Медицинская энциклопедия

ВОДНЫЙ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ

Водный санитарный транспорт — суда, специально построенные или приспособленные для эвакуации по водным путям пораженных и больных и оказания им медицинской помощи в пути следования.

Водный санитарный транспорт может быть использован также для перевозки частей и учреждений медицинской службы и мед. имущества.

Первые сведения о появлении судов мед. назначения относятся к 431 — 401 гг. до н. э., когда греки и римляне применили специальные суда для перевозки раненых и больных. В 16—18 вв. испанцы и англичане уже широко использовали такие суда.

Водный санитарный транспорт применялся во время гражданской войны в Северной Америке (1861 — 1865), в войнах Англии с Китаем (1856) и Абиссинией (1868). В Крымскую войну (1854—1856) Водный санитарный транспорт широко использовался для эвакуации раненых и больных в англ. и франц. армиях.

В России суда для эвакуации раненых и больных были впервые применены во время второго Азовского похода в 1696 г. (9 стругов для раненых и больных, струг для доктора и струг для аптеки). К 1722 г. в русском флоте было 4 судна мед. назначения: «Святой Николай», «Страфорд», «Рига», «Новая Надежда». Основным назначением этих судов было освобождение боевых кораблей от раненых и больных во время боевых походов. В русско-японской войне (1904 —1905) и первой мировой войне (1914—1918) в России В. с. т. также широко использовался для эвакуации раненых и больных.

В Великую Отечественную войну (1941 —1945) на морях, озерах и реках нашей страны В. с. т. имел более 100 различных судов эвакоемкостью от 50 до 500 мест.

При обороне Одессы, Таллина, Севастополя В. с. т. являлся единственным, а в Сталинградской битве преимущественным средством эвакуации раненых.

Водные санитарно-транспортные средства подразделяются на специально построенные и приспособленные, постоянные и временные, морские и речные (озерные). К специально построенным относятся госпитальные суда (см.) и сан. катера, к приспособленным — сан. транспорты, санитарно-транспортные суда, сан. катера.

К постоянно действующим водным санитарно-транспортным средствам относятся специально построенные санитарно-транспортные суда, а также другие суда, к-рые находятся в подчинении медицинской службы.

К временным водным санитарнотранспортным средствам относятся санитарно-транспортные суда, вспомогательные суда военно-морского флота и суда пароходств, приданные мед. службе на период эвакуации раненых. Деление водных санитарно-транспортных средств на морские и речные в известной степени условно, поскольку нек-рые типы современных речных судов могут выходить в прибрежные воды морских бассейнов. К буксируемым водным санитарно-транспортным средствам относятся шлюпки, баркасы и баржи.

Санитарные транспорты — морские и речные пассажирские и грузопассажирские суда, включаемые в состав военно-морского флота с присвоенным им военно-морским флагом, переоборудованные для эвакуации раненых и больных, оказания им в пути следования медпомощи и лечения.

Командиром сан. транспорта назначается морской офицер, к-рый отвечает за организацию корабельной службы и кораблевождение. Главврач, он же заместитель командира по мед. части, отвечает за леч. работу. Ему подчинен весь медперсонал, а также пораженные и больные.

Санитарно-транспортные суда — морские и речные суда транспортного и промыслового флотов, предоставляемые на определенный срок для мед. эвакуации. Переоборудование этих судов для целей эвакуации производится в минимальном объеме. Они плавают под флагом, к-рый им присвоен.

Лечебной работой руководит главный врач, он же начальник судна. Ему подчинен весь медперсонал и эвакуируемые. Проводку судна осуществляет капитан, к-рому подчинен экипаж.

Рис. 1. Желоб для передачи раненых и больных с корабля на корабль с большой разницей в высоте бортов.

Рис. 1. Желоб для передачи раненых и больных с корабля на корабль с большой разницей в высоте бортов.

Рис. 2. «Беседка» для передачи нескольких раненых на носилках.

Рис. 2. «Беседка» для передачи нескольких раненых на носилках.

Рис. 3. Канатная дорога между судами для передачи раненых на судно.

Рис. 3. Канатная дорога между судами для передачи раненых на судно.

Рис. 4. Подъем раненых с корабля вертолетом.

Рис. 4. Подъем раненых с корабля вертолетом.

Сан. катера — специально построенные или переоборудованные суда. Они предназначены для эвакуации порайонных и больных с боевых кораблей в пределах пункта базирования в береговые лечебные учреждения. Оказание доврачебной медпомощи на них осуществляет средний медперсонал.

Эвакуацию по водным путям могут осуществлять и госпитальные суда, на к-рых оказывается квалифицированная и нек-рые виды специализированной медпомощи и лечение пораженных и больных.

Преимуществом эвакуации В. с. т. является: сравнительно хорошие условия размещения и оказания медпомощи пораженным и больным в пути следования, значительная эвакоемкость большинства судов, неограниченная пропускная способность и меньшая уязвимость от средств нападения противника водных путей по сравнению с грунтовыми и железными дорогами.

Водные санитарно-транспортные средства должны обладать достаточной скоростью хода и хорошими мореходными качествами; иметь хорошо вентилируемые и достаточно освещенные помещения для функциональных подразделений (операционная, перевязочная и др.), пологие трапы, широкие проходы, устройства для приема пораженных с причала и с кораблей, коллективные и индивидуальные средства спасения, а также индивидуальные средства защиты.

Подготовка транспортных судов для эвакуации пораженных заключается в уборке и дезинфекции помещений, заготовке пресной воды (не менее 30 л на человека в сутки), дополнительном устройстве умывальников и гальюнов. При переоборудовании судна под сан. транспорт может производиться расширение нек-рых помещений за счет снятия переборок между каютами и проходов для удобства движения с носилками, подвеска коек второго (третьего) яруса, установка в салонах и других помещениях разборных топчанов, станков для носилок, мед. оборудования. Площадь перевязочной должна быть не менее 15 м2, освещенность над перевязочным столом не ниже 400 лк.

На сан. транспортах в зависимости от эвакуационной емкости и предполагаемого объема медпомощи, как правило, развертываются перевязочная, операционная, рентгеновский кабинет, лаборатория. Выделяются помещения для материальной, стерилизационной, автоклавной, аптеки, изолятора, санпропускника, дез-камеры, склада для вещей пораженных и больных, камбуза, продовольственного склада, ледника и др. На санитарно-транспортных судах оборудуются те же помещения, за исключением операционной, рентгеновского кабинета и лаборатории.

На санитарных транспортах, как правило, должна оказываться квалифицированная медицинская помощь (см.). При продолжительных рейсах численность обслуживающего и медперсонала может увеличиваться за счет учреждений мед. службы флота.

На санитарно-транспортные суда выделяется медперсонал из состава мед. учреждений флота. В зависимости от обстановки он может находиться там постоянно или только в период рейса.

Деятельность личного состава санитарных транспортов и санитарнотранспортных судов регламентируется судовыми расписаниями.

Все мероприятия по эвакуации пораженных и больных В. с. т. мед. служба осуществляет во взаимодействии с органами военных сообщений флота.

В процессе подготовки судов к приему пораженных и больных из эвакоприемников, чтобы избежать встречных потоков (с учетом особенностей архитектуры и конструкции судна), а также решения о размещении эвакуируемых, разрабатывается графическая схема погрузки. Пораженным и больным в соответствии с характером ранения (заболевания) выдаются (прикрепляются к одежде, носилкам) сортировочные марки (плацкарты), в к-рых указаны номер отделения и места на судне. Прием эвакуируемых на судно организуется по заранее разработанному судовому расписанию по двум-трем сходням. В первую очередь на судно подаются пораженные и больные на носилках, а затем способные к самостоятельному передвижению. Разгрузка судов в пунктах назначения производится в обратном порядке.

Для погрузки (разгрузки) пораженных и больных может привлекаться личный состав команды судна или назначаться команда санитаров-носильщиков, численность к-рой должна составлять ок. 10% от числа эвакуируемых.

Прием пораженных на рейде, а также с поврежденных кораблей в море может производиться с помощью сходней, желобов (рис. 1) и подъемных приспособлений с применением специальных платформ и «беседок» (рис. 2). При невозможности сближения корабля с сан. транспортом передача эвакуируемых может быть осуществлена с помощью шлюпок или катеров, по наведенной канатной дороге между кораблем и санитарным транспортом (рис. 3), на вертолетах (рис. 4) и на индивидуальных спасательных средствах.

В этих случаях на борту санитарнотранспортного судна организуются сортировочные посты, где на основании мед. документов и внешнего осмотра принимается решение о направлении пораженного, больного в то или иное леч. отделение и ему выдается соответствующая сортировочная марка (плацкарта).

Лечебная работа на сан. транспортах и санитарно-транспортных судах организуется на тех же принципах, что и в полевых воен.-мед. учреждениях (см. Лечебно-эвакуационное обеспечение).

Перед выгрузкой эвакуируемых в пунктах назначения им выдаются мед. документы, а также другие документы, личные вещи и ценности, принятые на хранение. Их одевают в соответствии с сезоном года.

Мед. снабжение судов осуществляется мед. службой военного округа, флота, флотилии, военно-морской базы, к к-рым они приписаны.

См. также Санитарный транспорт (военносанитарный).

Библиогр.: Августовский Н. И. Материалы к вопросу о помощи раненым в современном морском бою (По данным русско-японской войны), дисс., Спб., 1912; Горелов Л. И. Опыт лечебно-эвакуационного обеспечения десанта на Керченский полуостров, Воен.-мор. мед. сб., в. 3, с. 14, 1945; Груздев В. Ф, Материалы по организации медицинской службы на русском флоте в первой четверти 18-го века, Л., 1954; ГурьяновА. А. Организация и медицинское обеспечение спасательных операций в труднодоступных местах, Воен.-мед. журн., № 11, с. 13, 1972; Иванов В. ГГ. Анализ работы санитарных транспортов, Воен.-мор. врач, №5-6, с. 17, 1942; Килессо А. И. Плавучие средства лечебно-эвакуационного обеспечения, там же, с. 32; Петров Н. В. Опыт работы санитарно-транспортного корабля, в кн.: Сан. служба Тихоокеанского флота в Хасанской операции, под ред. А. И. Иванова и М. С. Лисицына, с. 15, Л., 1941; Рагозин Е. А. и др. Опыт работы санитарного транспорта «А», Воен.-мор. врач, № 4, с. 13, 1942; Шестов В. И. Лечебно-эвакуационное обеспечение Военно-Морского Флота в военное время, М.—Л., 1939; Шпикин А. А. Медико-санитарная служба Краснознаменной Амурской флотилии в войне с японскими империалистами, Воен.-мор. врач, № 1, с. 3, 1946.

А. А. Шмаров.

+1
0
+1
0
+1
0
Back to top button