава руководящих кадров и созданию резерва специалистов на выдвижение. Повышение квалификации этой категории работников проводится в 14 ин-тах усовершенствования врачей, более чем на 70 циклах общего и тематического усовершенствования по единым учебным планам и программам, в которых значительное внимание уделено изучению основ управления в здравоохранении и его экономики, научной организации труда и актуальным вопросам организации медпомощи населению. Особое внимание обращено на улучшение подготовки по вопросам эффективного использования кадровых, финансовых и материальных ресурсов здравоохранения, на умение руководителей органически соединить достижения мед. науки с преимуществами социалистического здравоохранения, на воспитание медработников в духе «Присяги врача Советского Союза».
В улучшении качества медпомощи населению большую роль играют главные специалисты мин-в здравоохранения союзных и автономных республик, областных (краевых) отделов здравоохранения (см. Главный специалист). Их подготовка и усовершенствование знаний проводятся на комплексных циклах, на профильных клин, кафедрах с участием кафедр социальной гигиены и организации здравоохранения. Для повышения квалификации руководящего состава аппарата М3 СССР и союзных республик, директоров НИИ и ректоров вузов организуются университеты здравоохранения (см.), проводятся специальные занятия по применению современных научных методов управления в здравоохранении и мед. науке.
Забота КПСС и Советского правительства о медицинских работниках. КПСС и Советское правительство высоко оценивают труд медработников и проявляют большую заботу о них. Об этом свидетельствует установление в 1965 г. ежегодного празднования Дня медицинского работника, провозглашение в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (1969) положения о том, что профессиональные права, честь и достоинство медработников охраняются законом. Признание высокогуманного характера деятельности врача нашло отражение в учреждении почетных званий «Заслуженный врач РСФСР» и других республик, а также «Народный врач СССР» (см. Почетные звания). Большая ответственность врача перед народом и об-вом подчеркнута в «Присяге врача Советского Союза» (см.), к-рую принимают по окончании медвуза все молодые врачи.
В соответствии с решениями XXV съезда КПСС в коллективах мед. учреждений проводится большая работа по воспитанию в духе коммунистической морали и гуманизма, цель к-рой привить любовь к своей профессии, чувство ответственности за свое дело, бережного отношения к больному человеку; широко развернуто социалистическое соревнование, наставничество. Ежегодно за высокие показатели в оказании медпомощи населению медработники награждаются значком «Отличнику здравоохранения», наиболее выдающимся медработникам присваивается звание Героя Социалистического Труда (см. Медики — Герои Социалистического Труда), присуждаются Ленинские и Государственные премии и почетные звания. За большие заслуги в охране здоровья народа медработники награждаются орденами и медалями Советского Союза; только в девятой пятилетке орденами и медалями СССР было награждено ок. 12 тыс. работников здравоохранения и мед. науки.
Законодательство СССР о правах и обязанностях медицинских работников. Для осуществления грандиозных задач, поставленных Коммунистической партией в области здравоохранения, в стране сразу же после установления Советской власти стали разрабатывать законодательство о здравоохранении и основы правовой регламентации врачебной деятельности. В постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О профессиональной работе и правах медицинских работников» (1924) регламентированы проф. деятельность медработников, их права и обязанности. Устанавливалось, что «всякий медработник, занимающийся практической лечебной деятельностью, обязан в случаях, требующих скорой медицинской помощи, оказывать первую медицинскую помощь согласно инструкции…».
1 июля 1970 г. были введены в действие «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» (см. Законодательство о здравоохранении), в которых была регламентирована деятельность органов здравоохранения и медработников. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 июня 1979 г. «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» ряд статей Основ законодательства был изменен или дополнен в соответствии с новой редакцией Конституции СССР.
В частности, в них отражена все возрастающая роль советских людей, в т. ч. и медработников, в деле охраны окружающей среды (статья 3 Основ законодательства); статья 12 дополнена новой частью следующего содержания: «Врач, не работающий по своей профессии более трех лет, должен быть направлен на стажировку в институт усовершенствования или в другие соответствующие учреждения здравоохранения с последующим допуском к врачебной деятельности в порядке, определяемом Советом Министров СССР»; были внесены изменения и в статью 16, обязывающую не только медработников, но и фармацевтов не разглашать сведения о болезнях, интимной и семейной жизни граждан, ставшие им известными в силу исполнения профессиональных обязанностей, и в статью 37, расширяющую права врачей и других медработников в бесплатном использовании любого из имеющихся в данной обстановке видов транспорта при оказании первой медпомощи в случаях, угрожающих жизни больного. Внесены изменения и дополнения в целый ряд других статей «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик».
Комплектование учреждений здравоохранения медицинскими кадрами. В основу комплектования учреждений здравоохранения М. к. положены штатные нормативы, которые определяются в зависимости от показателей плана развития здравоохранения, профиля учреждения, организационных форм оказания медпомощи, организации работы учреждений и труда медперсонала. Учитывается, что единицей измерения объема врачебной помощи является врачебная должность, означающая определенный объем работы врача, напр, число амбулаторных посещений на одну должность в поликлинике, ведение определенного количества больных в стационаре на одну врачебную должность и т. д. Принимаются во внимание нормы нагрузки врачей, а также продолжительность рабочего дня, отпуска и т. д.
Вакантные должности профессорско-преподавательского состава в вузах и научных работников в научно-исследовательских ин-тах замещаются по конкурсу в установленном порядке.
Медицинские кадры за рубежом
Большие успехи в подготовке мед. кадров достигнуты в социалистических странах. Обеспеченность населения врачами в этих странах значительно выросла и в некоторых из них стала превышать обеспеченность населения ряда капиталистических стран. (Численность врачей всех специальностей и обеспеченность ими населения некоторых зарубежных стран представлены в таблице 3).
Подготовка мед. кадров в социалистических странах производится в государственных учебных заведениях. Обучение в высших мед. учебных заведениях этих стран доступно для всех трудящихся, оно бесплатное, большинство студентов получают государственную стипендию. Проводятся мероприятия по последипломной подготовке специалистов с высшим и средним образованием, обеспечивающие совершенствование знаний специалистов в соответствии с задачами развития здравоохранения в этих странах. Организовано изучение опыта подготовки М.к. в СССР, серьезное внимание уделяется идейно-политическому воспитанию студентов мед. учебных заведений и специалистов здравоохранения.
СССР оказывает большую помощь развивающимся странам в подготовке национальных М. к., повышении их квалификации. При Ун-те Дружбы Народов им. Патриса Лумумбы имеется мед. ф-т, на к-ром к 1979 г. было подготовлено св. 1500 врачей из 80 развивающихся стран. Кроме того, в связи с недостатком национальных кадров врачей и среднего медперсонала в эти страны по просьбе правительственных учреждений направляются специалисты из СССР и других социалистических стран. В ряде стран после провозглашения их независимости советские врачи и врачи из других социалистических стран составляют значительную часть имеющихся мед. специалистов. Они ведут большую леч. и профилактическую работу, оказывают помощь в подготовке средних мед. кадров из молодежи этих стран. Многие советские преподаватели работают на мед. ф-тах ун-тов ряда развивающихся стран.
Подготовка врачей в капиталистических странах осуществляется на мед. ф-тах ун-тов (Франция, ФРГ, Англия) или в специальных колледжах. Как правило, весь срок обучения состоит из домедицинского, доклинического, клинического периодов и интернатуры. Обучение в большинстве стран платное, в связи с этим высшее мед. образование недоступно малообеспеченным слоям населения. После окончания интернатуры молодой врач получает право работать врачом общей практики. Потребность во врачах общей практики в связи с развитием специализированной медпомощи уменьшилась; поэтому многие молодые врачи продолжают специализироваться по более узкому профилю; сроки специализации различны в зависимости от характера специальности (см. Медицинское образование).
Военно-медицинские кадры
Военно-медицинские кадры — военнослужащие, имеющие специальное медицинское образование и военную подготовку. Они осуществляют леч.-проф, мероприятия по сохранению и укреплению здоровья личного состава Вооруженных Сил СССР, мед. обеспечение войск, а также руководство мед. частями, учреждениями и подразделениями в мирное и военное время. К военно-мед. кадрам относятся генералы и офицеры мед. службы, а также прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы с мед. образованием: врачи, стоматологи, провизоры, зубные врачи, зубные техники, фармацевты со средним образованием, фельдшера, рентгенотехники, лаборанты, медсестры, санинструкторы, дезинфекторы. Военно-медицинские кадры могут находиться на действительной военной службе или состоять в запасе. Военно-мед. кадры — составная часть военных кадров, которые являются решающей силой в укреплении обороноспособности страны и повышении боеготовности армии и флота. Первые врачи (именовавшиеся лекарями) появились в русской армии в 17 в. (см. Лекарь). Для подготовки военных медиков со средним образованием (подлекарей) при крупных госпиталях были созданы специальные школы, преобразованные в 1838 г. в военно-фельдшерские школы с 4-летним сроком обучения. Подготовка военных фармацевтов со средним образованием (аптекарей) производилась в военных госпиталях, а с высшим образованием (провизоров) —в фарм, отделениях Московской и Петербургской медико-хирургических академий. Зубных врачей, рентгенотехников и лаборантов со средним образованием на должности военнослужащих стали призывать в армию только после Великой Октябрьской социалистической революции. Подготовка их производилась в гражданских мед. школах, а также путем переподготовки из военных фельдшеров.
Широкое проведение профилактических мероприятий в Советской Армии привело к созданию звена младших мед. специалистов — санитарных инструкторов (см. Санитарный инструктор). Вначале их подготовка проводилась в военных госпиталях, а с 1924 г. в школах санинструкторов. Медсестер на должности военнослужащих также стали призывать в армию только после Великой Октябрьской социалистической революции. До этого они служили в армии по вольному найму (см. Медицинская сестра).
После Великой Октябрьской социалистической революции Красная Армия (до июля 1918 г.) комплектовалась М. к. на добровольных началах. 29 июля 1918 г. был подписан декрет СНК РСФСР «О призыве и приеме на военную службу бывших офицеров, врачей, фельдшеров, лекарских помощников и военных чиновников», а 12 ноября 1918 г. — декрет «О призыве на действительную военную службу медицинских врачей». 28 августа 1919 г. был принят декрет Совета обороны «О призыве на действительную военную службу мужчин — зубных врачей (дантистов)». В 1918—1919 гг. для пополнения армии были досрочно выпущены студенты пятых курсов мед. ф-тов ун-тов, а при Главном военном госпитале была создана Высшая медицинская школа для подготовки врачей из числа фельдшеров. В последующем был проведен ряд мер по улучшению системы подготовки М. к.: реорганизация (1925) Военно-медицинской академии (см.), создание (1926) Школы лекарских помощников (преобразована в Ленинградское военно-медицинское училище), открытие Харьковского (1935) и Киевского (1939) военно-медицинских училищ, а в период с 1939 по 1943 г. — Военно-морской медицинской академии, Куйбышевской военно-медицинской академии и военно-медицинских факультетов — при 2-м Московском, Харьковском и Саратовском мед. ин-тах. С началом Великой Отечественной войны были временно сокращены сроки подготовки врачей и фельдшеров. Подготовка старших врачей полка, дивизионных и корпусных врачей проводилась на окружных курсах усовершенствования врачей, а с июня 1944 г. и на военно-медицинском ф-те при Центральном институте усовершенствования врачей (см.).
Учет, изучение, подготовку и расстановку военно-мед. кадров в период Великой Отечественной войны осуществляли в Главном военно-санитарном управлении (управление кадров и подготовки), в военно-санитарных управлениях фронтов (отделы кадров), в сан. отделах округов и армии (отделения кадров). Работа военно-мед. кадров в годы Великой Отечественной войны была достойно оценена Коммунистической партией и Советским правительством: 44 военным медикам присвоено звание Героя Советского Союза (см. Медики — Герои Советского Союза), 285 медиков награждены орденами Ленина, св. 3,5 тыс. — орденами Красного Знамени, ок. 15 тыс. — орденами Отечественной войны I и II степени, св. 86 тыс. — орденами Красной Звезды.
В послевоенный период система подготовки военно-медицинских кадров получила дальнейшее развитие (см. Врач военный, Медицинское образование, военно-медицинское образование).
Таблица 1. ДИНАМИКА РОСТА ЧИСЛЕННОСТИ ВРАЧЕЙ ВСЕХ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ВРАЧАМИ ПО СССР И СОЮЗНЫМ РЕСПУБЛИКАМ
ЗА ПЕРИОД С 1913 ПО 1978 г.
Численность врачей (на конец года, в тыс.) |
Число врачей на 10 тыс. населения |
|||||||||||
1913 |
1940 |
1965 |
1975 |
1978 |
1913 |
1940 |
1965 |
1975 |
1978 |
|||
СССР |
28,1 |
155,3 |
554,2 |
834, 1 |
928,7 |
1,8 |
7,9 |
23, 9 |
32,6 |
35,4 |
||
РСФСР |
15,9 |
90,8 |
315,5 |
468,9 |
523,7 |
1,8 |
8,2 |
24,8 |
34,8 |
38, 1 |
||
Украинская ССР |
7,8 |
35 , 3 |
110,6 |
157,1 |
171,6 |
2,2 |
8,4 |
24,3 |
32,0 |
3 4,5 |
||
Белорусская ССР |
1,2 |
5,2 |
18,9 |
28,3 |
30,9 |
1 , 7 |
5 , 7 |
21,8 |
30, 1 |
32,3 |
||
Узбекская ССР |
0,14 |
3,2 |
17,7 |
35 ,4 |
41,1 |
0,3 |
4,7 |
17,0 |
25 ,0 |
26,7 |
||
Казахская ССР |
0,24 |
2,7 |
22,5 |
39,2 |
43, 7 |
0 , 4 |
4,3 |
18,7 |
27,6 |
29 ,8 |
||
Грузинская ССР |
0,46 |
4,9 |
15,8 |
20 ,4 |
22,0 |
1 ,8 |
13,3 |
35 , 0 |
41,4 |
43,9 |
||
Азербайджанская ССР |
0 , 35 |
3,3 |
11,0 |
16,5 |
19,0 |
1,5 |
10,0 |
23 ,8 |
28,7 |
31 ,6 |
||
Литовская ССР |
0,42 |
2,0 |
6,4 |
11,3 |
12,6 |
1 , 5 |
6 , 7 |
21 , 5 |
34, 1 |
37 ,0 |
||
Молдавская ССР |
0,29 |
1 , 1 |
6,0 |
10,1 |
11,6 |
1,4 |
4,2 |
17,9 |
26,2 |
29,3 |
||
Латвийская ССР |
0,64 |
2,5 |
7,1 |
9,8 |
10,8 |
2,6 |
13,2 |
31,2 |
39,4 |
42 ,6 |
||
Киргизская ССР |
0,02 |
0,6 |
5,0 |
8,2 |
9,5 |
0,2 |
3,8 |
19 , 1 |
24 , 7 |
27,0 |
||
Таджикская ССР |
0,02 |
0,6 |
3,8 |
7,2 |
8,6 |
0,2 |
4,1 |
15,0 |
20,6 |
22 ,6 |
||
Армянская ССР |
0,07 |
1,0 |
6,0 |
9,8 |
10,4 |
0,7 |
7,5 |
26, 7 |
34,5 |
34,4 |
||
Туркменская ССР |
0,0 7 |
1 ,0 |
4,1 |
6,6 |
7,4 |
0,7 |
7,6 |
21 ,2 |
26,0 |
27,0 |
||
Эстонская ССР |
0 ,53 |
1,1 |
3,8 |
5,3 |
5,8 |
5,6 |
10,0 |
29, 5 |
36,9 |
39,9 |
Таблица 2. РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
ПО НЕКОТОРЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В СССР за период с 1940 по 1975 год (на конец года,
в тыс.)
Медицинские специальности |
Численность среднего медицинского персонала |
|||||
1940 |
1950 |
1960 |
1965 |
1970 |
1975 |
|
Фельдшер |
82,2 |
160,0 |
334, 7 |
395,9 |
475,0 |
545,3 |
Фельдшер-акушер |
12,8 |
42,0 |
76 ,2 |
79,3 |
81,3 |
76,5 |
Акушер |
68, 1 |
66,5 |
139,3 |
171,4 |
216,0 |
252,8 |
Медицинская сестра |
227 , 7 |
325 ,0 |
623,5 |
784,9 |
1033 ,8 |
1232,0 |
Медицинский лаборант |
11,7 |
25,3 |
52,5 |
63,7 |
81,8 |
109,4 |
Помощник санитарного врача и помощник эпидемиолога |
9,7 |
18,5 |
28,2 |
30,0 |
37,6 |
48,2 |
Рентгенотехник и рентгенолаборант |
3,6 |
7,5 |
18,3 |
20,6 |
23,8 |
30,8 |
Зубной техник |
4,9 |
6,7 |
13,9 |
19,6 |
25,4 |
31,7 |
Всего |
472,0 |
719,4 |
1388,3 |
1691,8 |
2123,0 |
2515,1 |
Таблица 3. ЧИСЛЕННОСТЬ ВРАЧЕЙ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ИМИ НАСЕЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (по данным 1973—1979
гг.)
Страны |
Годы |
Абсолютное число врачей (в тыс.) |
Число врачей на 10 тыс. человек населения |
Болгария |
1978 |
25,0 |
28,3 |
Венгрия |
1978 |
29,2 |
27,3 |
ГДР |
1979 |
29,7 |
27,7 |
Куба |
1978 |
17,7 |
18,3 |
Монгольская Народная Республика |
1979 |
3,5 |
21,6 |
Польша |
1979 |
84,2 |
23,9 |
Румыния |
1979 |
38,1 |
17,2 |
Чехословакия |
1978 |
45,9 |
30,2 |
Югославия |
1977 |
34,1 |
15,6 |
Великобритания |
1974 |
91,7 |
16,4 |
Индия |
1976 |
163,4 |
2,7 |
Иран |
1974 |
14,3 |
4,6 |
Италия |
1973 |
109,2 |
19,8 |
США |
1976 |
484,0 |
22, 5 |
Турция |
1976 |
28,8 |
7,0 |
Франция |
1976 |
81,0 |
15,3 |
ФРГ |
1978 |
149,2 |
25,1 |
Япония |
1977 |
181 ,2 |
15,9 |
Библиография: Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, М., 1970; Петровский Б. В. Успехи советского здравоохранения за годы девятой пятилетки, М., 1976; 60 лет советского здравоохранения, главн. ред. Б. В. Петровский, с. 101, М., 1977.
Д. Д. Венедиктов, А. М. Шишова; Ю. С. Аеанин (воен.).