Медицинская энциклопедия

ВОКЗАЛ

ВОКЗАЛ — комплекс зданий, сооружаемых на промежуточных или конечных станциях путей сообщения для временного пребывания и обслуживания пассажиров всех видов транспорта. В зависимости от путей сообщения различают В. авиационные, автобусные, железнодорожные, морские, речные. В. могут быть и комплексными, если в них объединены сооружения, обслуживающие одновременно различные виды транспорта.

Ж.-д. В. обслуживают наибольшее число пассажиров, поэтому они являются наиболее характерными сооружениями этого типа. Состав и площади помещений В. определяются исходя из единовременной расчетной вместимости В., под к-рой имеется в виду общее число одновременно обслуживаемых пассажиров, пользующихся его услугами. В зависимости от единовременной расчетной вместимости В. подразделяются на малые (до 200 пассажиров), средние (до 700 пассажиров), большие (до 1500 пассажиров) и особо большие (св. 1500 пассажиров).

Для малых В., как правило, разрабатываются типовые проекты применительно к строительно-климатическому зонированию территории СССР, а для средних, больших и особо больших В. разрабатываются индивидуальные проекты в соответствии с Нормами технологического проектирования железнодорожных вокзалов.

В составе В. пассажирские помещения должны быть отделены от служебных, технических и подсобных помещений. К В. предъявляется ряд сан.-гиг. требований. Нормативы для нек-рых пассажирских помещений средних, больших и особо больших вокзалов приведены в таблице. Кроме того, при проектировании В. необходимо предусмотреть разделение движения основных потоков пассажиров (пассажиры отправления, прибытия, транзитные, сквозных проездов) на привокзальной площади, пассажирских платформах и в самом здании; пути следования основных потоков пассажиров не должны пересекаться, не должно возникать встречных движений; шумные помещения (кассы, вестибюли, камеры хранения) по возможности отдаляют от более тихих и спокойных помещений (комнаты отдыха, залы ожидания).

Стены, перегородки и перекрытия помещений должны обладать требуемой звукоизолирующей способностью. В нек-рых случаях для снижения шума в пассажирских залах должны устраиваться подвесные потолки из акустических материалов или выполняться другие противошумовые мероприятия.

Для В. с расчетной вместимостью 500 пассажиров и более рекомендуется зал (с санузлом не менее чем на два очка, с постирочной и сушилкой площадью до 15—20 м2 в пределах нормируемой площади залов ожидания) для размещения в нем пассажиров с детьми. Для В. расчетной вместимостью св. 900 пассажиров на станциях, имеющих поезда местного формирования, предусматриваются санитарно-контрольные пункты площадью 15—18 м2 (две комнаты).

В южных климатических районах страны пассажирские залы должны иметь сквозное проветривание, а окна и витражи основных помещений, обращенных на зап., юго-зап. и юж. стороны горизонта,— солнцезащитные устройства (навесы, козырьки, решетки, наружные жалюзи и т. п.).

Внутренняя отделка помещений массового скопления пассажиров должна быть прочной, удобной при уборке. В производственных помещениях ресторанов, буфетов, перегородки должны проектироваться из влагостойких материалов и облицовываться на высоту не менее 1,8 м влагоустойчивыми материалами. Стены и перегородки выше облицовки, а также потолки в санузлах общего пользования должны окрашиваться по выровненной поверхности масляными, нитроэмалевыми или синтетическими красками.

Для улучшения обслуживания пассажиров и облегчения труда работников В. должны быть средства автоматизации и механизации: автоматические справочные установки, автоматические камеры хранения ручного багажа индивидуального пользования, всевозможные указатели, уборочные машины (подметальные, электрополомоечные, тротуароуборочные), эскалаторы, пассажирские и грузовые лифты и т. д.

Отопление и вентиляция пассажирских зданий проектируются и строятся в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП П-Г. 7—62). Для предотвращения поступления холодного воздуха в зимнее время через наружные двери на основных входах в пассажирские помещения должны быть тепловые шлюзы или воздушные тепловые завесы. В малых В. естественную вытяжную вентиляцию необходимо предусматривать для пассажирских залов, комнат для пассажиров с детьми, кафе, буфетов, подсобных помещений. Самостоятельная механическая приточно-вытяжная вентиляция из нижних и верхних зон с 10-кратным воздухообменом оборудуется только для уборных общего пользования и курительных.

В пассажирских зданиях В. с расчетной вместимостью более 200 пассажиров предусматривается приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением во всех пассажирских залах и помещениях (см. Вентиляция). Количество воздуха, подаваемого приточной вентиляцией, — 20 м3/час на одного пассажира в холодный период года и 40 м3/час в летнее время; в кассовые кабины — из расчета 100 м3/час на кабину. В третьей и четвертой климатических зонах (теплые и жаркие р-ны СССР) производится охлаждение воздуха, подаваемого в помещение, или кондиционирование воздуха (см.).

Водоснабжение В. обеспечивается постоянным водопроводом с водой, отвечающей ГОСТ на хозяйственнопитьевое водоснабжение. Вода, если она соответствует ГОСТ 2874—73 «Вода питьевая», может быть использована без предварительного кипячения. На средних, больших и особо больших В. устанавливаются автоматы питьевой газированной воды. В помещение пассажирских зданий средних, больших и особо больших В. горячая вода подается от централизованной постоянно действующей системы водоснабжения. Во всех зданиях В., имеющих внутренний водопровод, должна быть канализация (см.). Хозяйственно-фекальные сточные воды, как правило, отводятся л общую канализационную сеть. Для малых В. разрешается устройство водонепроницаемых выгребов (см.).

Освещение на В. может быть естественное и искусственное (общее, местное и комбинированное). Местное освещение осуществляется, как правило, настольными лампами. Освещенность на рабочих местах должна составлять не менее 300 лк при люминесцентных лампах и 150 лк при лампах накаливания

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ НЕКОТОРЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПАССАЖИРСКИХ ЗДАНИЙ ВОКЗАЛОВ (из «Норм технологического проектирования железнодорожных вокзалов», М., 1971)

Помещения

Единица измерения

Единовременная расчетная вместимость вокзалов

Температура воздуха

средних

больших

особо больших

300 чел.

5 00 чел.

700 чел.

900 чел.

12 00 чел.

15 00 чел.

свыше 1500 чел.

Вестибюль — операционный или распределительный зал,
кассовый зал

м2 на 1 пассажира

1,3

1,3

1,3

1 , 2

1,2

1,2

1, 1

14°

Зал ожидания

м2 на 1 пассажира

1,8

1,8

1 , 8

1,7

1,7

1,7

1,6

16°

Комнаты матери и ребенка

м2 на 1 место

5,4

5,4

5 , 4

5,4

5,4

5 , 4

20°

количество мест

25

30

35

40

45

45 + 4 на каждые 100 пассажиров св. 1500

Комнаты длительного отдыха пассажиров

м2 на 1 место

6,4

6,4

6,4

6,2

6,2

6,2

6,1

18°

количество мест

10

15

20

25

35

50

50 + 3,3 на каждые 100 пассажиров св. 15 00

Торговый зал ресторана, кафе или буфета

м2 на 1 место в торговом зале

1,2

1,2

1 ,2

1,6

1,6

1,6

1,6

18°

Буфетные стойки в пассажирских залах

м2

10

15

20

25

30

35

35 + 2,3 на каждые 100 пассажиров св. 1500

16°

Уборные мужские и женские общего пользования с кабинами
для умывания

м2 на 1 унитаз

5

5

5

4,5

4

4

4

16°

количество

унитазов

9

12

15

17

20

23

23+1,6 на каждые 100 пассажиров расчетной вместимости св.
15 00

Курительная

м2

8

8

И

14

19

24

24 + 2 на каждые 100 пассажиров расчетной вместимости св.
1500

16°

Парикмахерская

м2 на 1 кресло

6,25

6,25

6,25

6,25

6,25

6,25

6,25

18°

количество

кресел

2

3

4

5

6

7

7 + 0,5 кресла на каждые 100 пассажиров
расчетной вместимости св. 1500

Медпункт

м2

35

35

43

43

43

43

По заданию, но не менее норм, указанных для вокзала на
1500 пассажиров

22°

А.А. Прохоров.

Text

- Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button