Как не заболеть от кондиционера
Длительное пребывание в сильно охлажденном пространстве ослабляет иммунную систему, что делает организм уязвимым для инфекций.
Кондиционер – едва ли не лучшее средство спасения от летней жары. Вот только при долгом контакте с холодным воздухом есть риск заработать головную боль, насморк и воспаленное горло. И если в квартире или офисе избежать переохлаждения легко (можно пересесть или выключить устройство / попросить коллег сделать потише), то как быть с самолетом, поездом или автомобилем? О том, как не заболеть под кондиционером в этих транспортных средствах, рассказывает врач, к. м. н., медицинский маркетинг-менеджер Саида Аминовна Казиханова.
Как связаны кондиционер и простуда
Вопреки распространенному заблуждению – не совсем напрямую. Сам по себе кондиционер не является причиной простуды, поскольку ее вызывает не холодный воздух, а микроорганизмы. Однако длительное пребывание в сильно охлажденном пространстве ослабляет иммунную систему, что делает организм уязвимым для инфекций.
Кроме того, вслед за понижением температуры в теле человека сужаются кровеносные сосуды, что уменьшает кровоток и, как следствие, замедляет скорость доставки иммунных клеток к слизистым оболочкам горла и носа. Поскольку именно они зачастую являются «точками контакта» с бактериями и вирусами, шанс развития инфекции в этом случае увеличивается многократно.
Нагрузку на организм также создает разница температур – например, когда вы выходите жарким летним днем из охлажденной машины. В этот момент происходит выработка стрессовых гормонов, которые при длительном воздействии могут подавлять иммунитет.
Теперь рассмотрим, как не заболеть под кондиционером в различных транспортных средствах.
В автомобиле
Возьмем классическую ситуацию: на улице жарко, без кондиционера ехать нельзя, но заболеть при этом не хочется. В этом случае старайтесь придерживаться следующих правил:
- Хорошо проветрите салон перед поездкой. Это позволит не включать кондиционер сразу на полную мощность, а значит, изменение температуры будет не таким сильным и резким.
- Не направляйте холодный воздух в лицо и грудь. Отрегулируйте дефлектор таким образом, чтобы поток уходил в потолок. Горячий воздух будет подниматься, а холодный – опускаться, равномерно остужая салон.
- Снижайте температуру плавно. Если кондиционер в машине позволяет точно настраивать температуру, в первые несколько минут поездки задайте такие значения, чтобы внутри было немного холоднее, чем на улице – буквально на 3-5 градусов. А затем так же плавно в несколько этапов снизьте температуру до комфортной.
- Уменьшите интенсивность охлаждения незадолго перед выходом. Все то же самое, только в обратном порядке. Основная идея – как можно сильнее сгладить температурные перепады.
В самолете
Тут все несколько сложнее. Да, системы кондиционирования, которые устанавливаются в воздушных судах, позволяют менять интенсивность обдува для каждого конкретного места и даже полностью перекрывать дефлекторы. Однако делать последнее не стоит. Дело в том, что в салоне самолета очень низкая влажность, что вызывает сухость слизистых оболочек. В таком состоянии шанс подхватить инфекционное заболевание выше. Работающий кондиционер, напротив, позволяет поддерживать влажность на более комфортном для человека уровне.
Стоит также отметить, что помимо охлаждения салона, кондиционер в самолете выполняет и другую функцию – а именно удаляет из воздуха микробы. Система работает следующим образом: сначала воздух забирается из пространства вашего ряда, затем он проходит через специальные фильтры (которые «отсекают» до 99% микробов и пыли), после чего возвращается обратно. Цикл повторяется до 30 раз за один час. Так что выключать кондиционер не стоит – лучше накиньте на плечи толстовку или другую теплую одежду.
В поезде
К сожалению, здесь возможностей повлиять на работу кондиционера или хотя бы минимизировать эффект от контакта с холодным воздухом меньше всего. Система устроена таким образом, что охлаждение происходит централизовано – проводник не сможет отключить или отрегулировать ее для конкретного купе, только для всего вагона в целом. И при отсутствии массовых обращений от пассажиров делать он это, скорее всего, не будет.
Некоторые пассажиры закрывают отверстия, из которых идет холодный воздух, полотенцем, однако это можно рассматривать лишь в качестве полумеры. Реально работающих советов остается не так много. Во-первых, не пренебрегайте теплой одеждой. Во-вторых, не спите без одеяла – даже небольшой поток холодного воздуха, если он дует постоянно в течение многих часов, способен ослабить организм и сделать его уязвимым для вирусов и микробов.
Что делать, если симптомы простуды все же появились
Универсальная рекомендация: использовать средства местного действия, облегчающие симптомы (и ни в коем случае не лечиться антибиотиками без назначения врача).
Температуру помогут сбить жаропонижающие, чтобы избавиться от головной боли, используйте любое безрецептурное обезболивающее, а при воспалении слизистых горла отличным решением станут специализированные таблетки для рассасывания, леденцы или пастилки.
Бывают и средства, работающие по принципу «2 в 1»: они борются с болью в горле и одновременно способствуют устранению заложенности носа.
Есть также продукты от боли в горле с витамином С, который является хорошо изученным антиоксидантом. Как правило, такого местного лечения чаще всего бывает достаточно.
Успешных поездок без простуд!
Источник информации Pro-Vision Communications