ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДОМ, ДЕТСКИЙ ПРИЮТ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДОМ, ДЕТСКИЙ ПРИЮТ — существовавшие в прошлом учреждения для воспитания беспризорных детей и подкидышей.
Первые воспитательные дома («брефотрофии») появились в 4 в. в Малой Азии (Кесария). В Европе первый воспитательный дом был открыт в 787 г. миланским архиепископом, затем в 1180 г.— в Монпелье (Франция) и в 1198 — в Риме. Позднее они были созданы во многих государствах Европы и Америки. Так, в 1888 г. только в Италии насчитывалось 115 воспитательных домов.
В России до 18 в. в ведении патриаршего приказа существовали сиротские дома. Первый воспитательный дом («сиропитательница») для «незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев» был создан в 1706 г. при Новгородском монастыре. Вскоре число их увеличилось до десяти «в коих сирот до трех тысяч было в собрании». В последующие годы воспитательные дома возникли при других монастырях и церквах. В Москве первый воспитательный дом был открыт в 1764 г., в Петербурге — в 1771 г.
Церковь и монастыри были заинтересованы в создании воспитательных домов, т. к. нередко использовали детей как бесплатную рабочую силу. Содержались воспитательные дома в основном на средства, поступавшие от благотворительных организаций, различных сборов и пожертвований.
Нек-рую государственную поддержку воспитательные дома впервые получили при Петре I, по Указу к-рого в 1712 г. были открыты «гош-питали» для незаконнорожденных и подкинутых младенцев. Однако, несмотря на большую потребность, широкого распространения воспитательные дома в то время не получили, а после смерти Петра I многие из них были закрыты.
По указу Екатерины II воспитательные дома были причислены к государственным учреждениям, однако средств на их содержание не отпускалось, и они продолжали существовать на «доброхотные подаяния благотворителей».
В воспитательные дома принимались, как правило, только незаконнорожденные дети. Однако туда попадало много и подкинутых детей из необеспеченных семей, вследствие чего они были постоянно переполнены.
Из-за неудовлетворительных сан.-гиг. условий, большой перегруженности и плохого ухода воспитанники воспитательных домов плохо развивались, очень высокой была среди них заболеваемость и смертность. Так, в Московском воспитательном доме в 1767 г. из принятых 1089 детей умерло 1073 (98,5%).
В связи с этим в 1767 г. была введена передача детей на воспитание в крестьянские семьи за плату. За воспитание ребенка на первом году жизни семье выплачивалось 3 руб. в месяц, старше года — 1 руб. Деревни, в к-рых размещались дети из воспитательных домов, объединялись территориально в так наз. округа, а для наблюдения за здоровьем и контроля за воспитанием детей были учреждены окружные надзиратели.
Введение этой системы существенно не улучшило участь воспитанников. Следствием ее было широкое развитие «питомнического промысла», т. к. дети попадали на воспитание большей частью в бедные крестьянские семьи, заинтересованные в получении этих мизерных денежных средств. Не могли осуществлять эффективного наблюдения за подопечными детьми и окружные надзиратели, т. к. среди них врачей почти не было, а территория округов была очень большой (100 —150 селений, находившихся на значительном удалении друг от друга). Поэтому вся работа надзирателей, как правило, сводилась к формальному опросу воспитателей (один раз в два года) о том, жив ли взятый на воспитание ребенок.
В соответствии с правительственным распоряжением с 1837 г. в российских и уездных городах для призрения подкинутых младенцев и беспризорных детей в возрасте до 10—14 лет вместо воспитательных домов стали создавать детские приюты. Они развертывались большей частью при женских богадельнях, где уход за детьми осуществляли проживающие там женщины, а также при губернских и уездных больницах. Условия жизни детей в детских приютах оставались неудовлетворительными, заболеваемость и смертность, особенно детей раннего возраста, были очень высокими. Так, в 1891 г. в детских приютах Смоленской губернии смертность достигла 84,7%.
С целью улучшения обслуживания детей многие земства стали предоставлять и строить для детских приютов специальные здания (в Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Воронеже, Орле и др.)? многие земские губернские и уездные управы стали приглашать для руководства приютами женщин-врачей, в помощь им — фельдшериц, а для ухода за детьми — нянь. Делались попытки организовать контроль за здоровьем детей, отданных на воспитание, силами сельских врачей, а также женщин-врачей и фельдшериц, специально приглашаемых для этой цели. Но положительных результатов в обслуживании детей не было достигнуто.
Борясь с беспризорностью и детской смертностью, нек-рые земства организовывали на селе детские приюты на летний период (ясли-приюты). К 1898 г. в России, по материалам В. В. Шенгелидзе, было зарегистрировано 234 яслей-приютов; в них обслуживалось в летний период более 25 000 детей. Наибольшего развития ясли-приюты достигли в период 1899—1904 гг. В финансировании их принимали участие земства, благотворительные учреждения. Однако ясли-приюты не получили широкого распространения, т. к. не было ни твердой финансовой базы, ни кадров.
Высокая заболеваемость и смертность детей в воспитательных домах и детских приютах волновала многих прогрессивных общественных деятелей того времени. Изучением причин высокой детской смертности в них занимались многие передовые врачи (H. М. Амбодик-Максимович, К. А. Раухфус и др.), вопрос о состоянии обслуживания детей в детских приютах обсуждался на пироговских съездах, однако в условиях царского режима существенно улучшить участь воспитанников воспитательных домов и детских приютов было невозможно.
Только при Советской власти благодаря повышению материального и культурного уровня жизни трудящихся проблема беспризорности и подкидывания младенцев была ликвидирована (см. Беспризорность, безнадзорность).
Создание государственной системы охраны материнства и детства, государственная законодательная защита интересов матери и ребенка, широкое вовлечение женщин в производство, их материальная независимость и равноправие — все это привело к полной ликвидации проблемы «незаконнорожденности» (см. Охрана материнства и младенчества). Детские приюты были закрыты в 1918 г., т. к. отпала необходимость в учреждениях подобного типа. Для воспитания детей, лишившихся родителей, а также детей одиноких матерей, пожелавших отдать их на государственное воспитание, в СССР были созданы благоустроенные дома ребенка (для детей до 3 лет) и детские дома (для детей после 3 лет), где дети находятся на полном государственном обеспечении и получают полноценный общий и мед. уход: воспитание осуществляют квалифицированные педагогические кадры (см. Детский дом, Дом ребенка).
Библиогр.: Конюс Э. М. Пути развития советской охраны материнства и младенчества (1917—1940), М., 1954, библиогр.; Лебедева В. П. Пройденные этапы, М., 1927; Ломоносов М. В. Избранные философские произведения, Л., 1950; Рашкович М. П. К вопросу о призрении подкинутых детей общественными учреждениями, Труды 4-го съезда рус. врачей в память Пирогова, с. 296, М., 1892.
Н. В. Мананникова.