ОХРАНА ТРУДА
ОХРАНА ТРУДА — система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебнопрофилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
В царской России О. т. была острой проблемой, неразрывно связанной с борьбой рабочего класса за свое освобождение. Из года в год рос травматизм, т. к. условия труда были необычайно тяжелые, а орудия производства не отвечали элементарным требованиям безопасности. В статье «Новое побоище» В. И. Ленин писал: «Тысячи и десятки тысяч людей, трудящихся всю жизнь над созданием чужого богатства, гибнут от голодовок и от постоянного недоедания, умирают преждевременно от болезней, порождаемых отвратительными условиями труда, нищенской обстановкой жилищ, недостатком отдыха» (В. И. Ленин, Полн. собр. соч., изд. 5, т. 5, с. 14).
Под влиянием выступлений трудящихся царское правительство в 1897 г. вынуждено было ограничить рабочий день до HV2 часа и установить праздничный отдых. Однако фабриканты безнаказанно саботировали этот закон, а год спустя они добились отмены ограничений сверхурочных работ, использовав эту лазейку для фактического возвращения к прежним условиям труда. В. И. Ленин определил задачи партии в области охраны труда рабочих. Они были включены в специальный, посвященный вопросам охраны труда раздел программы партии, принятой II съездом РСДРП в 1903 г. Партия большевиков на VI съезде вновь выдвинула программное требование по охране труда: «Невыносимые условия труда, созданные в обстановке войны путем фактической отмены тех жалких завоеваний в области охраны труда, которые были добыты до войны, выдвигают задачу борьбы за самое широкое, всестороннее рабочее законодательство» («КПСС в резолюциях …», т. 1, 8-е изд., стр. 493).
С первых дней Советской власти забота о создании на предприятиях здоровых и безопасных условий труда, о сохранении и продлении трудоспособности людей, об их творческом развитии стала важнейшим общегосударственным делом.
11 ноября 1917 г. был принят один из первых актов Советской власти — Декрет о 8-часовом рабочем дне, в к-ром продолжительность рабочей недели ограничивалась 48 час., а для лиц, занятых в производствах с вредными условиями труда, предусматривался сокращенный рабочий день. Декрет был проникнут особой заботой об охране труда женщин и подростков.
Далее были изданы декреты о передаче дела О. т. в руки рабочих — выборной of профсоюзов инспекции труда; об организации технической инспекции из специалистов-инже-неров; о предоставлении всем трудящимся ежегодных отпусков с полным сохранением денежного содержания и др.
В 1918 г. был издан первый кодекс законов о труде — КЗОТ РСФСР. Во II программе партии вопросам охраны труда и привлечению к этому делу самих трудящихся было уделено особое внимание, и уже в 1922 г. был принят новый кодекс законов о труде, к-рый закреплял требования в области О. т., сформулированные на VIII съезде РКП (б).
В 1930 г. XVI съезд партии определил задачи в области О. т. в условиях бурного развития промышленности и роль профсоюзов в этом деле. В программе КПСС, принятой XXII съездом партии, указано, что одной из важнейших задач подъема народного благосостояния является всемерное оздоровление и облегчение условий труда.
В отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии подчеркивалось, что среди социальных задач нет более важной, чем забота о здоровье советских людей; XXVI съезд КПСС уделил большое внимание вопросам дальнейшего улучшения условий труда.
Важнейшие положения в области О. т. закреплены в Конституции СССР, а также в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о труде», введенных в действие с 1 января 1971 г., в соответствии с к-рыми разработаны кодексы законов о труде (КЗоТ) союзных республик. Положения об О. т. закрепляются в законах Союза ССР и союзных республик, а также в постановлениях Совета Министров СССР и советов министров союзных республик, постановлениях Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам, Госстроя СССР и других государственных органов, в инструкциях и приказах министерств и ведомств, в решениях местных органов власти по вопросам, входящим в их компетенцию.
В нашей стране разработана и действует система нормативной документации по охране труда, в т. ч. нормы и требования по видам опасных и вредных производственных факторов, к производственному оборудованию, производственным процессам и средствам защиты работающих, а также строительные нормы и правила, применяемые при проектировании и эксплуатации объектов производственного назначения.
С 1972 г. развернута работа по стандартизации в области безопасности труда. Система стандартов безопасности труда (ССБТ) является составной частью государственной системы стандартов (см. Система стандартов безопасности труда).
В стандарты и технические условия на оборудование, технол, процессы, материалы и вещества включаются разделы «Требования безопасности», разрабатываемые на основе стандартов ССБТ.
Одной из характерных особенностей советской системы организации О. т. является то, что в установлении законодательства по О. т., правил и норм по технике безопасности (см.) и производственной санитарии (см.), а также в осуществлении контроля за их соблюдением активно участвует самая массовая общественная организация трудящихся — профсоюзы.
В соответствии с трудовым законодательством ни одно предприятие (цех, участок) не может быть введено в эксплуатацию, если на нем не обеспечены здоровые и безопасные условия труда.
Ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного назначения не допускается без разрешения органов, осуществляющих государственный санитарный и технический надзор, а также технической инспекции труда профсоюзов и комитета профсоюза предприятия, вводящего объект в эксплуатацию.
Администрация предприятия, учреждения, организации обязана обеспечивать неукоснительное соблюдение норм и правил по безопасности труда, технол, регламентов и режимов работы всеми работниками предприятия, внедрять совр, средства техники безопасности и производственной санитарии, предупреждающие производственный травматизм и профзаболевания, проводить инструктаж и обучение рабочих и служащих безопасным методам и приемам труда.
Решающим средством улучшения условий труда, превращения всех производств в безопасные и удобные для человека является техническое перевооружение народного хозяйства на основе безопасной техники и технол, процессов. На решение этой задачи в области О. т. и направлены основные усилия нашего государства. При этом особое значение придается комплексной механизации и автоматизации производства, и прежде всего в отраслях, где значительное число рабочих занято тяжелым ручным трудом, а также на работах под землей и с вредными для здоровья условиями производства.
Привычными на производстве становятся промышленные роботы (см.). Создаваемые мощности по выпуску роботов и систем управления ими позволят в нашей стране в ближайшее время освободить от тяжелых, вредных, опасных, монотонных и утомительных работ значительное число работающих и использовать их на работах с благоприятными условиями труда.
В условиях капиталистического об-ва применение в производстве новейших научно-технических достижений нередко оборачивается против трудящихся — миллионы людей выбрасывают за ворота фабрик и заводов. За 70-е гг. армия безработных в развитых капиталистических странах возросла вдвое, достигнув в 1980 г. 19 млн. чел.
В деле профилактики травматизма и профзаболеваний важное значение имеют технич. средства О. т. Из года в год в СССР расширяется производство вентиляторов, установок для кондиционирования воздуха, совр, светотехнического оборудования и других средств коллективной защиты, а также аппаратуры и приборов контроля уровней опасных и вредных производственных факторов. Около 60 млн. работающих бесплатно обеспечиваются спецодеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
В создании безопасной техники и технол, процессов и обеспечении здоровых условий труда на производстве в нашей стране большое значение имеет своевременное решение научных проблем, выдвигаемых техническим прогрессом. В их решении принимает участие более 800 научно-исследовательских, проектноконструкторских организаций, научно-производственных объединений, а также вузов. В их числе 8 научных учреждений по охране труда ВЦСПС, 37 ин-тов гигиенического профиля, 33 отраслевых ин-та и самостоятельных лабораторий по технике безопасности и производственной санитарии, 440 подразделений О. т. отраслевых НИИ и проектно-конструкторских организаций, а также 283 кафедры и лаборатории охраны труда в вузах.
Межотраслевые научные проблемы О. т. решаются по единой программе, утверждаемой Государственным комитетом по науке и технике, Госпланом СССР и ВЦСПС. Она является составной частью государственного плана экономического и социального развития СССР.
Ежегодно завершается св. 1800 научно-исследовательских и опытноконструкторских работ по О. т.
Советскими учеными в содружестве с учеными других соцстран проводится большая работа по унификации и стандартизации норм и требований по безопасности труда, ведутся комплексные исследования по радиационной безопасности, промышленной акустике, эргономике, средствам индивидуальной защиты и другим проблемам О. т., результаты к-рых находят широкое применение в народном хозяйстве стран — членов СЭВ.
СССР по масштабам и уровню исследований, разнообразию решаемых вопросов, количеству специалистов и научных учреждений в области О. т. занимает ведущее положение среди промышленно развитых стран. Работа по О. т. на предприятиях ведется по пятилетним отраслевым комплексным планам улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, являющихся составной частью планов экономического и социального развития предприятий и отраслей народного хозяйства. На их реализацию государство выделяет значительные ассигнования. Комплексные планы составляются при участии профсоюзов; в них предусматриваются мероприятия по реконструкции и капитальному ремонту производственных объектов, приведению состояния условий труда в соответствие с совр. гиг. требованиями и нормами. Мероприятия комплексных планов включаются в коллективные договоры и соглашения по охране труда, заключаемые ежегодно администрацией и профсоюзной организацией предприятий.
В комплексе мер по борьбе с производственным травматизмом (см.) и профессиональными болезнями (см.) большое значение в нашей стране придается обучению инженерно-технических работников (ИТР) и рабочих безопасным методам и приемам труда. Во всех инженерно-технических и с.-х. вузах подготовка по О. т. будущих специалистов проводится на специальных кафедрах, укомплектованных необходимыми кадрами и оснащенных соответствующим оборудованием и приборами. В техникумах и профтехучилищах учащиеся изучают вопросы техники безопасности и производственной санитарии. Рабочие, получающие квалификацию на предприятиях, обучаются безопасным методам и приемам труда в кабинетах О. т. и непосредственно на рабочих местах.
При ряде высших учебных заведений организованы постоянно действующие ф-ты повышения квалификации работников служб О. т. и технической инспекции труда профсоюзов. В отраслевых ин-тах повышения квалификации ИТР получают необходимые сведения по новейшим вопросам охраны труда. Выпускается большое число учебников, книг, статей, плакатов, фильмов и диафильмов.
В целях усиления внимания профсоюзных и хозяйственных органов к вопросам улучшения условий труда в стране систематически проводятся общественные смотры «За безопасный труд и высокую культуру производства», организуются выставки и другие мероприятия. Активное участие в создании здоровых и безопасных условий работы на производстве принимают сами трудящиеся. В народном хозяйстве широкое распространение находит трехступенчатый контроль состояния условий труда, движение под девизом «Работать высокопроизводительно, без травм и аварий» и т. п.
Важным звеном в регулировании условий труда является правовая регламентация рабочего времени и времени отдыха. За годы Советской власти продолжительность рабочего времени в нашей стране постоянно сокращается и в наст, время не может превышать 41 часа в неделю. Для лиц, занятых на работах с вредными условиями труда, на подземных работах, а также для учителей, врачей и ряда других категорий работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. Нормирование продолжительности рабочего времени всех рабочих и служащих осуществляется государством с участием профсоюзов.Сверхурочные работы применяются в исключительных случаях, при обязательном согласии ФЗМК профсоюза. Предельные нормы сверхурочных работ для одного рабочего или служащего установлены не более 4 час. в течение 2 дней подряд и не более 120 час. в год. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 час.
Всем рабочим и служащим предоставляются ежегодные отпуска (не менее 15 рабочих дней) с сохранением места работы и среднего заработка. Ряду категорий работников предоставляются отпуска продолжительностью 24, 36, 48 рабочих дней.
Лицам, занятым на работах с вредными условиями труда, устанавливаются дополнительный отпуск (от 6 до 36 рабочих дней), повышенные тарифные ставки, надбавки к заработной плате, выдаются бесплатно в соответствии с нормами молоко и другие равноценные пищевые продукты или леч.-проф, питание, а также устанавливаются пенсии на льготных основаниях и в льготных размерах. Так, рабочие и служащие, занятые на подземных работах, в горячих цехах и на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, имеют право получить пенсию: мужчины в 50—55 лет и женщины в 45—50 лет при меньшем стаже работы.
Наше государство проявляет постоянную заботу о здоровье женщин, создавая им условия для активного участия в труде и общественной жизни. Особое внимание уделяется охране труда женщин с целью предотвращения специфически вредного воздействия производственных факторов на их организм. Советским законодательством запрещено применение труда женщин на работах с тяжелыми и вредными условиями, под землей, установлены пониженные предельные нормы переноски и перемещения тяжестей, ограничены сверхурочные и ночные работы.
Большое значение для оздоровления условий труда женщин имеет рационализация режимов труда и отдыха. Из имеющихся св. 400 физиологически обоснованных режимов большинство разработано для профессий, где применяется преимущественно или исключительно женский труд.
Особой заботой окружены беременные женщины, матери, кормящие грудью, и женщины, имеющие детей в возрасте до одного года. Их запрещено привлекать к работе в ночное время, к сверхурочным работам, в выходные дни, направлять в командировку. Беременных женщин переводят на более легкую работу с сохранением среднего заработка. Не допускается увольнение их по инициативе администрации (см. Охрана материнства и детства).
Учитывая возрастные и анатомофизиологические особенности организма подростков, закон устанавливает минимальный возраст приема их на работу 16 лет. В исключительных случаях с разрешения ФЗМК могут быть приняты на работу лица в возрасте 15 лет. Прием на работу допускается лишь после предварительного медосмотра, к-рый затем повторяется ежегодно до достижения 18 лет. Запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на тяжелых и подземных работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, а также связанных с перемещением тяжестей сверх определенных весовых норм.
Закон устанавливает продолжительность рабочего времени не более 36 час. в неделю для лиц в возрасте от 16 до 18 лет и 24 час. для лиц в возрасте от 15 до 16 лет. Подросткам предоставляется отпуск продолжительностью в один календарный месяц, их не разрешается привлекать к сверхурочным и ночным работам и к работе в выходные дни. Увольнение лиц, не достигших 18 лет, с работы допускается, помимо соблюдения общего порядка увольнения,только с согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних (см. Охрана здоровья детей и подростков).
В капиталистических странах уровень правовой О. т. крайне низок; как правило, нет строгого ограничения продолжительности рабочего времени. По данным Международной организации труда (МОТ), фактическая продолжительность рабочего времени в неделю (1978) составила: в США — в обрабатывающей промышленности 40,4 часа, горнодобывающей 43,4 часа; в Японии соответственно 42,7 и 43,4 часа; в ФРГ — 41,7 и 40,8 часа; в Великобритании — 43,5 и 47,2 часа. В СССР в целом по народному хозяйству этот показатель равен 39,4 часа. В США и других капиталистических странах рабочие-иммигранты работают до 14 час. в сутки, получая за это мизерную плату. На них не распространяются законы об О. т., выплате пособий по безработице.
В ряде капиталистических стран не предоставляются оплачиваемые отпуска по беременности и родам, не сохраняется место работы по окончании этого отпуска. Ни в одном штате США не гарантируется сохранение места работы за беременными женщинами. Боязнь его потерять заставляет их работать до самых родов и возвращаться на работу сразу же после рождения ребенка. Ни одна скандинавская страна не ратифицировала конвенции МОТ об охране материнства, о запрещении ночной работы для женщин. В ряде капиталистических стран не регламентированы льготные условия труда подростков.
Напр., в США, Франции и некоторых других странах законодательство не предусматривает сокращенную продолжительность рабочего дня несовершеннолетних.
В Швеции рабочий день подростка достигает 10 час., а рабочая неделя 54 час. В Японии и Великобритании продолжительность отдыха у подростков и взрослых рабочих и служащих одинаковая; подростки используются на сверхурочных работах. Как правило, низок минимальный возраст допуска подростков на работу. Так, в Испании он составляет 15 лет, в Италии работает ок. 300 тыс. детей моложе 14 лет и гораздо больше детей трудится нелегально. В ряде стран законодательством не предусмотрен обязательный медосмотр подростков при приеме на работу.
Условия труда в капиталистич. странах характеризуются высоким уровнем вредных и опасных факторов производственной среды (см. Нормативы гигиенические). Принципиальной особенностью нормирования предельно допустимых концентраций (см.) в СССР и других социалистических странах является то, что устанавливаемые нормативы призваны предотвратить развитие профзаболеваний или какие-либо отклонения от нормы в состоянии здоровья у работающих и их потомства в условиях ежедневного воздействия токсичных веществ в течение рабочего дня при работе неограниченно длительное время. В США и других капиталистических странах допускается нек-рый риск заболевания при установленных нормативах.
Сопоставление допустимых нормативов по 212 одинаковым веществам, содержащимся в списках СССР и США, показало, что 39,2% нормативов США в 10 раз и более превышают советские ПДК, а 15,2% превышают их в 50 раз и более.
Нормативы в социалистических странах, а также в Финляндии имеют силу закона, в других капиталистических странах являются рекомендательными. В нормативных документах СССР и ряда других социалистических стран предусматриваются как оптимальные, так и допустимые параметры микроклимата (см.), зависящие от производственных процессов и категории работ. Нормы учитывают природный климат в различные сезоны года, тепловое излучение и другие факторы, а также соответствие функционального состояния организма и допустимых параметров микроклимата.
В капиталистических странах рекомендации микроклиматических условий в большинстве случаев предусматривают предельно переносимые температуры.
Нормы искусственного освещения (см.) в СССР выгодно отличаются от зарубежных в отношении требований к качеству освещения, к-рое играет в ряде случаев более важную роль, чем обеспечение высоких уровней освещенности. В них предусмотрено не только ограничение ослепленности, но и отраженной блесткости, а для установок с газоразрядными лампами — ограничение пульсации освещенности.
Для работающих в зданиях и помещениях, в к-рых коэффициент естественной освещенности менее 0,1%, должны монтироваться установки искусственного ультрафиолетового облучения со специальными эритемными лампами. Профилактическое ультрафиолетовое облучение весьма эффективно в отношении оздоровительного действия на организм человека. В других странах компенсация ультрафиолетовой недостаточности не нормируется.
Принципиальное отличие в подходе к нормированию шума в Советском Союзе заключается в учете влияния шума (см.) на весь организм человека в целом, а не только на орган слуха, как это имеет место во многих капиталистических странах. В СССР для постоянных рабочих мест и рабочих зон в производственных помещениях и на территории предприятий допустимым является постоянный широкополосный шум, не превышающий предельный спектр ПС-80, или соответствующий ему уровень звука 85 дб А (в США, ФРГ и нек-рых других странах 90 дб А). Для тональных и импульсных шумов введена поправка к нормам (—5 дб).
Впервые в отечественной практике введено нормирование непостоянных шумов по эквивалентному уровню, что позволяет более точно учитывать фактическую экспозицию шума на рабочих местах. Существенным преимуществом гиг. норм СССР и большинства других социалистических стран является то, что в них даются дифференцированные требования для помещений различного назначения (цех, лаборатория, конструкторское бюро и т. д.) в зависимости от характера труда в них. Это позволяет создать наиболее благоприятные условия для всех категорий трудящихся.
В СССР регламентируются допустимые уровни вибрации (см.), к-рые базируются на энергетической концепции воздействия вибрации, к-рая устанавливает в качестве меры воздействия количество поглощенной человеческим организмом колебательной мощности. Следует отметить, что если в СССР и других социалистических странах имеются утвержденные нормативные документы по ограничению вибрации рабочих мест, то в капиталистических странах таких документов, как правило, нет.
Для вибраций, передающихся на руки, международных норм нет; их нет и в ведущих капиталистич. странах.
Состояние О. т. находит свое отражение в статистике производственного травматизма и профзаболеваемости. По данным МОТ, опубликованным в 1979 г., в странах Западной Европы ежегодно регистрируется 15 млн. производственных несчастных случаев с утратой трудоспособности. В ФРГ число производственных травм, приходящихся на 1000 работающих (коэффициент частоты) составило ок. 74, что в 2,6 раза выше, чем в ГДР (учет травм в этих странах ведется одинаково — с четырех дней нетрудоспособности).
В ФРГ ежегодно растет число профзаболеваний. Так, если за период 1967—1971 гг. было зарегистрировано 132 660, то за 1972—1976 гг. — 173 915 случаев профзаболеваний, а коэффициент частоты увеличился с 1,2 в 1969 г. до 2,1 в 1978 г.
В США ежегодно отчеты об уровне производственного травматизма и профзаболеваемости в государственном масштабе составляются на основе выборочного обследования предприятий всех штатов.
По данным Министерства труда, коэффициент частоты производственного травматизма с потерей трудоспособности на 1 день и более в 1977 г. равнялся 38 и вырос за предыдущие 5 лет на 12%. По данным Мин-ва здравоохранения за 1978 г. ок. 21 млн. человек, или каждый 5-й работающий, подвергались воздействию вредных веществ.
В промышленности Японии, по данным Мин-ва труда, за 1976—1978 гг. зарегистрировано 79 920 случаев профзаболеваний.
Во Франции за 1976—1977 гг. зарегистрировано в 15 основных отраслях экономики 8814 случаев профзаболеваний, из к-рых 42,2% — с инвалидным исходом и 0,79% — со смертельным. Коэффициент частоты производственных травм в 1978 г. в этой стране (учет ведется с одного дня нетрудоспособности) был равен 74, в т. ч. с инвалидным и смертельным исходом 8. Т. о., огромные прибыли владельцев фабрик и заводов в капиталистических странах оборачиваются для трудящихся гибелью, инвалидностью или профессиональным заболеванием.
Высокий уровень травматизма и профзаболеваемости в капиталистических странах является результатом чрезмерной интенсификации труда, рекомендательного, как правило, характера норм и требований по безопасности труда и слабого государственного контроля за их соблюдением, недопущения контроля профсоюзов и незначительных экономических санкций за несоблюдение норм и требований О. т. Это приводит к массовым нарушениям законов по О. т., превышению установленных гиг. нормативов и т. п. Так, в ФРГ государственные органы регистрируют ежегодно более 50 тыс. нарушений законов об О. т. несовершеннолетних.
Советское государство проявляет постоянную заботу о том, чтобы законодательство по О. т. неукоснительно выполнялось. Надзор и контроль осуществляют государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений и организаций. К их числу относятся: Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (Госгортехнадзор); Государственная инспекция по энергонадзору Мин-ва энергетики СССР; Главное управление пожарной охраны МВД СССР; Главное сан.-эпид, управление М3 СССР; Главная инспекция по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок Мин-ва химического машиностроения. Мин-ва и ведомства осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о труде на подчиненных им предприятиях, в учреждениях и организациях.
Профсоюзы осуществляют надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде через техническую и правовую инспекции труда, состоящие в их ведении. Общественный контроль проводится общественными инспекторами и комиссиями ФЗМК профсоюзов.
Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по О. т. или в воспрепятствовании деятельности профсоюзов в этой области, несут дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность в порядке, установленном законодательством Союза ССР и союзных республик.
Сравнение условий и охраны труда в СССР и в промышленно развитых капиталистических странах красноречиво свидетельствует о том, что Советский Союз достиг больших успехов в предупреждении травматизма и профзаболеваний. На многих предприятиях созданы условия труда, отвечающие самым современным требованиям техники безопасности и производственной санитарии. Число несчастных случаев на 1000 работающих с 1970 по 1979 г. снизилось на 32%, или в среднем на 3,5% в год. Советский Союз относится к числу стран с самым низким уровнем. производственного травматизма. Систематически снижается проф-заболеваемость: с 1970 по 1979 г. она уменьшилась на 42%, или в среднем на 4,8% в год. Ликвидирован целый ряд профессий с тяжелыми и вредными условиями труда, исчезли многие профзаболевания. Продолжительность периода трудовой активности превысила 40 лет, а накануне Великой Октябрьской социалистической революции она составляла в среднем 18 лет.
Главной задачей дальнейшего развития О. т. на перспективу является создание на предприятиях здоровых и безопасных условий труда, исключающих производственный травматизм и профзаболевания. Основными средствами решения этой задачи являются обеспечение безопасности оборудования и технологических процессов, комплексная механизация производства (см.) и его автоматизация (см. Автоматизация производства), ликвидация тяжелого физического труда.
Одновременно должно осуществляться последовательное повышение качества и эффективности всех средств коллективной и индивидуальной защиты от вредных и опасных производственных факторов, увеличение объема их производства до полного удовлетворения потребно-етей народного хозяйства и рациональное их использование.
Все эти вопросы предусмотрены в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 — 1985 гг. и на период до 1990 г.», принятых XXVI съездом КПСС.
Наряду с этим важное значение имеет повышение уровня организаторской работы хозяйственных органов и профсоюзов по управлению охраной труда; создание рабочих мест в соответствии с современными требованиями безопасности труда и эргономики; улучшение обучения рабочих и ИТР безопасным методам и приемам труда; усиление контроля за условиями труда и состоянием здоровья работающих; укрепление трудовой и производственной дисциплины; широкое участие рабочих и служащих в создании здоровых и безопасных условий труда, обобщение, распространение и внедрение передового опыта в этой области.
См. также Гигиена труда, Труд.
Библиография: Охрана труда в машиностроении, под ред. Е. Я. Юдина, М., 1976; Профактиву об охране труда, под ред. А. П. Купчина, М., 1980; Сборник законодательных актов о труде, сост. В. Ф. Волков и др., М., 1977.
М. Е. Цуцков.