Медицинская энциклопедия

ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Патологическое развитие личности — стойкое, в ряде случаев необратимое изменение личностных свойств, обусловленное взаимодействием длительных или часто повторяющихся психогений с особенностями характера.

Термин «патологическое развитие личности» был применен К. Ясперсом для обозначения личностных изменений, обусловленных взаимодействием психогенных средовых факторов и свойств самой личности (см.). В отечественную психиатрию это понятие ввел П. Б. Ганнушкин, к-рый рассматривал Патологическое развитие личности как динамику психопатий (см.). О. В. Кербиков и другие описали клинические варианты Патологического развития личности, формирующиеся на почве неблагоприятно текущего пролонгированного невроза, после перенесенного реактивного психоза, как результат искажения характера вследствие имеющегося физического дефекта.

Патологическое развитие личности противопоставляется изменениям личности при заболеваниях, когда характер процесса вносит в личность больного новые, не свойственные ему ранее характерологические черты.

Общепринятой классификации типов П. р. л. не существует. Обычно за основу принимают описательный критерий. Наиболее часто встречаются следующие типы П. р. л.: астенический, депрессивный, истерический, обсессивный и паранойяльный.

Данная классификация носит в значительной мере условный характер, т. к. часто встречаются смешанные картины лишь с относительным преобладанием того или иного характерологического склада. Расстройства, свойственные одному типу П. р. л., могут со временем усложняться за счет особенностей, свойственных другому типу, и даже занять определяющее место в клин, картине, поэтому правомерно говорить, что один тип П. р. л. сменяется другим. Чаще усложнению и последующей трансформации подвергаются астенический и депрессивный типы П. р. л. Выделение каждого типа определяется особенностями его патол, склада. При астеническом типе П. р. л. преобладают проявления, свойственные астеническим психопатиям; при депрессивном — выражены различные стойкие субдепрессивные состояния, в т. ч. сходные с так наз. ларвированными депрессиями (см. Депрессивные синдромы); при истерическом — расстройства определяются симптоматикой, наблюдающейся при истерической психопатии; обсессивному типу П. р. л. свойственны особенности, характерные для психастении (см.); паранойяльному — преобладание сверхценных идей различного содержания (см. Сверхценные идеи).

По механизму возникновения П. р. л. относят к широкому кругу видов психогенного патол, развития, среди к-рых основное место занимает постреактивное развитие личности, характеризующееся постепенным формированием патохарактерологических особенностей. В возникновении и проявлении П. р. л. большое значение имеет возрастной фактор. В детской психиатрии термин «патологическое развитие личности» широко применяется для обозначения патологии формирования характера. При П. р. л. у детей имеет место нарушение процесса становления личности, а не качественное изменение уже сложившейся личности. Исходя из особенностей психогенеза нарушений формирующегося характера и преобладающих проявлений, В. В. Ковалев и другие выделяют следующие основные типы П. р. л. у детей и подростков: патохарактерологическое формирование (развитие) личности; постреактивное патол, формирование личности; невротическое формирование личности; дефицитарный тип патол, формирования личности. При патохарактерологическом развитии личности в условиях психогенно травмирующей ситуации у детей и подростков формируются и закрепляются отклонения характера, среди к-рых преобладают аффективно-возбудимый, тормозимый, истероидный и неустойчивый варианты. При постреактивном патол, развитии личности формирование патол, черт характера обусловлено перенесенными реактивными состояниями, особенности проявлений к-рых оказываются основой последующего П. р. л. При невротическом развитии личности у детей и подростков формирование патол. черт характера происходит на основе протрагированного (затянувшегося) действия психической травмы и определяется сочетанием патол. характерологических изменений и невротических расстройств. Дефицитарный тип патол, формирования личности возникает у детей с различными физическими дефектами и хрон, инвалидизирующими заболеваниями, существующими с раннего детства, к-рые обусловливают реакцию личности на осознание дефекта, а также социальную и сенсорную депривацию (см.).

Изучение этиологии и патогенеза П. р. л. показало, что общим для всех типов является психогенное происхождение. Понятие «патологическое развитие личности» тесно связано с понятиями «психогенный шок», «психогенная реакция», «психогенная декомпенсация». Разница между ними условна, т. к. основной критерий — длительность и стойкость патол, состояния — в нек-рых случаях оказывается недостаточно надежным. При этом сила и характер психогений (см.) могут быть чрезвычайно разнообразными; напр., психогенный фактор может быть кратковременным, но сверхсильным, повторным, длительным, постоянно действующим, индивидуально значимым для данной личности. В соответствии с генезом различают конституциональное и ситуационное П. р. л., но чаще встречается смешанный тип. Конституциональное развитие основывается преимущественно на особенностях личности, ситуационное — на особенностях психической травмы. Соответственно этому конституциональное П. р. л. имеет постепенное и эволютивное течение, а ситуационное носит характер сдвигов.

Диагноз устанавливают на основании данных анамнеза и результатов клин, обследования, выявляющих изменения личности, формирующиеся под влиянием психогенно действующих факторов.

Дифференциальный диагноз проводят с вялотекущей формой шизофрении (см.) и затяжными реакциями.

Лечение включает фармакотерапию, психотерапию, педагогические воздействия. Фармакотерапия облегчает проведение больным психотерапии. Вопрос о госпитализации следует решать индивидуально.

Прогноз в отношении выздоровления у взрослых сомнителен, однако возможно восстановление работоспособности, социальной адаптации; у детей при нормализации условий среды в ряде случаев возможно обратное развитие патол, черт личности.

Судебно-психиатрическая оценка Патологического развития личности неоднозначна. Лица с паранойяльным типом П. р. л., как правило, признаются невменяемыми. При других типах вопрос о вменяемости решается в зависимости от степени выраженности психических изменений в период совершения противоправного действия. При этом основное значение для экспертной оценки психического состояния имеют те же критерии, что и для оценки психопатий.

Библиография: Ганнушкин П. Б. Избранные труды, М., 1964; Гиндикин В. Я. Психопатии и патохарактерологические развития, в. кн.: Клин, динамика неврозов и психопатий, под ред. В. В. Ковалева, с. 152, Л., 1967, библиогр.; Гурьева В. А. и Иванюк В. Я. Особенности динамики некоторых вариантов психогенного развития личности, в кн.: Практика суд.-психиат. экспертизы, под ред. Г. В. Морозова, сб. 13, с. 79, М., 1968; Керби-к о в О. В. Избранные труды, М., 1971; Клиническая психиатрия, под ред. Г. Груле и др., пер. с нем., с. 143, М., 1967; Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста, с. 206, М.,1979; Лакосина Н. Д. Клинические варианты невротического развития, М., 1970, библиогр.; Морозов Г. В. Роль биологического и социального факторов в патогенезе и клинике психопатий при рассмотрении их в судебно-психиатрическом аспекте, Материалы 5-го Всесоюз, съезда невропат, и психиат., т. 3, с. 175, М., 1969; Сим-сон Т. П., Модель М. М. и Гальперин Л. И. Психоневрология детского возраста, с. 294, 338, М.— Л., 1935; Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста, т. 2, с. 225 и др., М., 1959; Hоrvai I. Psyehopatie, Praha, 1968; Jaspers K. Eifersuchtswahn, ein Beit-rag zur Frage, Entwicklung einer Person-lichkeit oder Prozess? Z. Neurol., Bd 1, S. 567, 1910; Leonhard K. Normale und abnorme Personlichkeiten, B., 1964; Petrilowitsch N. Abnorme-Personlichkeiten, Basel — N. Y., 1966; Schneider K. Klinische Psychopathologie, S. 17, Stuttgart, 1962.

Г. В. Морозов.

Text

- Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button