Медицинская энциклопедия

ТРАВМАТИЗМ

ТРАВМАТИЗМ (греч. trauma, trau-matos рана, повреждение) — совокупность травм, возникших в определенной группе населения за ограниченный период времени.

Т. сопутствовал человеку всегда, являясь следствием взаимодействия его с окружающей средой. Особенно большое количество травм возникало во время войн. Апогея Т. достиг с развитием капитализма.

В России первый закон об обязательной регистрации несчастных случаев, куда входили и травмы, введен в 1903 г., однако Т., особенно на промышленных предприятиях, после этого не снизился. Скорая медицинская помощь до революции существовала на частные благотворительные средства и в 1917 г. имелась лишь в 7 городах. Специализированных травматологических б-ц и амбулаторных приемов не было. Русские медики всегда уделяли Т. большое внимание. Этой проблемой занимались С. А. Александров, П. И. Куркин, Н. И. Тезяков, Ф. Ф. Эрисман и др. Вопросы Т. обсуждались на Пироговских съездах. На VIII съезде (1902) впервые была создана самостоятельная секция по вопросам фабрично-заводской и горнозаводской медицины. В решении съезда отмечалась необходимость устройства защитных приспособлений на машинах и механизмах, ограничения труда малолетних, усиления ответственности хозяев за несчастные случаи на производстве и др. На XII съезде (1913) было предложено открыть специализированные «травматические» больницы, а при мед. факультетах ун-тов — кафедры травматологии.

Борьба с Т. в государственном масштабе началась только после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В 1921 г. в Москве был организован Лечебно-протезный институт (с 1940 г.— Центральный ин-т травматологии и ортопедии). На первом совещании по борьбе с травматизмом и его последствиями в Наркомздраве РСФСР (1926) под председательством Н. А. Семашко было принято решение о создании в стране единой травматол. помощи, включая организацию пунктов первой помощи на предприятиях. В 1927 г. Коллегия Наркомздрава РСФСР обязала леч. учреждения заняться изучением промышленного Т. и разработкой мер его профилактики. В наст, время в стране действуют 20 институтов травматологии и ортопедии (см. На-учно-исследователъские институты) и 97 кафедр травматологии в мед. гш-тах, университетах и ин-тах усовершенствования врачей. Важную роль в создании травматолого-ортопедической службы сыграли приказы М3 СССР (1946, 1957 и 1970 г.), направленные на профилактику Т., улучшение и совершенствование травматологической и ортопедической помощи населению. В этих документах были определены основные направления развития травматологии и ортопедии, даны научно обоснованные нормативы потребности в медперсонале и коечном фонде для оказания высококвалифицированной травматол. помощи. Вопросы совершенствования помощи больным с повреждениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата и пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях нашли отражение в совместных приказах М3 СССР и МВД СССР.

Борьба с Т. является одной из важнейших медико-социальных задач современности. Согласно ст. 42 Конституции СССР, наше государство берет на себя заботу о здоровье трудящихся, улучшении условий труда, развитии и совершенствовании техники безопасности (см.) и производственной санитарии (см.), проведении широких профилактических мероприятий. В Программе КПСС записано: «На всех предприятиях будут внедрены современные средства техники безопасности и обеспечены санитарно-гигиениче-ские условия, устраняющие производственный травматизм и профессиональные заболевания» (Программа Коммунистической партии Советского Союза, М., 1976, ст. 95).

В современной травматологии нет единой универсальной классификации Т., что связано с трудностями систематизации травм. В разное время создавались различные классификации, принципы к-рых определялись целями и задачами конкретных исследований. В. В. Гориневская выделяла 9 видов Т., к-рые объединяла в три группы: военный, профессиональный (ремесленно-кустарный, промышленный, сельскохозяйственный, спортивный), бытовой (уличный, связанный с условиями быта, уголовный, самоубийства). H. Н. Приоров подразделял Т. на промышленный, сельскохозяйственный, уличный, бытовой, спортивный, электротравматпзм. В 1952 г. Коллегия М3 СССР приняла решение выделить три основные группы травматизма: производственный, непроизводственный и умышленный. В дальнейшем первые две группы были детализированы, в результате чего появилась классификация, долгое время применявшаяся в нашей стране: промышленный, сельскохозяйственный, транспортный, уличный (при пешеходном движении), спортивный, военный травматизм. С 1970 г. в СССР используется Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти, XVII класс к-рой включает травмы, а для классификации первоначальной (внешней) причины смерти от травм следует пользоваться дополнительными рубриками кода Е.

В экономически развитых странах травмы и несчастные случаи занимают второе место среди причин первичной инвалидности и третье — среди причин смертности населения. В США в 70-е годы число производственных травм превысило 2 млн. случаев в год, в т. ч. зарегистрировано более 15 тыс. травм со смертельным исходом, а более 30 тыс. закончились увечьями или полной инвалидностью. Во многих странах растет детский Т. Так, в ФРГ в 1972 г. погибло 3 330 детей и подростков. Из них 64% стали жертвами до-рожно-транспортных происшествий. В социалистических странах в целом отмечается тенденция к постоянному снижению Т. С 1930 по 1965 г. общий Т. в СССР уменьшился почти в три раза, в т. ч. производственный в среднем в 5 раз, только за годы 10-й пятилетки (1976—1980 гг.) производственный травматизм снизился на 11%. Принципиально такая же динамика отмечается в других социалистических странах. В Венгрии с 1954 по 1970 г. производственный Т. снизился на 49%, в Чехословакии за тот же период — на 20%.

По частоте травм отдельные виды Т. в нашей стране распределяются в такой последовательности: бытовой, производственный, дорожно-транспортный, уличный, сельскохозяйственный, спортивный, прочие виды. По частоте различной локализации повреждений отмечается следующая последовательность: травмы верхних конечностей, нижних конечностей, головы, таза и позвоночника.

Причины Т. разнообразны и во многих случаях связаны с ростом технической оснащенности промышленных и сельскохозяйственных предприятий и быта, усложнением технологии производства, увеличением численности, мощности и скорости транспортных средств, ускоренным и напряженным ритмом жизни — неизбежными спутниками урбанизации (см.) и научно-технической революции. Для организации рациональной профилактики Т. необходимо в каждом случае систематизировать его причины. Так, производственный Т. имеет множество причин, к-рые могут быть объединены в несколько групп. К одной из них относятся недостатки организации трудовых процессов, в т. ч. устаревшие способы производства, неисправность технического оборудования, захламленность рабочих мест и их плохая освещенность, несоблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии и др. В различных отраслях промышленности и сельском хозяйстве эти организационные причины обусловливают более половины всех травм. Напр., в сельском хозяйстве не хватает специалистов по технике безопасности, нередко эти должности занимают люди без специального образования и необходимого опыта. В условиях быстро растущей технической оснащенности сельского хозяйства эти факторы неизбежно ведут к травмам. Другая группа причин производственных травм включает факторы, характеризующие в основном психофизиологическое состояние и нек-рые личностные качества участников происшествий. Установлена зависимость Т. от возраста, квалификации, дисциплинированности работников, соблюдения ими правил техники безопасности и гиг. норм нагрузки, а также от влияния нек-рых социальных, биологических, геомагнитных и других факторов. Напр., среди начинающих молодых рабочих Т. в среднем несколько выше, чем у рабочих среднего возраста, имеющих более высокую квалификацию. Часто возникновение травм связано с алкогольным опьянением (см. Алкоголизм). На многих предприятиях Т. достигает максимума в понедельник (следствие недостаточной моральной и психологической перестройки после выходных дней или неразумного отдыха) и в конце недели — результат утомления (см.) и снижения внимания. Характерно, что частота Т. повышается к концу рабочей смены.

Бытовой Т. среди всех видов непроизводственного Т. составляет более половины случаев. В числе его главных причин — недостатки благоустройства жилых р-нов и квартир, несоблюдение правил обращения с бытовой техникой или ее неисправность, злоупотребление алкоголем. Опасность бытовых травм возрастает с ростом технической оснащенности быта, нередко опережающей рост технической грамотности населения. В связи с этим одной из задач соответствующих ведомств является составление инструкций по эксплуатации приборов и разъяснение правил пользования ими.

Специфичны причины детского Т. Среди них особую роль играют не-благоустроенность дворовых территорий, улиц, недостатки в организации уроков физкультуры и труда, досуга детей и др. Однако основной причиной является недостаточная воспитательная работа среди детей, что ведет к отсутствию у них твердых навыков поведения на улице, дома, в школе.

Особого внимания заслуживает дорожно-транспортный Т., тенденция к снижению к-рого пока отсутствует. Дорожно-транспортный Т. характеризуется наиболее тяжелыми повреждениями и последствиями. По данным ВОЗ, на дорогах мира ежегодно гибнет ок. 250 тыс. чел., а более 10 млн. людей получают увечья. Уровень дорожно-транспортного Т. в значительной степени зависит от погодных условий и видимости на дорогах. Но к основным причинам дорожно-транспортного Т. относятся: плохая организация дорожного движения, неисправности или конструктивные недостатки транспортных средств, нарушение правил дорожного движения водителями и пешеходами, алкогольное опьянение тех и других, сложные дорожные условия, неопытность водителей и др.

Последствия Т. включают временную или стойкую утрату трудоспособности (см. Инвалидность, Нетрудоспособность) и смертность от травм (см. Смертность). Эти последствия наносят обществу большой моральный и материальный ущерб. Динамика смертности от травм в целом параллельна динамике Т. Уровень смертности от травм определяется частотой их и степенью тяжести так наз. средней травмы. В последние годы отмечается утяжеление травм, т. е. все чаще при травме повреждается не только опорно-двигательный аппарат, но и внутренние органы человека. Смерть на месте происшествия чаще всего обусловлена тяжестью повреждения и его ближайшими осложнениями — кровопотерей (см.), шоком (см.), повреждением центральной нервной системы (см. Позвоночно-спинномозговая травма, Черепно-мозговая травма) и др. По данным М. В. Волкова с соавт. (1976), при дорожно-транспортных происшествиях ок. 30% смертельных исходов приходится на догоспитальный этап. При этом большинство из них (96,8%) составляют погибшие на месте происшествия.

В общей смертности от травм выделяют так наз. внутрибольничную летальность (т. е. смертность среди госпитализированных пострадавших от травм). В основе ее лежит не только тяжесть повреждений, но и несвоевременность или низкое качество первой медпомощи, а также диагностические и леч. ошибки. Отмечено, напр., что хирурги и травматологи чаще недооценивают тяжесть черепно-мозговых травм, а нейрохирурги — тяжесть повреждений скелета и внутренних; органов. Эффективная борьба со смертностью от травм требует совершенствования помощи пострадавшим на всех этапах — от места происшествия до мед. учреждения включительно. По данным ЦИТО, число дней потери трудоспособности только от дорожно-транспортных травм растет ежегодно на 7—8%. Средняя продолжительность временной нетрудоспособности при этих травмах достигает 45 дней. По данным К. К. Магерамова и др. (1976), у работников сельского хозяйства средняя длительность временной нетрудоспособности, обусловленная травмой, составляет 25 дней. Продолжительность нетрудоспособности в значительной мере определяется локализацией и тяжестью повреждения. Значительные экономические последствия имеет стойкая нетрудоспособность. По данным разных исследователей, в структуре причин инвалидности на долю травм и несчастных случаев приходится 7,7 —14,6%. Наиболее часто стойкая нетрудоспособность — следствие черепно-мозговых травм, переломов таза с повреждениями внутренних органов, осложненных переломов позвоночника. При повреждениях позвоночника более половины пострадавших становятся инвалидами. При переломах костей голени инвалидность, по данным В. Е. Одноралова (1975), получают 17,1% пострадавших, а при открытых переломах, по данным А. А. Николаенкова (1974),— 43,7%. В среднем инвалидами вследствие травм становится ок. 15% пострадавших с повреждениями опорно-двигательного аппарата. Процент неблагоприятных исходов выше в пожилом и старческом возрасте. Длительность нетрудоспособности зависит от своевременности и качества медпомощи пострадавшим. Плохая иммобилизация (см.) при переломах костей на догоспитальном этапе или ее отсутствие способствуют более частому возникновению таких осложнений, как ложный сустав, посттравматический остеомиелит и др.

Совершенствование организации медпомощи травматол. больным предусматривает все большую ее специализацию и приближение к месту происшествия. Система помощи включает три взаимосвязанных этапа: первая помощь (см.) на месте происшествия, помощь во время транспортировки больного в леч. учреждение и медицинская помощь, оказываемая пострадавшему в леч. учреждении.

Объем помощи на каждом из этих этапов определяется характером травмы и возможностями данного этапа. Так, при большинстве поверхностных повреждений мягких тканей на первом этапе помощь ограничивается первичной обработкой ссадин, ушибов, мелких ран (см. Хирургическая обработка ран) и перевязками (см.). При этом второй этап чаще всего исключается, т. к. больные, как правило, самостоятельно поступают в леч. учреждение, где им оказывают основную помощь. При тяжелых, особенно множественных и сочетанных, повреждениях (см. Переломы, Политравма) возрастает значение первого и второго этапов. Первая помощь зависит от места происшествия и может быть различной: от простейших видов само- и взаимопомощи (см. Самопомощь и взаимопомощь) до врачебных манипуляций, иногда до специализированной помощи. В среднем первую помощь получает менее половины пострадавших, из них только 3—5%, по данным М. В. Волкова и Н. А. Любошица (1979), от медработников. В связи с этим особое значение приобретает массовое обучение населения приемам оказания первой помощи, особенно работников милиции, ГАИ, водителей автотранспорта, механизаторов сельского хозяйства и др. На предприятиях необходимо создание сан. постов, укомплектованных лицами, прошедшими специальную подготовку. Санитарный пост (см.) должен располагать оборудованием и оснащением для первой помощи (кровоостанавливающие жгуты, шины, перевязочный материал и др.).

Второй этап — помощь пострадавшему при транспортировке в мед. учреждение. Известно, что в городах ок. 50% пострадавших, нуждающихся в квалифицированной помощи, доставляются в леч. учреждение машинами скорой помощи (см. Скорая медицинская помощь). В остальных случаях транспортировка осуществляется попутными средствами, машинами милиции, ГАИ и др. Их неприспособленность для перевозки больных с повреждениями и отсутствие подготовленных сопровождающих лиц чреваты усугублением повреждения и ухудшением состояния больного. У линейных бригад скорой медицинской помощи сравнительно высок процент диагностических и лечебных ошибок. Поэтому основной тенденцией совершенствования второго этапа медпомощи стало совмещение транспортировки со специализированной реанимационной и травматологической помощью. Правильность диагноза, своевременность реанимационных мероприятий (см. Реанимация), начинаемых на месте происшествия, а также грамотная в травматологическом отношении тактика врача позволяют значительно улучшить состояние пострадавших к моменту поступления в стационар и при необходимости тотчас приступить к оперативному вмешательству. При транспортировке пострадавших специализированными бригадами скорой медицинской помощи количество больных, поступающих в стационар в состоянии шока всех степеней, сокращается вдвое. Организация таких бригад целесообразна в крупных городах. Важное значение для правильной организации второго этапа медпомощи и для исхода многих травм имеет создание четкой системы связи между населенными пунктами, постами ГАИ, мед. учреждениями и др. Это обеспечивает максимально быстрое прибытие к месту происшествия медработников, принятие оптимального решения о способе транспортировки пострадавшего и объеме помощи в пути. При необходимости вызывают специализированную бригаду скорой помощи. В целях повышения эффективности медпомощи на этапе транспортировки пострадавших целесообразна разработка территориальных схем взаимодействия станций скорой медицинской помощи, б-ц, амбулаторно-поликлинических учреждений с расположением их на минимальном расстоянии друг от друга (за городом — не более 80— 100 км). В городах необходимы постоянные дежурства машин скорой помощи в местах наибольшей частоты травм либо организация в этих местах самостоятельных подстанций скорой помощи.

Третий этап — помощь в амбулаторно-поликлинических учреждениях и стационарах травматолого-ортопедического профиля. До 95% больных с повреждениями опорно-двигательного аппарата получают в них помощь в полном объеме. По выписке из стационара большинство больных продолжают лечение в амбулаторно-поликлинических учреждениях. На амбулаторных больных приходится более половины всех дней нетрудоспособности от травм. По данным М. А. Рогового (1976), в структуре травм, леченных амбулаторно, ушибы и растяжения составляют 53,8%, ранения мягких тканей — 19,5%, переломы костей — 13,1%, вывихи — 0,5%, ожоги — 5,9%, прочие травмы — 7,2%. Амбулаторную помощь при травмах оказывают в фельдшерско-акушерских пунктах (см.), фельдшерских и врачебных здравпунктах (см.), амбулаториях (см.), травматологических кабинетах поликлиник (см.) или в специально создаваемых травматологических пунктах (см.). На фельдшерско-акушерских пунктах осуществляют первую и доврачебную помощь (см.) пострадавшим, а при легких повреждениях проводят их полное лечение. До 70% больных после оказания им первой помощи на фельдшерско-акушерских пунктах в дальнейшем за лечением никуда не обращаются. Ту же работу выполняют фельдшерские и врачебные здравпункты промышленных предприятий и учебных заведений. Максимальное приближение медпомощи к месту происшествия повышает ее своевременность и эффективность. Объем помощи на врачебных и фельдшерских здравпунктах примерно одинаков: по данным М. А. Рогового (1976), повязки составляют 81,7%, медикаментозное лечение — 15,9%, иммобилизация конечностей — 2,2%, остановка кровотечения — 0,2%. Кроме лечебной, здравпункты выполняют большую профилактическую работу, особенно на промышленных предприятиях. Вместе с администрацией работники здравпунктов составляют планы профилактики Т.. следят за их реализацией, контролируют соблюдение правил техники безопасности и охраны труда, проводят сан.-просвет, работу (лекции, беседы, сан. бюллетени и др.).

Травматологические кабинеты и пункты занимают чрезвычайно важное место в системе медпомощи травматол. больным. В последнее время с целью более рационального использования стационаров объем помощи на травмпунктах расширен.

Стационарное лечение травматол. больных осуществляется в подавляющем большинстве случаев травматологическими и хирургическими отделениями районных, городских и областных б-ц, что позволяет оказывать пострадавшим специализированную медпомощь. Планирование мощности и структуры специализированных хирургических и травматол. отделений стационаров основывается на научно обоснованных нормативах потребности населения в койках травматолого-ор-топед ического профиля, принятых М3 СССР на перспективный период, с дифференциацией их применительно к особенностям обслуживаемых контингентов населения и уровням Т.

При организации травматол. отделений в стационарах их оптимальной мощностью принято считать 60 коек. Такие отделения обеспечивают рациональное использование коечного фонда и расстановку мед. кадров, а также высокое качество медпомощи. В республиканских и областных центрах, в нек-рых городах союзного значения наиболее оправдана организация крупных травматологических отделений в больницах скорой медицинской помощи (см. Скорой медицинской помощи больница), обеспечивающих специализированную помощь больным с любыми повреждениями. Правильность такой тенденции подтверждается опытом работы больниц скорой медицинской помощи в Москве, Ленинграде, Прокопьевске, Харькове, Туле и других городах.

Длительность и характер нетрудоспособности при травмах зависит не только от качества медпомощи, но и в значительной мере от качества врачебно-трудовой экспертизы (см. Экспертиза) при определении исхода травм. Особенно эффективна в этом отношении работа специализированных травматолого-ортопедических ВТЭК. Они создаются при областных отделах социального обеспечения и содействуют улучшению качества лечения травматолого-ортопедических больных, а также разрабатывают экспертные вопросы. Особое внимание специализированные ВТЭК обращают на организацию реабилитации инвалидов и временно нетрудоспособных.

Эффективным способом сокращения сроков нетрудоспособности и количества инвалидов является правильно организованная реабилитация травматол. больных, особенно при переломах позвоночника, таза, внутрисуставных переломах костей и др. Важность реабилитации (см.) обусловлена еще и тем, что большую часть потерявших трудоспособность составляют лица молодого и среднего возраста. Обратимые функциональные нарушения, наиболее эффективно поддающиеся лечению, имеют место почти у трети больных с переломами. Основные пути мед. реабилитации больных с последствиями повреждений опорно-двигательного аппарата — восстановление нарушенных функций и развитие компенсаторных приспособлений. Профилактика инвалидности начинается с первых дней лечения больных с травмами. Сочетанное и рациональное применение лечебной физкультуры, массажа, трудотерапии, лекарственной терапии, протезирования и др. усиливает эффективность основного лечения. Ранняя реабилитация инвалидов даже с грубыми дефектами верхних конечностей (вплоть до ампутации) позволяет при условии обучения владения протезом вернуть их к активной трудовой деятельности. Для правильной организации реабилитации необходим соответствующий штат специалистов: массажисты, методисты ЛФК, специалисты по трудотерапии, физиотерапевты и др., а также специальное оборудование. Эти вопросы легче решаются в крупных специализированных учреждениях, в так наз. центрах реабилитации и отделениях крупных городских и областных больниц. В наст, время имеется отчетливая тенденция к объединению мелких отделений и кабинетов физиотерапии и лечебной физкультуры при поликлиниках в межрайонные и городские физиотерапевтические поликлиники или отделения реабилитации, в функции к-рых входит полный комплекс восстановительного лечения больных, в т. ч. травматологических. Опыт работы реабилитационных центров стационарного типа в Москве, Ленинграде, Владимире, Риге и других городах показал перспективность широкого распространения таких центров. Успеху реабилитационной работы способствует и правильно организованное сан.-кур. лечение больных с повреждениями опорно-двигательного аппарата.

Профилактика в основном сводится к своевременному устранению причин, вызывающих Т. Профилактика производственного Т. включает прежде всего повышение культуры производства, замену устаревших машин и механизмов, внедрение современной технологии, совершенствование организации труда, повышение дисциплины и строгий контроля за соблюдением правил техники безопасности и др. Профилактика дорожно-транспортного Т. предусматривает комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества дорог, дорожных покрытий, организации дорожного движения, контроля за соблюдением правил уличного и дорожного движения и за состоянием транспортных средств, повышение дисциплины водителей и пешеходов и др.

Профилактика Т. представляет собой сложную проблему, требующую совместных усилий многих ведомств и учреждений. Так, борьба с детским Т. ведется под руководством межведомственных комиссий, включающих представителей народного образования, милиции, здравоохранения и других административных и хозяйственных органов. Возглавляет их обычно представитель Исполкома Совета народных депутатов. Положение об этих комиссиях разработано М3 СССР. В профилактике бытового и детского Т. особое значение имеет широкая воспитательная работа среди населения, в первую очередь среди детей. Обязательное ее условие — постоянство, отсутствие формального подхода к делу.

Мед. аспекты профилактики Т. включают научный анализ различных видов Т., разработку мер его профилактики, изучение особенностей частных видов травм и обстоятельств их возникновения, рекомендации по их предупреждению, совершенствование медпомощи гюст-радавшим. Ведущая роль принадлежит медикам, осуществляющим обучение населения приемам оказания первой помощи пострадавшим. Ин-ты и кафедры травматологии и ортопедии оказывают методическую помощь в организации периодических профилактических осмотров нек-рых контингентов населения, напр, предрейсовых и комплексных осмотров водителей транспорта, участвуют в составлении комплексных программ борьбы с Т.

В системе профилактики Т. большое место отводится сан.-просвет, работе, проводимой под руководством Всесоюзного общества «Знание» и Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. В профилактике Т. наряду с травматологами участвуют социал-гигиенисты и организаторы здравоохранения, работники сан.-эпид. службы, ин-тов санитарного просвещения и др. На предприятиях контроль за мероприятиями по профилактике Т. осуществляется совместно со службой техники безопасности и профсоюзными организациями. Каждый случай травмы на предприятии или в детском учреждении является предметом рассмотрения специальной комиссии. Планы работы по снижению Т. в масштабе городов, районов и др. утверждаются соответствующими Советами народных депутатов. Бытовой и детский Т. наименее изучены. Однако не вызывает сомнения, что основой их профилактики должна быть грамотно организованная широкая воспитательная работа среди населения.

Профилактика Т. невозможна без его правильного учета. Существуют специальные формы учета, утвержденные ЦСУ СССР, М3 СССР, МВД СССР, ВЦСПС и др. В амбулаторно-поликлинических учреждениях М3 СССР при каждом случае травмы заполняется статистический талон (Ф. № 25-В), в к-ром содержится заключительный диагноз, позволяющий анализировать травмы по локализации и нек-рым особенностям повреждений. В статистические отчеты амбулаторно-поликлинических учреждений, оказывающих травматологическую помощь, вносятся сведения о числе травм за отчетный период у взрослых, подростков и детей по различным нозологическим формам и видам Т. Несколько больший объем информации о характере травмы содержится в медицинской карте амбулаторного больного или медицинской карте стационарного больного, если больной был госпитализирован. При обращении в связи с травмой на фельдшерские здравпункты, фельдшерско-акушерские пункты, в приемные отделения б-ц информация вносится в книги записи амбулаторных больных. Сведения о пострадавших, к к-рым была вызвана бригада скорой медицинской помощи, вносятся в книги записи вызовов и в талон к сопроводительному листу при госпитализации больных. В детских дошкольных учреждениях и детских домах заполняются индивидуальные карты ребенка. Статистический учет Т., кроме учреждений системы М3 СССР, ведут ЦСУ СССР и ВЦСПС.

Научные исследования по различным аспектам Т. проводятся во всех научно-исследовательских ин-тах травматологии и ортопедии и на многих кафедрах травматологии и ортопедии. Тематика исследований определяется М3 СССР и координируется союзной проблемной комиссией «Травматизм, научные основы организации травматолого-ортопедической помощи» Научного совета по проблемам травматологии и ортопедии АМН СССР. Планы научных исследований и отчеты об их выполнении представляются в Научный совет, где подвергаются рецензированию и объединяются в сводные планы и отчеты об исследованиях по проблеме.

Подготовка травматологов-ортопедов проводится прежде всего на кафедрах травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии, созданных во всех мед. ин-тах. Первичная специализация и усовершенствование по травматологии осуществляются в ин-тах усовершенствования врачей, располагающих соответствующими кафедрами. Важное место в повышении квалификации травматологов занимает стажировка в клиниках ин-тов травматологии и ортопедии, в областных, республиканских и крупных городских б-цах под руководством высококвалифицированных специалистов. Подготовка специалистов высокой квалификации проводится в клинической ординатуре и аспирантуре при всех НИИ травматологии и ортопедии и большинстве кафедр травматологии. Важную роль играет подготовка смежных специалистов — физиотерапевтов, рентгенологов и др. для работы в травматол. учреждениях. Средние медработники для работы в учреждениях (отделениях) травматолого-ортопедического профиля по окончании мед. училищ, фельдшерско-акушерских школ и др. проходят стажировку в соответствующих леч.-проф. учреждениях (напр., по массажу, работе операционной сестры и др.).

См. также Повреждения, Травматология.

Библиогр.: Аронов В. Т. Производственный травматизм кадровых горнорабочих с учетом ряда социально-бытовых факторов, Здравоохр. Рос. Федерации, 4, с. 31, 1976; Б о г д а н о в и ч У.Я. Травматизм — социальное и экономическое значение, Ортоп. и травмат., № 3, с. 1, 1981; Борисевич К. Н. и др. Анализ травматизма при дорожно-транс-портных происшествиях в областном центре, там же, № 11, с. 47, 1981; Власенко Н. И. К вопросу о травматизме сельского населения, Врач, дело, № 7, с. 115, 1979; Волков М. В. Травматизм как социальная и медицинская проблема, Актовая речь, М., 1973; Волков М. В. и Любошиц Н. А. Повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата, Итоги научных исследований по травматологии и ортопедии в ССС1Э за последние 10 лет, М., 1979; Г л я з e р Г. Автомобиль, самолет и медицина, пер. с нем., М., 1972; Гурьев В. Н. и др. Актуальные аспекты оказания помощи и лечение пострадавших с множественной и сочетанной травмой на догоспитальном этапе, Ортоп. и травмат., № 4, с. 10, 1981; Елкин П. А. и Чувашов Р. М. Анализ летальности при дорожно-транспортных происшествиях, там же, № 9, с. 23, 1977; Ж и-л а Ю. С. Автодорожный травматизм и его профилактика, там же, № 5, с. 53, 1975; Журавель И. Н. и Козулин Е. А. Опыт работы по борьбе с травматизмом у детей школьного возраста, Педиатрия, № 12, с. 41, 1976; Истомин Г. П. Аспекты современного дорожно-транспортного травматизма, Хирургия, № 12, с. 57, 1977; Корж А. А. Травма и травматизм как медицинская и социальная проблема, Ортоп. и травмат., № 5, с. И, 1977; Омаров Д. О. и Коркмасов А. М. Динамика инвалидности и трудовой исход у лиц с пост-травматическими контрактурами суставов нижних конечностей, там же, № 3, с. 43, 1981; Организация амбулаторно-поликлинической помощи больным с травмой и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, под ред. М. В. Волкова, М., 1979; Подлужный П. А. О возможности математического прогнозирования производственного травматизма, Труды Пермск. мед. ия-та, т. 137, в. 7, с. 39, 1976; П р и-сакарь И. Ф. Травматизм и его профилактика, Кишинев, 1981, библиогр.; Роговой М. А. Основные вопросы организации травматологической помощи в городах. М., 1976, библиогр.; Сафин Ф. Ф. Социально-гигиенические факторы травматизма и мероприятия по снижению временной нетрудоспособности, Ортоп. и травмат., № И, с. 62, 1980; Трубников В. Ф. и Истомин Г. П. Ошибки в диагностике и лечении тяжелых автотранспортных травм, там же, № 9, с. 1, 1974; Трубников В. Ф. и др. Летальность и инвалидность пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях, там же, JSTo 11, с. 48, 1980; Усоскина Р. Я. Классификация детского травматизма, в кн.: Соц. гиг. и организация здравоохр., под ред. В. В. Канепа и др., с. 125, Рига, 1975; Фрейдлин С. Я. О медицинских аспектах профилактики травматизма, Ортоп. и травмат., JMb 1, с. 77, 1978; Фрейдлин С. Я. и др. Непроизводственный травматизм у работающих на промышленных предприятиях, Здра-ьоохр. Рос. Федерации, № 8, с. 21, 1977; Gadeke R. Beurteilung von Schwer-punkten und Wandlungen des Kinderun-falles, Chir. Praxis, S. 629, 1976; Lockhart M. R. Sporting and industrial injuries, Aust. J. Physiother., v. 20, p. 86, 1974; Phillips D. F. National electronic injury surveillance system, Hospitals, v. 48, № 22, p. 47, 1974; Sefrin P. Analyse von Unfallen im Haushalt und Freizeit, Bayer. Arztebl., S. 379, 1974.

М. В. Волков, Э. P. Маттис.

Back to top button