ОРГАНИЗМ
Организм (позднелат. organizare устраивать, сообщать стройный вид) — всякое живое существо, в том числе и человек.
Каждый Организм обладает совокупностью признаков и свойств, отличающих его от неживой природы: обменом веществ, раздражимостью (см.), ростом и развитием, размножением (см.), изменчивостью (см.) и наследственностью (см.), приспособляемостью к условиям существования (см. Адаптация). Значительная часть организмов имеет клеточное строение. Все многообразие организмов изучает биол, наука систематика, основной задачей к-рой является разработка системы органического мира, отражающей исторический характер его развития. Мир живых существ насчитывает более 2 млн. видов и делится на прокариотов и эукариотов.
Прокариоты — организмы, не обладающие типичными клеточным ядром и хромосомным аппаратом; это бактерии, сине-зеленые водоросли, риккетсии, микоплазмы и др. (см. Прокариотные организмы). Эукариоты — одно- или многоклеточные организмы, у к-рых тело клеток дифференцировано на протоплазму и отграниченное мембраной ядро. Эукариотов делят на царство животных и царство растений. Вероятно, первыми организмами, появившимися в ходе органической эволюции на Земле, были сине-зеленые водоросли.
Независимо от степени сложности во взаимоотношениях со средой обитания Организм выступает как целостная система, обладающая различными уровнями организации. Уровень организации является результатом процесса эволюционного развития. В органическом мире различают О. с протоплазматическим уровнем организации, клеточным, тканевым, органным и системным.
Возникновение и формирование О.— естественноисторический процесс, предполагающий диалектическое взаимодействие дифференциаций. Все части любого О. неразрывно связаны между собой. В результате детального исследования взаимосвязи и взаимодействия органов и их систем в процессе эволюции А. Н. Северцовым и И. И. Шмальгаузеном было показано, что в ходе эволюции возникает соотносительная, или коррелятивная, изменчивость. Именно постепенное изменение в строении и функционировании организмов во взаимодействии с факторами окружающей среды в итоге приводит к появлению новых видов. Как в индивидуальном (онтогенетическом) развитии особи, так и в историческом (филогенетическом) развитии вида наряду с дифференцировкой О. происходит и усложнение системы корреляций, объединяющей его в единое целое. Подобное представление об О. как целом тесно связано с учением о путях и закономерностях эволюции органического мира (см. Эволюционное учение).
В зависимости от интеграции органов и О. в целом находится и тканевое развитие. Проблема эволюции ткани, исторически возникшей из системы клеточных элементов, объединенных общей функцией, строением и развитием, разработана А. А. Заварзиным, Н. Г. Хлопиным, С. И. Щелкуновым. Как показали исследования, тканевая корреляция и адаптивные свойства клеток, образующих ткань, находятся в соответствии между собой. В целом процесс складывается из интеграции клеточных элементов, их неравномерного развития и дифференцировки и определяется исторически сложившейся наследственной детерминацией тканевых клеток и природой ткани в целом. При этом целостность процесса гистогенеза обусловливается закономерностями индивидуального развития О.
С позиций диалектико-материалистической методологии Организм следует рассматривать как единство внешнего и внутреннего. При этом внешнее для организма не ограничивается только внешними условиями существования (физико-химическая среда, средства питания, экологические системы и т. п.); оно проявляется как выражение его индивидуальных свойств, его жизнедеятельности как целого, в способах взаимодействия с окружающей средой. Под внутренним в организме понимается его структура, характер связи между органами, система генетической корреляции и органно-функциональной координации.
В истории биологии и медицины проблема взаимодействия внешних и внутренних факторов в развитии организма получала противоречивое решение. Долгое время в науке О. уподоблялся машине. Такой подход, развитый в трудах Р. Декарта, Ж. Ламетри, в значительной мере способствовал широкой и подчас неоправданной экстраполяции термина «организм» на многие системные образования. Напр., франц. натуралист Бонне (Ch. Bonnet) отождествлял органический мир в целом с организмом.
Из механистических представлений об О. вытекали многочисленные механистические и идеалистические философские концепции. Так, Р. Вирхов рассматривал О. как сумму клеток. «клеточное государство», связывая развитие патологических процессов с поражением тех или иных клеточных образований, — Целлюлярная патология (см.). Исследование наследственной предопределенности тех или иных свойств О. породило в свою очередь представление об О. как субстанции наследственных детерминант (мозаичная теория А. Вейсмана). Дальнейшее развитие подобных представлений проходило в рамках механистического истолкования идей морганизма (см.).
Ошибочность выводов А. Вейсмана была доказана уже в начале 20 в. опытами нем. эмбриолога Дриша (H. Driesch) на яйцах морских ежей. Однако при этом целостность организма Дриш трактовал как особое состояние, управляемое нематериальным фактором — «энтелехией»; этот фактор, по его мнению, определяет целесообразность О., целеустремленность его развития.
На смену этим идеям была выдвинута концепция организмизма, получившая широкое распространение в 30-х гг. 20 в.
В своем итоговом произведении «Процесс и реальность» англ. философ и логик Уйатхед (А. N. Whitehead), идеи к-рого формируют истоки организмических представлений, рассматривает биологическое понятие «организм» как основную категорию философского мышления. По его мнению, понятие «материя» в силу временного характера всякого развивающегося события должно быть заменено понятием «организм», и тогда наука станет изучением организмов, более крупных — биология, малых — физика.
В работах основоположников организмической концепции Берталанффи (L. Bertalanffy), Расселла (E. S. Russell) лежит идея о том, что Организму присущи специфические свойства, к-рые обеспечивают его целостность и особые законы организации, которые могут быть выявлены лишь на уровне целостного организма. Именно под влиянием идей организмизма формировались представления гештальтпсихологии (см.) и холизма. Согласно теории холизма (от греч, holos целое) целое и целостность трактуются как высшие философские понятия, объединяющие в себе объективное и субъективное. При этом целостности О. придавался мистический характер, она провозглашается нематериальной и непознаваемой.
Борьба мнений вокруг проблемы целостности О., развитие познания жизни в целом убедительно свидетельствуют о ведущей роли внутренних источников развития, что подтверждает справедливость ленинской диалектико-материалистической концепции развития. Диалектико-материалистическая концепция развития видит источник развития О. внутри самих О., а также в их специфических взаимодействиях с внешним, т. е. с окружающей средой. В этой связи большое значение в изучении О. как сложноорганизованной системы имеет выявление и анализ его обратных связей, носящих рефлективный характер.
Успехи биологии в 20 в., установление закономерностей исторического развития живого на молекулярном, плазматическом, клеточном, тканевом, органном и системных уровнях организации открывают новые возможности в разработке теории целостности и развития Организма. В этой связи прежде всего важны результаты генетики и молекулярной биологии, привлечение идей кибернетики и теории информации, к-рые позволят уточнить и дополнить представления об источниках и законах индивидуального развития организмов (см. Биологическая система).
Библиография: Афанасьев В. Г. Проблема целостности в философии и биологии, М., 1964; Заварзин А. А. Избранные труды, т. 1—4, М.— Л., 1950 — 1953; Кремянский В. И. Структурные уровни живой материи, М., 1969; Северцов А. Н. Собрание сочинений, т. 5, М.— Л., 1949; Смирнов И. Н. Материалистическая диалектика и современная теория эволюции, М., 1978; Хлопин Н. Г. Общебиологические и экспериментальные основы гистологии, Л., 1946; Шмальгаузен И. И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии, М.— Л., 1938, библиогр.
И. Смирнов.