ПЛАНИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ — одна из основных функций управления здравоохранением, заключающаяся в определении на заданный период времени оптимальных объемов материальных, финансовых и кадровых ресурсов, необходимых для осуществления комплекса взаимосвязанных социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и физического развития, повышение трудоспособности, увеличение продолжительности жизни и активного долголетия людей, предупреждение болезней и удовлетворение потребностей населения во всех вида^ лечебно-профилактической помощи. Планирование в СССР играет важнейшую роль в осуществлении организаторской функции социалистического государства и социально-экономической политики Коммунистической партии Советского Союза. Оно охватывает собственно разработку плана, организацию его осуществления и контроль за исполнением. Посредством планирования партия и социалистическое государство управляют процессами социально-экономического развития и общественного труда, обеспечивают прогрессивное и пропорциональное развитие различных отраслей народного хозяйства, социалистическое распределение материальных благ. Объективное и научно обоснованное планирование гарантирует обеспечение экономической мощи социалистического государства, достижение высшей цели партии — дальнейшего роста благосостояния советских людей. «План — это закон,— говорил с трибуны XXVI съезда КПСС тов. Л. И. Брежнев,— потому, что только его соблюдение обеспечивает слаженную работу народного хозяйства» (Л. И. Брежнев, Отчет Центрального Комитета КПСС XXVI съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. В кн. «Материалы XXVI съезда КПСС», М., 1981, с. 50).
План здравоохранения является составной частью общегосударственного плана экономического и социального развития СССР, представляющего собой научно обоснованную систему государственных мероприятий, координирующую развитие всех отраслей народного хозяйства в целях более полного удовлетворения материальных и культурных потребностей народа. Высокий уровень здоровья является важным условием социально-экономического развития общества. Поэтому план развития здравоохранения, определяющий проведение государственных мероприятий по улучшению состояния здоровья народа, связан с планом экономического и социального развития СССР, единством целей и задач.
В соответствии с общегосударственной классификацией отраслей народного хозяйства по отрасли «здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение» планируются показатели, связанные с деятельностью учреждений здравоохранения системы М3 СССР и других ведомств, домов-интернатов для престарелых и инвалидов системы министерств социального обеспечения, а также подведомственных многим министерствам и ведомствам домов отдыха, пансионатов, пионерских и альпинистских лагерей, физкультурных и спортивных учреждений (стадионов, катков, плавательных бассейнов, спортивных школ, спортивно-технических клубов и т. п.).
Содержание
- 1 История
- 2 Виды планов и структура планирующих органов
- 3 Методология и основные методы планирования здравоохранения в СССР.
- 4 Порядок работы над планом развития здравоохранения
- 5 Из дополнительных материалов
- 6 Программно-целевое планирование здравоохранения
История
Плановый характер деятельности и развития — определяющий принцип и отличительная особенность советского здравоохранения (см.). Уже в первые годы Советской власти, несмотря на тяжелейшие условия хозяйственной разрухи, гражданской войны и интервенции, предпринимались усилия для планомерного проведения санитарных и противоэпидемических мероприятий, увеличения численности мед. кадров, пропорционального развития сети мед. учреждений и распределения ограниченных ресурсов здравоохранения. В 20-х гг. советскими социал-гигиенистами и сан. статистиками были разработаны методы анализа состояния здоровья и изучения заболеваемости, посещаемости внебольничных учреждений и госпитализации населения. К 20—30-м гг. относятся первые попытки обоснования нормативов потребности в медпомощи.
Основоположники советской социальной гигиены и организации здравоохранения (см.) — Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев, М. Ф. Владимирский и др. рассматривали охрану здоровья населения как неотъемлемую функцию социалистического государства, считали, что здравоохранение должно развиваться пропорционально развитию народного хозяйства, росту экономической мощи страны.
Выступая на VI Всероссийском съезде здравотделов в 1927 г., 3. П. Соловьев указывал на необходимость разработки генеральных планов развития здравоохранения на 10 —15 лет, а также обоснования 5-летних планов здравоохранения в связи и в соответствии с темпами развития всего народного хозяйства. Пятилетний план развития здравоохранения, подготовленный Наркомздравом РСФСР в 1930 г. и одобренный VII Всероссийским съездом здравотделов, был составлен не с ведомственных позиций, а с учетом развития индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства как комплексная система мероприятий по охране здоровья рабочих и крестьян, в осуществлении которых должны были принимать участие различные ведомства. В плане были тесно увязаны лечебные и оздоровительные мероприятия. В соответствии с задачами, изложенными в постановлении ЦК ВКП(б) от 18 декабря 1929 г. «О медицинском обслуживании рабочих и крестьян», планом предусматривался дифференцированный подход к мед. обслуживанию различных групп населения в зависимости от их роли в социалистическом строительстве. Намечались мероприятия по возможно более полному удовлетворению стационарной и внебольничной помощью индустриальных рабочих основных промышленных районов. Для улучшения мед. обслуживания сельского населения планировались реорганизация и расширение сети мед. учреждений применительно к новым формам организации сельскохозяйственного производства, преимущественное обслуживание рабочих совхозов и колхозного крестьянства.
В последующие годы исследования в области П. з. были посвящены гл. обр. разработке методов определения потребностей населения в. различных видах медпомощи, мед. кадрах* обоснованию плановых показателей и количественных характеристик, позволяющих оценить эффективность деятельности учреждений здравоохранения, совершенствованию методов отраслевого планирования. В частности, в 60—70-х гг. предложены методы прогнозирования (см.) и перспективного планирования здравоохранения на основе использования системного подхода и современных экономико-математических методов принятия плановых и управленческих решений (см. Системный анализ, Управление здравоохранением).
Решающую роль, определившую плановое развитие здравоохранения страны на современном этапе, имели решения XXIII, XXIV, XXV и XXVI съездов Коммунистической партии Советского Союза, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР» (1960), «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развития медицинской науки в СССР» (1968), «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977), постановление ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма и задачах партийных и государственных органов» (1979) и постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» (1979).
Накопленный опыт П. з. в СССР, его научная методология, принципы и методы получили признание и распространение в других социалистических странах. Теоретические основы П. з. в странах социалистического содружества обобщены в документе «Основные направления и перспективы дальнейшего развития социалистического здравоохранения», одобренном на совещании министров здравоохранения социалистических стран (1976). Координирующую роль в области развития здравоохранения социалистических стран выполняет образованная при Совете экономической взаимопомощи Постоянная комиссия по здравоохранению (см. Совет экономической взаимопомощи).
Виды планов и структура планирующих органов
В докладе Генерального секретаря ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнева на XXIII съезде партии дана четкая классификация народнохозяйственных планов по длительности их действия. В связи с этим различают планы перспективные, к-рые, в свою очередь, делятся на долгосрочные (рассчитанные на 10—15 лет) и среднесрочные (пятилетние), а также текущие — годовые планы. Ведущее место в планировании экономического и социального развития СССР, в том числе в П. з.,‘занимают перспективные планы. Необходимость долгосрочного П. з. вытекает из возрастающей роли крупных мероприятий в области здравоохранения, подготовка и реализация которых занимают десятилетия. Долгосрочное П. з. возможно лишь на основе прогнозирования. Планирование и прогнозирование связаны между собой. При этом прогнозирование представляет собой познание объективных тенденций социально-экономического развития, а следовательно, является научно-аналитической предпосылкой планирования. На основе прогнозов становится возможным концентрировать материальные и трудовые ресурсы на тех направлениях, к-рые имеют решающее значение для снижения заболеваемости и смертности, улучшения состояния здоровья населения (см. Прогнозирование).
Планы подразделяются также на территориальные и отраслевые (ведомственные). К территориальным планам относятся государственные планы экономического и социального развития СССР, союзной республики, автономной республики, края, области, города, района; к отраслевым — планы развития отдельных отраслей народного хозяйства в целом, независимо от ведомственной и территориальной принадлежности объектов. Кроме того, в здравоохранении разрабатываются комплексные планы по отдельным проблемам (напр., планы оздоровительных мероприятий, борьбы с инфекционными болезнями и т. п.).
Планы здравоохранения обычно подразделяют на 4 основные группы: планы, входящие в состав общего государственного плана экономического и социального развития; планы, составляемые органами здравоохранения по установкам и системе показателей М3 СССР (см. Министерство здравоохранения); планы учреждений здравоохранения, составляемые по показателям и нормам директивных органов; планы деятельности органов и учреждений здравоохранения, разрабатываемые по усмотрению и инициативе их руководителей.
Планы, входящие в состав государственного плана, разрабатываются по директивам и единой системе показателей и контрольных цифр, устанавливаемых Советом Министров СССР. К этой группе относятся государственный план экономического и социального развития СССР и составляемый на его основе государственный бюджет. Планы, составляемые органами здравоохранения по установкам и системе показателей М3 СССР, являются по существу детализацией основных показателей государственного плана экономического и социального развития, проводимой в соответствии с разнообразным и специфическим характером задач, стоящих перед здравоохранением. В них находят отражение задания партии и правительства по развертыванию сети лечебно-профилактических учреждений, развитию здравоохранения в отдельных республиках, областях, городах, строительству и т. п. К этой же группе относятся планы, разрабатываемые министерствами, имеющими ведомственные мед. службы (министерства путей сообщения, гражданской авиации и др.)* Планы учреждений здравоохранения, составленные по показателям и нормам директивных органов, представляют собой смету и перечень основных показателей плана экономического и социального развития, а также показателей специализированных видов помощи. Планы деятельности учреждений и органов здравоохранения, разрабатываемые по усмотрению и инициативе их руководителей, служат целям оперативного руководства и касаются различных сторон деятельности конкретных учреждений. К этой группе относятся планы по различным вопросам деятельности врачей, среднего мед. персонала того пли иного учреждения, используемые руководителем для внутренних нужд.
Государственные планы развития здравоохранения всегда являются комплексными и представляют собой систему показателей, сгруппированных в несколько взаимосвязанных разделов: развитие сети учреждений здравоохранения; медицинские и фармацевтические кадры (потребность, подготовка, усовершенствование, специализация); показатели по труду (численность ра^ ботников, фонд заработной платы); капитальные вложения (строительство, оборудование учреждений); материально-техническое снабжение; финансовый план или бюджет. Все разделы комплексного плана развития здравоохранения тесно связаны друг с другом и не могут существовать изолированно ни в территориальных планах, ни в планах учреждений. Качество разработки плана зависит от того, насколько правильно связаны между собой все его перечисленные разделы. При этом разделы плана здравоохранения не только должны быть связаны между собой и с планами других министерств, но и входить как составная часть в соответствующие разделы государственного плана экономического и социального развития.
Планирование экономического и социального развития СССР осуществляется в рамках государственной системы планирования, к-рую образуют планирующие органы и подразделения, плановые документы и показатели плана, установленный порядок разработки, представления, утверждения и контроля за выполнением плановых заданий. Вся работа по планированию экономического и социального развития в СССР возглавляется Государственным плановым комитетом СССР (Госпланом СССР), в союзных республиках — Госпланами республик, в краях, областях, городах и районах — плановыми комиссиями при исполнительных комитетах соответствующих Советов народных депутатов. В отраслевых министерствах имеются ведомственные службы планирования, на к-рые возложена разработка планов по отрасли, представление их в вышестоящие ведомственные и плановые органы, руководство и контроль за их выполнением. В Министерстве здравоохранения СССР и ряде министерств здравоохранения союзных республик имеются планово-финансовые управления, в некоторых министерствах здравоохранения союзных республик, а также министерствах здравоохранения автономных республик, краевых, областных и крупных городских отделах (управлениях) здравоохранения — планово-финансовые отделы (секторы), в остальных органах здравоохранения — инспекторы по планированию.
Таким образом, каждому планирующему органу в системе Госплана соответствует структурное подразделение (либо должностное лицо) в системе здравоохранения. Функции планирующих органов этих двух систем (Госплана и Минздрава) несколько различаются: первые облечены правами контроля и информации о ходе выполнения планов соответствую-щехму органу управления (Совет Министров СССР и союзной республики, исполком Совета народных депутатов); вторые — выполняют по отношению к нижестоящим органам здравоохранения в основном методические функции, а также обеспечивают свод представляемых проектов планов, доводят утвержденные плановые задания до исполнителей, осуществляют ведомственный контроль за их исполнением.
Методология и основные методы планирования здравоохранения в СССР.
Развитие советского здравоохранения, как и других отраслей народного хозяйства СССР, определяется основным экономическим законом социализма, который предусматривает обеспечение благосостояния и всестороннего развития всех членов об-ва посредством наиболее полного удовлетворения их постоянно растущих материальных и культурных потребностей, непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе эффективного использования достижений научно-технического прогресса.
В области здравоохранения это выражается в широком осуществлении мер профилактики (см.), в наиболее полном обеспечении населения всеми видами леч.-проф, помощи и санитарно-противоэпидемического обслуживания.
Методология П. з. основывается на принципах планирования экономического и социального развития, разработанных В. И. Лениным и развитых в последующем в резолюциях и решениях съездов партии, пленумов ЦК КПСС, ряде директивных партийно-правительственных документов, а также в трудах советских экономистов и специалистов в области организации и управления различными отраслями народного хозяйства, в т. ч. и в области социальной гигиены и организации здравоохранения. К основополагающим принципам П. з. в СССР относятся партийность, научность, реальность, директивность, демократический централизм, непрерывность, связь территориального и отраслевого планирования. Партийность П. з. заключается в том, что планы развития здравоохранения в СССР являются конкретным воплощением задач, поставленных партией перед советским народом на определенном этапе коммунистического строительства, выражением основных направлений социальной и экономической политики КПСС. Научность предполагает, что для определения целевых установок плана и его показателей проводится глубокое изучение состояния и тенденций развития демографических процессов, здоровья населения, потребностей в осуществлении профилактических мероприятий и различных видов медпомощи на основе применения объективных, научно обоснованных аналитических методов. Реальность планирования обеспечивается глубоким знанием многообразных общественных потребностей и экономических возможностей народного хозяйства страны в целом и отрасли здравоохранения в частности, что определяет принципиальную выполнимость планов. Демократический централизм заключается в сочетании централизованного планового руководства с широкой инициативой и творческой активностью местных органов и трудящихся масс. Планы развития здравоохранения носят директивный характер и, следовательно, обязательны для всех исполнителей. Важными принципами П. з. являются непрерывность и связь территориального и отраслевого планирования. Первое обеспечивает преемственность в П. з., второе — взаимоувязку, органическую связь ведомственных планов с планами административных территорий на всех уровнях государственной иерархии. Территориально-отраслевое планирование в нашей стране успешно применяется на уровне союзных республик, краев, областей, экономико-географических районов. Оно заключается в разработке системы показателей и объемных измерителей плана на основании изучения заболеваемости, посещаемости и госпитализации- населения; определении соответствия темпов развития сети учреждений здравоохранения и расстановки мед. кадров темпам роста промышленного и сельскохозяйственного производства; научно обоснованном размещении объектов здравоохранения в зависимости от социальных, экономических и демографических факторов. При этом использование современных математических, экономико-географиче-ских, экономико-статистических, архитектурно-планировочных и других методов позволяет разрабатывать планы наиболее рационального размещения мед. учреждений, оптимизировать их мощность, структуру и деятельность, а также устанавливать очередность строительства медицинских и социально-бытовых учреждений при сооружении новых городов и рабочих поселков, вновь строящихся и развивающихся промышленных комплексов.
П. з. представляет собой непрерывный процесс, состоящий из углубленного анализа состояния здравоохранения, определения целей и задач его дальнейшего развития; установления на планируемый период оптимальных научно обоснованных нормативов потребности в развитии учреждений и подготовке кадров для лучшего удовлетворения потребностей населения в медпомощи; разработки плановых заданий; обсуждения и согласования проекта плана с заинтересованными организациями и ведомствами; утверждения его Верховным Советом СССР и уточнения в республиках, краях и областях, доведения плановых заданий до исполнителей; организации контроля в ходе выполнения плана.
При планировании здравоохранения применяются аналитический, сравнительный, нормативный и балансовый методы.
Аналитический метод используется для оценки состояния здравоохранения на момент составления плана, анализа выполнения планов предыдущих периодов и выявления факторов, существенно влияющих на выполнение плановых заданий. В процессе анализа определяется обеспеченность населения врачебным и средним медицинским персоналом, больничными койками. Исчисляются показатели, характеризующие объем оказанной медпомощи (показатель госпитализации населения в стационары, среднее число амбулаторно-поликлинических посещений на одного жителя в год), а также анализируется функция больничной койки (оборот койки) и врачебной должности (среднегодовое число посещений на одну врачебную должность в поликлиниках). Изучается состояние здоровья населения, материальные и финансовые возможности здравоохранения, проводится анализ соотношений отдельных показателей по здравоохранению с показателями развития всего народного хозяйства.
Сравнительный метод является составной частью аналитического. Им пользуются для оценки (сопоставления) уровня развития здравоохранения разных административных территорий в динамике, а также для установления причин неравномерности сложившихся уровней состояния здоровья населения и здравоохранения по планируемым территориям и определения темпов преодоления этой неравномерности.
Нормативный метод используется для определения объема различных видов медицинской помощи, количества материальных, финансовых и кадровых ресурсов, при достижении которых потребности населения в медицинских услугах будут полностью удовлетворены. Разработке нормативных показателей предшествует углубленное изучение сложившегося уровня заболеваемости населения по основным нозологическим формам с последующим составлением прогностической гипотезы, характеризующей уровень и структуру заболеваемости населения на определенный период времени. На основании данных прогноза определяются объем амбулаторно-поликлинической помощи городскому и сельскому населению, частота госпитализации и ряд других показателей, влияющих на величину нормативов. При этом учитываются нормы нагрузки врачебного и среднего медицинского персонала (прием больных за 1 час в поликлинике, количество больных на 1 врача в стационаре, отпуск физиотерапевтических процедур, производство лабораторных анализов, проведение рентгенофлюорографических обследований и т. п.). Установление нормативов создает возможности для более рационального распределения сети и кадров медицинского персонала.
В 1979 г. М3 СССР утверждены оптимальные среднесоюзные нормативные показатели из расчета на 10 ООО городских и сельских жителей: по стационарной помощи—136,0 больничных коек, по обеспеченности врачебными кадрами — 39,8, кадрами средних медработников — 136,0, кадрами фармацевтических работников — 9,1 (в т. ч. 4,21 с высшим и 4,89 со средним фармацевтическим образованием), по сан.-кур. помощи — 31,1 койки. По обеспеченности внебольничной помощью введены дифференцированные нормативы для городского и сельского населения: мощность амбулаторнополиклинических учреждений на 10 ООО жителей должна составлять 250 посещений в смену в городе и 160 — в сельской местности; число врачебных посещений, включая v помощь на дому, в среднем на 1 городского жителя в год 12,9, на 1 сельского жителя в год — 8,2.
Вместе с тем среднесоюзные нормативы носят лишь ориентировочный характер. При разработке перспективных и текущих планов развития здравоохранения в республиках, областях и районах они уточняются в зависимости от демографической ситуации в данном регионе (рождаемости и смертности, уровня и структуры заболеваемости, возрастно-полового состава, характера расселения и профессионального состава населения), а также климатогеографических условий, национальных обычаев и традиций.
Балансовый метод используется для установления пропорциональности между отдельными разделами плана здравоохранения, а также между потребностями здравоохранения и государственными ресурсами; он направлен на достижение «равновесия» прежде всего между планами развития здравоохранения и планами развития отраслей, наиболее тесно взаимодействующих с ним. Так, напр., расширение сети учреждений здравоохранения балансируется с планом капитальных вложений на их строительство или реконструкцию зданий, передаваемых органам здравоохранения, вводом в действие новых учреждений в объемах не ниже планируемого прироста сети, планами производства соответствующих материалов и оборудования. Устанавливается баланс между потребностью в медицинских кадрах и их подготовкой в учебных заведениях, запланированными мероприятиями по здравоохранению и объемом финансовых средств, предусматриваемых в бюджете на их выполнение. Это достигается путем совместной работы органов здравоохранения с органами системы Госплана СССР, Госстроя СССР, Госснаба СССР, Министерства высшего и среднего специального образования СССР, Министерства медицинской промышленности, ВЦСПС и другими министерствами и ведомствами. В планах экономического и социального развития балансовое сочетание и пропорциональность развития отраслей обеспечивают органы Госплана СССР. В то жз время при разработке плана по здравоохранению все вопросы, касающиеся развития сети учреждений здравоохранения и оздоровительных учреждений, потребности в медицинских и фармацевтических кадрах все министерства и ведомства согласовывают с М3 СССР как головной организацией. Постоянное увеличение количества материальных и трудовых ресурсов здравоохранения, усложнение организационных форм профилактического обслуживания и медпомощи, внедрение достижений мед. науки, научно-технический и социальный прогресс резко увеличивают число различных вариантов развития здравоохранения, усложняют выбор наиболее эффективных из них. Оптимизации П. з. во многом способствует широкое применение моделирования (см.), современных экономико-математических методов, электронной вычислительной техники. Для этих целей создается автоматизированная система управления здравоохранением — ОАСУ «Здравоохранение», представляющая собой комплекс различных функциональных блоков и систем разного уровня управления: союзного, республиканского, областного, городского, а также отдельных учреждений (больниц, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений). Внедрение этой системы осуществляется Главным вычислительным центром М3 СССР, а в союзных республиках — республиканскими вычислительными центрами. Одним из функциональных блоков ОАСУ «Здравоохранение» является подсистема «Планово-финансовая деятельность», основной целью которой является разработка и внедрение в практику планирования здравоохранения экономико-математических методов на основе применения электронно-вычислительных машин (см. Электронная вычислительная машина). На первом этапе подсистема «Планово-финансовая деятельность» обеспечивает сбор, обработку и выдачу с помощью ЭВМ систематизированной информации, необходимой для разработки плановых и финансовых показателей, характеризующих уровень развития здравоохранения (обеспеченность населения больничными койками и медицинскими кадрами, уровень госпитализации, объем амбулаторнополиклинической помощи и др.), качество и эффективность использования материальных и кадровых ресурсов здравоохранения (деятельность учреждений различного типа, врачей разных специальностей и др.). Дальнейшая разработка подсистемы «Планово-финансовая деятельность» (II этап) предполагает расширение круга и характера решаемых задач, разработку плановых моделей, применение методов многофакторного анализа для оценки степени влияния демографических, социально-экономических, климатогеографических и других факторов на размеры потребности здравоохранения в ресурсах.
Порядок работы над планом развития здравоохранения
Основные направления и содержание планов развития здравоохранения определяются: программными документами КПСС и Советского правительства, решениями партийных и советских органов, указаниями вышестоящих органов здравоохранения; программами важнейших научно-технических и социально-экономических сдвигов в экономическом и социальном развитии СССР; демографическими процессами и их прогнозами, а также прогнозами заболеваемости населения по основным нозологическим формам; достижениями медицинской и смежных отраслей науки; анализом динамики развития здравоохранения за 10—15 лет, предшествующих разработке плана.
Содержание планов органов и учреждений здравоохранения, а также задачи, выполняемые ими в области П. з., различны. Особенно многообразны функции М3 СССР. Оно нэпосредственно разрабатывает основные направления и показатели перспективного планирования развития здравоохранения (сети учреждений здравоохранения, подготовки и усовершенствования медицинских и фармацевтических кадров, развития мед. науки) и представляет их в Совет Министров СССР и Госплан СССР, а также в
Государственный Комитет СССР но науке и технике (по развитию мед. науки) и в Министерство высшего и среднего специального образования СССР (по подготовке мед. кадров); по согласованию с Госпланом СССР и Советами Министров союзных республик определяет потребность в медицинских и фармацевтических кадрах (см. Медицинские кадры) и осуществляет распределение молодых специалистов между союзными республиками, министерствами и ведомствами; разрабатывает и утверждает нормативы медпомощи населению, штатные нормативы медицинского, фармацевтического, инженерно-технического, педагогического персонала учреждений здравоохранения и ( по согласованию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР) типовые табели оснащения учреждений здравоохранения инвентарем и мед. оборудованием; определяет потребность страны в медикаментах и мед. приборах, аппаратах и других изделиях медицинского назначения и осуществляет распределение их между союзными республиками, министерствами и ведомствами СССР; осуществляет координацию и перспективное планирование научных исследований в области медицины.
Содержание планов развития здравоохранения союзных и автономных республик, краев, областей, с одной стороны, соответствует общим целевым установкам М3 СССР на планируемый период, а с другой— зависит от ряда факторов (экономи-ко-географические, демографиче ские, социально-гигиенические, заболеваемость и др.), имеющих существенное значение для данной территории.
При разработке планов отдельных учреждений, определяя мощность, структуру и специализацию объекта, руководствуются дифференцированными нормативами потребности в медицинской помощи с учетом вышеуказанных факторов. Составляемые корректировки перспективного плана должны оцениваться с точки зрения медицинской, социальной и в какой-то мере экономической эффективности. Так, текущий план развития отдельной многопрофильной или специализированной больницы строится на основе углубленного анализа соответствия потребности обслуживаемого населения имеющимся финансовым, материальным и трудовым ресурсам, а также фактического использования коечного фонда. Планирование мед. кадров больницы осуществляется в соответствии с утвержденными М3 СССР номенклатурой должностей и штатными нормативами.
Основными элементами плана поликлиники являются объем и структура врачебных посещений (включая помощь на дому). При составлении плана руководствуются дифференцированными нормативами потребности, рекомендованными для данной административной территории. При этом учитываются особенности возрастно-полового состава населения и его занятости в производстве, планировки и застройки населенных пунктов, уровня и структуры заболеваемости и др. Исчисляемый объем планируемых посещений зависит также от численности врачей в целом и по специальностям, графика их работы и средних норм нагрузки (число больных на 1 врача в течение часа работы). План врачебных должностей, определяемый таким образом, для конкретной поликлиники зависит не только от потребностей, но и возможностей их укомплектования.
В основе плана медико-санитарной части, состоящей из стационара, поликлиники, здравпунктов, санаториев-профилакториев и других подразделений лежит максимальное удовлетворение потребностей обслуживаемых контингентов, работающих на данном промышленном объекте или группе предприятий. Особое место среди мер по охране здоровья на промышленном предприятии занимает организация контроля за выполнением комплексного плана, который в основном осуществляют медсанчасть и санэпидстанция по линии предупредительного и текущего санитарного надзора (см.).
В плане санитарно-эпидемиологической станции большое значение имеют мероприятия по осуществлению предупредительного и текущего государственного санитарного надзора, а также предупреждению эпидемических инфекционных заболеваний. В связи с этим на основании штатных нормативов, утвержденных Министерством здравоохранения СССР, планируются штаты врачебного, среднего медицинского и обслуживающего персонала с учетом конкретных контингентов работающих на промышленных предприятиях, детей и подростков, а также планируемого объема лабораторных исследований. Особое место занимает в плане СЭС определение объема иммунизации населения, что является основой для исчисления ассигнований на приобретение бактериальных препаратов, а также осуществления ориентировочных расчетов средств по эпидемическому фонду. План СЭС в отличие от планов других учреждений здравоохранения должен быть комплексным и скоординированным с многочисленными ведомствами, организациями и предприятиями.
Работа над перспективным и годовым планом начинается с проведения анализа обеспеченности населения медицинской помощью, состояния материально-технической базы здравоохранения, демографических данных, заболеваемости и др. в течение ряда лет, на основе существующей статистической отчетности (форма 90-обл; 1РИК и др.). С учетом данных анализа и исходя из главных задач, стоящих перед отраслью, разрабатываются основные направления развития здравоохранения на планируемый период.
После рассмотрения проекта основных направлений развития здравоохранения Правительством утверждаются директивы к плану, в соответствии с которыми в пределах контрольных цифр, установленных органами Госплана, разрабатываются проекты плана.
Составление проектов плана здравоохранения на основе полученных директив и установок начинается с районного звена. Главный врач района (заведующий райздравотделом) на основе полученных проектов планов от подведомственных учреждений составляет проект плана развития здравоохранения района и направляет его в районный плановый отдел, районный исполнительный комитет Совета народных депутатов и областной отдел здравоохранения.
Районный плановый отдел представляет в районный исполнительный комитет сводный план развития местного хозяйства и культурного развития района. Он рассматривается районным исполнительным комитетом и после утверждения направляется в вышестоящие административные и плановые органы. В таком же порядке разрабатываются, рассматриваются и представляются планы соответствующими вышестоящими областными и республиканскими органами. В заключительной стадии Госплан СССР на основе планов, полученных от советов министров союзных республик, министерств и ведомств СССР и после их уточнения представляет в Совет Министров СССР сводный проект плана экономического и социального развития страны по всем отраслям народного хозяйства. Совет Министров СССР после одобрения вносит его на утверждение Верховного Совета СССР. План, утвержденный Верховным Советом СССР, становится законом, обязательным для исполнения всеми ведомствами и организациями, и направляется последовательно в нижестоящие звенья для уточнения и исполнения.
На каждом последующем этапе утверждения конкретных плановых заданий на сессиях Верховного Совета союзных республик, областных (краевых), городских (районных) Советов народных депутатов в показатели плана здравоохранения могут вноситься коррективы только в сторону увеличения плановых заданий, если эти административные органы располагают материальными и финансовыми возможностями, обеспечивающими выполнение дополнительных заданий.
После доведения конкретных плановых заданий до исполнителя организуется контроль за ходом их выполнения. Система контроля за выполнением плана включает: анализ государственной статистической отчетности (см. Отчетность медицинская), периодической учетной документации (см. Документация медицинская), контроль и проверки на местах, рассмотрение хода выполнения плановых заданий на коллегиях министерств или медицинских советах соответствующих органов здравоохранения.
См. также Законодательство о здравоохранении, Здравоохранение, Коммунистическая партия Советского Союза.
Из дополнительных материалов
Показатели плана здравоохранения. Перспективные и текущие, территориальные и отраслевые планы развития здравоохранения разрабатываются на основе единых планово-экономических показателей и включают как количественные, так и качественные задания. В условиях социалистического государства они имеют народнохозяйственное и отраслевое значение.
Показатели плана здравоохранения характеризуют основные стороны его развития. Они являются комплексными, обеспечивают сопоставимость и сводимость плана, отражают количественный рост объема медпомощи и повышение ее качества.
Показатели развития здравоохранения бывают утверждаемыми и расчетными. Первые утверждаются Советом Министров СССР (республики), носят директивный характер и входят в установленные формы планов развития здравоохранения на всех административно-территориальных уровнях. Число утверждаемых показателей развития здравоохранения, включаемых в государственный план экономического и социального развития СССР, как правило, ограничено — это количество больничных коек (всего), ввод в действие б-ц и поликлиник, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений, численность работников, занятых в здравоохранении, фонд заработной платы, приемы и выпуски высших и средних медицинских и фармацевтических учебных заведений. Детализация показателей планов развития здравоохранения проводится сверху вниз. Так, в союзных республиках число утверждаемых показателей плана может быть большим по сравнению с общесоюзным планом. В области, городе, районе детализация еще больше. Однако независимо от степени детализации показателей на любом уровне сущность их не меняется, что обеспечивается единством методологической основы их построения. Это создает стройную систему показателей плана. Все они — от районного уровня до союзного — имеют одинаковое содержание и могут быть сведены в единый государственный план. Кроме утверждаемых при разработке планов формируются неут-верждаемые (расчетные) показатели. Они характеризуют развитие отдельных направлений данной отрасли, темпы роста сети больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений, обеспеченность населения этими и другими учреждениями здравоохранения. Использование расчетных показателей для аналитических целей дает возможность выбирать оптимальный вариант решения для планируемого периода.
К расчетным показателям в плане здравоохранения относятся: число
коек для психически больных и больных туберкулезом; число коек в городах, сельской местности (исключая койки для психически больных); число коек в санаториях на день максимального развертывания (всего), в т. ч. круглогодовых; из них число коек в бюджетных санаториях, в т. ч. в санаториях для больных туберкулезом; число врачебных должностей (включая должности зубных врачей) — всего; количество аптек (см. Аптека)— всего, в т. ч. в сельской местности.
В отличие от утверждаемых показателей номенклатура расчетных показателей расширяется в зависимости от задач, решаемых в плановом периоде. Все показатели плана развития сети учреждений здравоохранения устанавливаются на конец планируемого периода за исключением показателей развития сети санаториев, к-рые определяются на день их максимального развертывания.
В наст, время планирование и финансирование сети сан.-кур. учреждений осуществляются по трем каналам: 1) система М3 СССР (бюджетные детские санатории всех профилей и санатории для больных туберкулезом); 2) управление курортами ВЦСПС и республиканские советы профсоюзов, к-рые планируют и развивают сеть санаториев (см.), содержащихся на условиях хозрасчета с полной или частичной оплатой стоимости путевок местными профсоюзными организациями; 3) администрация и профсоюзные организации промышленных предприятий и объединений, к-рые развивают сеть санаториев-профилакториев (см. Санаторий-профилакторий) в соответствии с плана-ми социального и экономического развития трудовых коллективов.
Основными показателями плана развития сети учреждений здравоохранения являются: больничная
койка (см. Больница) — для стационарной сети; число посещений в смену — для амбулаторно-поликлинических учреждений; количество вызовов в год — для станций скорой медицинской помощи (см. Скорая медицинская помощь); численность обслуживаемого населения и объектов санитарного надзора — для санитарно-эпидемиологических станций (см.); численность обслуживаемых контингентов населения — для доврачебных леч.-проф. учреждений (см. Здравпункт, Фельдшерско-акушерский пункт); объем рецептуры и товарооборота — для аптек и т. д.
Наряду с названными показателями при разработке плана развития здравоохранения проводится ряд расчетов, дающих представление об обеспеченности населения медицинской и лекарственной помощью, отдельными учреждениями здравоохранения, мед. кадрами, использовании коечного фонда и др. При планировании стационарной помощи такими показателями являются: процент госпитализации (см.) населения; число дней использования больничных коек в году; средняя длительность пребывания больного в стационаре (в днях); оборот койки и ряд других показателей. При сложившейся структуре больничной сети и обеспеченности населения больничными койками в наст, время за оптимальный расчетный объем стационарной помощи принято считать 243 случая госпитализации на 1000 населения; средняя длительность пребывания больного в стационаре для городских б-ц равна 15,4 дня при средней занятости койки в году 340 дней, в сельских б-цах соответственно 14,5 и 310 дней; в б-цах для хронически больных — 90 и 340 дней; в психоневрол. учреждениях — 75 и 350 дней. Эти показатели нестабильны и могут изменяться в зависимости от характера, качества и форм организации медпомощи. Основными показателями для планирования амбулаторно-поликлинической помощи являются: уровень и структура так называемой исчерпанной заболеваемости, включающей в себя первичную обращаемость населения в связи с заболеванием (заболеваемость по обращаемости на 1000 населения) и дополнительно выявленную заболеваемость на профосмотрах; среднее необходимое число посещений в год на одного жителя (включая лечебноконсультативные, диспансерные и профилактические посещения врачей в поликлиниках и при обслуживании на дому); плановая (расчетная) функция врачебной должности по специальностям и фактическая нагрузка врачей. Оптимальная потребность и обеспеченность медицинскими кадрами (см.) — врачами и средним медперсоналом рассчитываются в целом и по каждой специальности на 10 тыс. населения.
Уровень заболеваемости по обращаемости на 1000 жит. в год (см. За-
болеваемостъ) в среднем по стране составляет 1000—1100 случаев, а по отдельным территориям достигает до 1300—1400 и более случаев, что обусловлено различиями социально-экономического , демографического, климатогеографического и мед. характера.
Средний расчетный показатель 12,5 врачебных посещений на одного жителя в год (городского и сельского вместе взятых), принятый в перспективном плане на период до 1990 г., отражает значительно возросшие возможности советского здравоохранения по обеспечению потребности населения не только в лечебной, консультативно-диагностической помощи, но и большего объема профилактических посещений в связи с поэтапным переходом к диспансеризации всего населения (см. Профилактика первичная).
Расчетные нормы нагрузки врачей амбулаторно-поликлинических учреждений (функция врачебной должности) устанавливаются руководителями учреждений здравоохранения по согласованию с профсоюзной организацией и могут составлять различные величины в зависимости от конкретной организации труда (см. Научная организация труда), продолжительности трудового года, объема нагрузки в час и других факторов.
Основой развития здравоохранения в целом является план оптимизации сети учреждений, к-рый предопределяет уровень, темпы и пропорции развития не только его материально-технической базы, но и объем, качество и эффективность деятельности всей системы здравоохранения.
Планирование сети учреждений здравоохранения. Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981 —1985 гг. и на период до 1990 г., принятыми XXVI съездом КПСС, предусмотрено дальнейшее повышение уровня управления и научного планирования. В связи с этим особую актуальность приобретает прогнозирование развития системы учреждений отраслей непроизводственной сферы, в т. ч. сети учреждений здравоохранения. Развитие отраслей непроизводственной сферы должно ориентироваться на долговременные цели социального развития общества, а размещение сети ее учреждений должно базироваться на долгосрочной научно обоснованной концепции развития системы населенных мест — Генеральной схеме расселения, увязанной с Генеральной схемой развития и размещения производительных сил страны, а также с региональными схемами расселения на территориях союзных республик.
На развитие и совершенствование сети учреждений здравоохранения огромное влияние оказывают научно-технический прогресс, дифференциация и интеграция медицинской науки и практики здравоохранения, процесс урбанизации, концентрации промышленно-производственного потенциала, его территориальное размещение, близость крупных городов к сельским населенным пунктам, развитие транспортных средств и связи, состав и воспроизводство населения, процессы миграции (включая маятниковую), характер расселения жителей — плотность, людность (см. Демография, Население), уровень и структура заболеваемости, ее географическая распространенность (см. Географическая патология), состояние окружающей среды (см.) и др.
В «Методических указаниях по разработке научно обоснованных схем перспективного развития и размещения сети лечебно-профилактических и аптечных учреждений» (М3 СССР, 1983 г.) указывается на необходимость применения принципиально нового системного подхода к планированию перспективной сети учреждений, направленного на рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также экономию бюджета свободного времени населения.
В основу такого планирования должен быть положен дифференцированный нормативно-целевой метод формирования единой функционально-организационной структуры сети учреждений здравоохранения для каждой конкретной республики, края, области, района, города с учетом комплекса не только действующих, но и перспективных факторов медико-организационного , градостроительного, экономико-географического и социального плана. Под сетью в данном случае понимают совокупность организационно и функционально связанных и дополняющих друг друга учреждений, размещенных на конкретной территории и обеспечивающих единство структурно-функционального взаимодействия в решении общих целей и задач системы здравоохранения. При этом каждое учреждение здравоохранения занимает в общей системе определенное место, обладает ресурсахМи для предоставления населению соответствующих видов медико-санитарной помощи в достаточном объеме и необходимого качества с учетом особенностей обслуживаемого контингента и др. Такова оптимальная целевая функция сети учреждений здравоохранения, к-рая является основой территориально-отраслевого планирования здравоохранения.
Методика планирования и расчета сети учреждений здравоохранения. Развитие сети учреждений здравоохранения осуществляется в соответствии с основными н а и р а в л е н и я м и социального и экономического развития СССР, принятыми съездами КПСС и «Методическими указаниями к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР», утвержденными Госпланом СССР, в к-рых предусматривается решение важнейших задач данного планового периода. В соответствии с ними М3 СССР разрабатывает основные установки для составления перспективных и пятилетних планов развития здравоохранения. Постоянный рост сети, ее модернизация и совершенствование деятельности в условиях научно-технического прогресса обеспечивают увеличение объема и улучшение качества медпомощи. Контроль за выполнением показателей плана осуществляют органы здравоохранения и плановые органы.
Планирование сети учреждений здравоохранения на республиканском, областном (краевом), городском и районном уровнях начинается с анализа обеспечения населения медпомощью и тенденции в уровнях заболеваемости и демографических процессах; определяется оптимальная потребность населения в амбулаторно-поликлинической, стационарной и других видах медпомощи. Намечаются цели и задачи развития сети учреждений на плановый период с учетом исходного уровня и прогноза заболеваемости и демографических пока зателей.
Для получения оптимальных вариантов плана размещения учреждений здравоохранения, определения их мощности и структуры используют методы исследования операций (см.)—линейного программирования, статистических испытаний, теории массового обслуживания, управления запасами и др., а также метод поэтапного планирования специализированных видов медпомощи всему населению административной территории, основанный на применении системного нормативно-целевого подхода. Этот метод разработан во ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им.
Н. А. Семашко. Он сочетает медико-организационные и градостроительные принципы построения сети учреждений здравоохранения. Применение его позволяет определять структуру и функциональное назначение каждого учреждения на различных этапах организации медпомощи, выявить возможности организации самостоятельных полноценных отделений в стационарах и врачебных приемов в поликлиниках. При этом прин ципиа лыю важным является он ределение минимально допустимых размеров отделений, позволяющих оказывать специализированную медпомощь.
При разработке плана перспективного развития сети леч.-проф. учреждений министерства здравоохранения СССР и союзных республик руководствуются следующими основными принципами: 1) формирование сети учреждений здравоохранения должно проводиться с учетом перспективных систем расселения и единой сети центров общественного обслуживания; 2) обеспечение функционального единства сети учреждений для городского и сельского населения на основе единых перспективных нормативов потребности в медпомощи и дифференциацией их на различных этапах организации медпомощи населению, при этом поэтапность организации специализированных видов амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, а также взаимосвязь, функциональное содержание, структура и мощность леч.-проф. учреждений определяются конкретными условиями расселения населения; 3) последовательность оказания медпомощи обусловливается характером и сложностью заболевания, методами обследования и лечения, а степень специализации и интеграции медпомощи — рациональными формами ее организации; 4) приближение специализированных видов медпомощи (см. Специализированная медицинская, помощь) и повышение уровня удовлетворения потребности населения во всех ее видах на основе мед. районирования и зонирования территории.
Создание специализированных отделений в стационарах и кабинетов для приемов в поликлиниках зависит от наличия необходимой численности населения или контингента больных. При недостаточности населения или контингента больных для создания самостоятельных (полноценных) специализированных подразделений оптимальной мощности могут применяться различные варианты решений; 1) планирование данного вида специализированной помощи на вышестоящем (по иерархии) уровне организации медпомощи; 2) в особых случаях, когда специфика местных условий не позволяет организовать данный вид медпомощи на вышестоящем уровне (большая транспортная протяженность, географическая труднодос-тупность), можно допустить формирование единых узкоспециализированных отделений для обслуживания детского и взрослого населения, а также единых подразделений для жителей города и приезжего населения; 3) объединение функционально близких специальностей и профилей коек в самостоятельные отделения планируемой мощности.
Структура б-ц должна предусматривать целесообразное сочетание в каждом конкретном учреждении различных профилей отделений, исключающих необоснованное дублирование небольших по мощности отделений стационаров в пределах небольшой территории района или города.
Существующая сеть леч.-проф. учреждений должна являться составной частью перспективной сети после проведения необходимой реконструкции, модернизации и исключения непригодных для дальнейшей эксплуатации зданий.
При формировании перспективной сети леч.-проф. учреждений используются общие (по СССР) и дифференцированные нормативы потребности населения в амбулаторно-поликли-нической и стационарной помощи, рекомендованные в 1980 г. М3 СССР, а также скорректированные на их основе мин-вами здравоохранения союзных республик норхмативы для отдельных административных территорий. Для примера приведены табл. 1 и 2.
Приступая к формированию сети леч.-проф. учреждений, необходимо провести подготовительную работу.
1. Получить материалы о перспективной системе расселения на конкретной территории (области, края, республики), к-рые представлены в схемах и проектах районной планировки в разделе «Расселение и система общественного обслуживания», где содержится информация о значении и функции общественных центров, зонах их влияния и численности обслуживаемого населения. Аналогичная информация для городов содержится в проектах генеральных планов городов, разделе «Архитектурно-планировочная структура города». 2. Скорректировать применительно к местным условиям дифференцированные нормативы потребности населения в общепрофильных, специализированных и узкоспециализированных видах амбулаторнополиклинической и стационарной помощи, рекомендуемые министерствами здравоохранения СССР и союзной республики. 3. Определить минимально допустимый размер функциональной леч. единицы (отделение, врачебный прием) по всем специализированным видам помощи с учетом поэтапности в организации медицинского обслуживания населения данной территории. Для территорий, где преобладают промышленное производство, высокая плотность населения и большой удельный вес городского населения, рекомендуемая мощность отделения не должна быть меньше 60 коек. Только при особых условиях расселения, большом радиусе обслуживания отделение может быть минимальной мощности на 30— 40 коек. В системах расселения с высокой плотностью, где количество жителей, а следовательно, и контингент больных достаточен для организации раздельных самостоятельных отделений для взрослого и детского населения, рекомендуется при расчетах перспектив развития сети стационарных и амбулаторно-поликли-нических учреждений пользоваться дифференцированными (для взрослых и детей) нормативами потребности в медпомощи. 4. Установить минимально допустимую мощность самостоятельно функционирующих различных типов мед. учреждений (сельская участковая б-ца, центральная районная б-ца, городская б-ца, детская б-ца, родильный дом, специализированная б-ца, диспансер и и др.).
При формировании сети стационарных учреждений на перспективу рекомендуется следующая последовательность расчетов: 1) устанавливается минимальная численность населения, необходимая для организации самостоятельного отделения планируемой мощности по данному профилю коек; 2) определяется планируемое число коек в центрах различных систем расселения. Расчет проводится по каждому профилю коек поэтапно от нижестоящей системы расселения к высшей.
Общее число коек в центрах систем расселения первого уровня (центральные усадьбы совхозов, колхозов и др.) определяется суммированием коек тех профилей, развертывание к-рых на этом этапе медпомощи целесообразно с организационных и медицинских позиций.
В центрах второго уровня (районные и межрайонные системы расселения) также вначале определяется число коек по каждому профилю, к-рые следует развернуть для обслуживания населения центра и всей зоны его влияния, а затем из полученного числа коек по каждому профилю вычитается соответствующее число коек, запланированных на первом этапе организации стационарной помощи. Остается число коек, к-рые следует развернуть в центре данной системы расселения (второго этапа медпомощи).
Для центров третьего уровня (межрайонные, зональные системы расселения) расчеты ведутся аналогично: сначала определяется число коек по каждому профилю, к-рые могут быть развернуты для жителей центра и всей зоны его влияния (периферии). Из полученного числа коек по каждому профилю вычитается сумма соответствующих коек, запланированных к размещению в центрах второго и первого уровней. Подобным образом проводится расчет до тех пор, пока не будет определена мощность и общая функциональная структура стационарных учреждений центров всех систем расселения на этапах организации медпомощи.
Т. о., каждый центр системы расселения будет характеризоваться определенным количеством функциональных леч. единиц (отделений), их мощностью и расчетным суммарным нормативохм потребности в койках, полученным в результате последовательного сложения дифференцированных нормативов потребности по тем профилям коек, к-рые могут быть представлены в том или ином центре системы расселения в виде самостоятельного отделения. Суммарный норматив потребности отражает зависимость норматива потребности от численности населения в центре системы расселения и зоне его влияния. Аналогичным путем идет расчет мощности и структуры сети амбулаторно-поликлинических учреждений.
В результате проведения подобного рода расчетов на всех этапах организации медпомощи каждое амбулаторно-поликлиническое и стационарное учреждение получает строго заданное количество специализированных кабинетов и отделений с зонами их влияния.
Используя метод поэтапного планирования территориального размещения леч.-проф. учреждений, создается оптимальная модель развития сети амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений в условиях перспективных систем расселения на конкретной территории; модель сопоставляется с существующей сетью с целью определения возможности приведения ее в соответствие с перспективным планом. Такое сопоставление позволяет определить плановый объем нового строительства, а также реконструкции и модернизации функционирующих учреждений с дифференциацией объемных показателей по специализированным видам помощи, типам учреждений и этапам организации медпохмощи и наметить план поэтапной реализации этой задачи в оптимальном варианте. При проведении этой работы обязательно должны учитываться данные заболеваемости населения и наличие коечного фонда.
Научно обоснованное планирование обеспечения медицинскими кадрами составляет важный этап планирования развития здравоохранения. Медицинские кадры (см.) — трудовые ресурсы здравоохранения, обеспечивают выполнение заданий и мероприятий в области охраны и улучшения здоровья населения. Расчеты потребности в кадрах ведутся обычно на период 10—15 и более лет, в годовых планах уточняются и конкретизируются задания перспективных планов.
Потребность в мед. кадрах вытекает из целевых задач здравоохранения на определенном историческом этапе его развития. Основные задачи, определяющие кадровую политику в здравоохранении на наст. врвхМя и последующий период, определены постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977) и «О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения» (1982).
Общая потребность в специалистах с высшим и средним мед. об-разованиехМ представляет величину, необходимую для выполнения предусматриваемого в плане развития здравоохранения объема леч. и профилактической помощи, а также для обеспечения ряда других разделов работы, где используется труд специалистов с высшим и средним мед. образованием. Исходя из общей потребности в специалистах, определяются нормативы потребности, т. е. усредненные количественные показатели, измеряемые числом специалистов на 10 ООО жит. Они делятся на оптимальные и ограниченные: оптимальные — уровень обеспеченности врачами для полного удовлетворения потребности в них; ограниченные — уровень обеспеченности в заданном плановом периоде с учетом имеющихся реальных возможностей. Ограниченные нормативы называют также промежуточными, т. к. они являются этапом на пути достижения оптимальных нормативов.
Среднесоюзные нормативы потребности в мед. кадрах дифференцируются по союзным республикам как по общему количеству, так и по отдельным специальностям с учетом различий, обусловленных влиянием ряда факторов социально-гигиенического, демографического и экономического характера. По отдельным областям (краям), столицам союзных республик и крупным промышленным центрам нормативы обеспеченности могут быть выше, чем в среднем по республике. Это связано с сосредоточением в них медвузов, НИИ и клин, больниц союзного, республиканского (областного, краевого) значения, санаториев союзного и местного значения. В других областях (краях, городах), не имеющих таких учреждений, обеспеченность врачами может быть ниже среднереспубликанского уровня.
Для планирования подготовки мед. кадров необходимо определить:
1) общую потребность во врачах;
2) дополнительную потребность во врачах; 3) количество студентов, принимаемых в мед. институты (факультеты) на врачебные специальности.
Общая потребность во врачах и специалистах со средним мед. образованием на планируемый период определяется путем умножения оптимального планового норматива потребности в специалистах на прогнозируемую (на конец планового периода) численность населения и исчисляется по следующей формуле: д Nm.Pm m — io где Am — общая потребность в специалистах; N — плановый норматив потребности в специалистах (на 10 тыс. жит.); D — численность населения (в тыс.), m — последний год планового периода.
Под дополнительной потребностью понимают то количество специалистов, к-рое необходимо в плановом периоде подготовить в учебных заведениях, чтобы обеспечить достижение заданной величины общей потребности в этих специалистах. Она складывается из двух величин: необходимого прироста численности специалистов для повышения уровня обеспеченности населения кадрами в соответствии с нормативами и числа специалистов, требующихся для возмещения их убыли.
Величина дополнительной потребности на прирост численности специалистов измеряется разностью между общей потребностью в них на конец планируемого периода (Ат) и их наличием в базисном году (Ап).
При планировании подготовки врачебных кадров базисным годом считается год, на к-рый численность врачей предопределена предстоящими выпусками молодых специалистов, принятых в медвузы в предшествующие годы, т. е. базисный год опережает отчетный год на число лет, равное продолжительности обучения в вузе (5—6 лет).
Дополнительная потребность на прирост численности врачей зависит: от размеров прироста численности населения и планируемого развития сети учреждений здравоохранения; степени отставания уже достигнутого уровня обеспеченности от оптимального планового норматива.
Величина дополнительной потребности в специалистах для возмещения их убыли измеряется на ближайшую перспективу по сложившемуся за 2—3 предыдущих года среднему проценту убыли, а на отдаленную перспективу определяется методом статистических передвижек возрастных групп врачебных кадров.
В среднем по СССР за 1975—1980 гг. среднегодовая убыль врачей составила примерно 1,6%, по специалистам со средним мед. образованием — 2,7%.
Методика расчета убыли специалистов состоит из нескольких этапов: 1) по данным последнего официального отчета ЦСУ СССР о численности специалистов, занятых в народном хозяйстве, врачи распределяются по возрастно-половым группам с интервалом в 5 лет; 2) определяется количество лет, к-рое предстоит проработать специалистам каждой возрастной группы отдельно для мужчин и женщин до достижения пенсионного возраста; 3) рассчитываются годы выхода на пенсию лиц каждой возрастной группы отдельно для мужчин и женщин; 4) определяется абсолютный размер предстоящей убыли врачей по пятилетним периодам и в среднем за 1 год.
Размер предполагаемой убыли врачей рассчитывается в абсолютных величинах. Процент убыли определяется как производная величина от деления абсолютного размера среднегодовой убыли на ожидаемое наличие врачей на конец соответствующего года.
Сумма дополнительной потребности на прирост численности врачей и возмещение их убыли определяет количество врачей, к-рое должно быть подготовлено в планируемом периоде в учебных заведениях, она равна суммарному выпуску молодых врачей за эти годы. Прием студентов в мед. институты (факультеты) определяется по уровню среднегодового выпуска, увеличенного на процент отсева учащихся за период обучения в учебном заведении. При планировании в среднем по СССР отсев за весь срок обучения в ин-тах принимается на уровне 10%, а в мед. училищах — 5%.
При планировании численности по отдельным учреждениям потребность в специалистах определяется по штатным нормативам медперсонала этих учреждений, утверждаемых М3 СССР. При этом рассчитывается количество должностей, предусмотренных штатными нормативами, и определяется необходимая численность персонала, к-рая может обеспечить их нормативное функционирование в текущем году.
Таблица 1
НОРМАТИВЫ СТАЦИОНАРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ СССР на
1980 г. (число больничных коек на 10 000 населения)
Виды специализированной медицинской помощи |
||||||||||||||
тера певти ческая |
хирур гиче ская |
педи атри ческая |
аку шер ская |
гине-ко логическая |
отори- нола- ринго- логи- ческая |
оф-таль-мо логическая |
нев- роло- гиче- ская |
фти- зиа- триче- ская |
психи атри ческая |
дерма- товене- роло- гиче- ская |
инфек цион ная |
онко логи ческая |
всего |
|
СССР |
27,3 |
19,4 |
5,6 |
8,6 |
7,4 |
4,9 |
4,4 |
7,5 |
8,6 |
17,9 |
3,6 |
18,3 |
3,6 |
13 6,8 |
РСФСР |
29,4 |
20,5 |
4,8 |
6,7 |
7,8 |
4,4 |
5,0 |
8,6 |
8,2 |
19,3 |
3,3 |
16,8 |
3,8 |
138, 6 |
УССР |
29,8 |
19,8 |
4,9 |
6,6 |
6,4 |
5,8 |
3,8 |
8,6 |
10,6 |
17,5 |
4,6 |
13,7 |
3,6 |
135,7 |
БССР |
28,0 |
19,4 |
5,7 |
7,5 |
6,6 |
6,3 |
3,4 |
8,1 |
9,6 |
18,5 |
4,7 |
15,9 |
3,1 |
136,8 |
Узбекская ССР |
19,1 |
16,0 |
9,5 |
16,9 |
6,9 |
5,2 |
2,6 |
4,7 |
8, 1 |
14,0 |
3,4 |
26,0 |
1,6 |
134,0 |
Казахская ССР |
22,9 |
16,6 |
7,7 |
11,7 |
8,0 |
4,5 |
2,8 |
5,1 |
8,5 |
14,2 |
3,1 |
30, 3 |
1 ,8 |
137,2 |
Грузинская ССР |
25. 8 |
18,6 |
7,5 |
10,0 |
6,2 |
5,8 |
4,7 |
4,3 |
5,8 |
19,2 |
3,6 |
15,7 |
1 ,8 |
129,0 |
Азербайджанская ССР |
20 , 5 |
17,1 |
9,2 |
13,7 |
6,6 |
6,1 |
3,8 |
3,5 |
5,2 |
18,0 |
3,8 |
19 , 4 |
1,3 |
128,2 |
Литовская ССР |
30,3 |
21 , 5 |
5,2 |
7,3 |
6,6 |
6, 1 |
3,6 |
8,3 |
9,9 |
19,0 |
4,7 |
15,2 |
3,4 |
141 , 1 |
Молдавская ССР |
25,9 |
18,9 |
5, 5 |
8, 1 |
7,1 |
6,4 |
3,3 |
8,1 |
9,6 |
18,3 |
4,8 |
16,0 |
3,0 |
135,0 |
Латвийская ССР |
32, 6 |
22,3 |
4,2 |
6,2 |
7,6 |
3 , 6 |
6,6 |
8,4 |
9,5 |
16,7 |
2,4 |
18,3 |
4,2 |
142, 6 |
Киргизская ССР |
19 , 5 |
15,7 |
9,0 |
15,2 |
7,7 |
4,9 |
2,7 |
4,8 |
8, 1 |
13,8 |
3,4 |
24,7 |
1 , 7 |
131,2 |
Таджикская ССР |
18,1 |
15,4 |
9,9 |
19,0 |
6,8 |
5,3 |
2,6 |
4 , 6 |
8,0 |
13,8 |
3,5 |
27,2 |
1 , 5 |
135,7 |
Армянская ССР |
23,2 |
18,4 |
8,4 |
10,8 |
6,6 |
6,0 |
3,9 |
3,9 |
5,4 |
19,2 |
3,7 |
17,7 |
1,5 |
128,7 |
Туркменская ССР |
18,3 |
15,6 |
9,8 |
17,2 |
6,7 |
5,3 |
2,5 |
4,6 |
8,0 |
14,0 |
3,5 |
26, 7 |
1,5 |
133,7 |
Эстонская ССР |
31 ,7 |
21,9 |
4 , 3 |
6,3 |
7 , 5 |
3,6 |
6,4 |
8,3 |
9,4 |
16,5 |
2,4 |
18,5 |
4,2 |
141 ,0 |
Таблица 2
НОРМАТИВЫ СТАЦИОНАРНОЙ ПОМОЩИ ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ НЕКОТОРЫХ
СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК на 1980 г.
Число больничных коек на 1 0 000 детского населения в |
|||||||||||||
педиат рическом |
хирур гиче ском |
аку шер ском |
гинекол о-гиче-ском |
оторино- ларинго- логиче- ском |
оф- таль- моло- гиче- ском |
невро логи ческом |
фти- зиа- триче- ском |
психи атри ческом |
дермато венероло гическом |
инфекци онном |
онко логи ческом |
всего |
|
РСФСР |
22,38 |
10,16 |
1 ,33 |
0,23 |
9,10 |
1 ,91 |
3,14 |
2,72 |
5,47 |
2,87 |
52,39 |
0,46 |
112,16 |
УССР |
23, И |
9, 63 |
2,31 |
0,29 |
10,36 |
1 ,59 |
1 ,56 |
3,25 |
2,47 |
3,76 |
43, 46 |
0,50 |
102,29 |
БССР |
23,2 |
9,6 |
2,2 |
0,3 |
10,3 |
1,6 |
1 , 5 |
3,3 |
2 ,50 |
3,8 |
47,70 |
0,5 |
106,50 |
Программно-целевое планирование здравоохранения
Программно-целевое планирование здравоохранения — одна из форм планирования, оптимизирующая деятельность учреждений и предприятий в рамках одного или множества ведомств и направленная на достижение конечных результатов (целей), определенных специализированной научной или научно-технической программой.
Программно-целевое планирование получило развитие в годы последних пятилеток в связи с формированием ряда крупных целевых научных и научно-технических программ, требующих комплексного решения и преодоления межведомственных, межотраслевых, межтерриториальных и междисциплинарных барьеров. Программно-целевое планирование, не исключая сложившихся принципов и форм плановой деятельности, способствует их конкретизации, совершенствованию и повышению гибкости.
Учреждения здравоохранения (М3 СССР и союзных республик, АМН СССР) совместно с другими организациями принимают участие в выполнении научно-технических и научных программ в качестве соисполнителей (по проблемам молекулярной биологии, защиты окружающей среды, освоению Мирового океана, космического пространства и т. д.), а также формируют и возглавляют собственные программы. С 1 января 1985 г. введена в действие «Комплексная программа работ по усилению профилактики заболеваний и укреплению здоровья населения на 1985—1990 годы», подготовленная М3 СССР, АМН СССР, ВЦСПС, советами министров союзных республик, ЦК ВЛКСМ, министерствами и ведомствами страны в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения» (1982). Для реализации программы образован Межведомственный совет, в состав к-рого вошли представители различных министерств и ведомств. Руководство советом осуществляет М3 СССР, а функции Всесоюзного научно-методического центра по данной программе возложены на Всесоюзный НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко М3 СССР.
АН СССР совместно с АМН СССР разработана долгосрочная межведомственная программа научных исследований по проблеме «Фундаментальные науки — медицине», целью к-рой является организация наибо*-лее эффективного сотрудничества, содействующего развитию медицинской науки и широкому использованию достижений физики, химии, биологии, техники в практике советского здравоохранения. Над разработкой научной тематики в рамках программы «Фундаментальные науки—медицине» совместно с медиками работают биологи, физики, химики, инженеры, математики, социологи, философы и другие специалисты.
Сибирским отделением АМН СССР осуществляется комплексная программа научных исследований «Здоровье человека в Сибири», являющаяся подразделом программы «Сибирь — комплексное освоение природных ресурсов и развитие производительных сил Сибири» (Сибирского отделения АН СССР).
Необходимость объединения научных сил требует привлечения к решению актуальнейших задач здравоохранения научного потенциала из сфер, лежащих вне медицинской науки. В планах реализации государственных и региональных программ участвуют десятки ин-тов союзной и республиканских академий наук, М3 СССР и союзных республик, Минвуза, АМН СССР, многих министерств. Немедицинские учреждения призваны решать проблемы, связанные с математическими расчетами, применением вычислительной техники, конструированием, проектированием, т. е. выходящие за пределы возможностей и компетенции учреждений здравоохранения.
Необходимым условием осуществления программно-целевого планирования является определение результата программы и выражение этого результата в виде системы показателей, к-рые поддаются измерению, сопоставлению и анализу. Так, генеральная цель программы борьбы с каким-либо заболеванием формулируется следующим образом: «Снижение заболеваемости,
инвалидности и смертности населения СССР от данного вида болезней». Для оценки эффективности программы могут использоваться показатели заболеваемости, временной нетрудоспособности населения от этих заболеваний, инвалидности, смертности и связанные с ними экономические потери.
Существуют разные формы и методы управления целевыми медицинскими программами. Управление научными программами чаще всего строится по координационному принципу. В этом случае на координационный (научный) совет и толовной ин-т возлагаются основные функции координации работ по формированию программ и их оперативной реализации.
Координационный совет формирует группы специалистов — различные специализированные комиссии, экспертные советы, функциональные группы, к-рые занимаются анализом современного состояния соответствующих областей знаний, участвуют в прогнозировании тенденций развития, изучении потенциальных возможностей в стране и за рубежом. Состав комиссий, советов и групп меняется в зависимости от характера решаемого вопроса. Все вопросы организационно-мето-дического руководства закрепляются за головным учреждением.
Программно-целевое планирование в этих условиях способствует оперативному учету и коррекции планов с целью наибольшего соответствия целевой предназначенности исследований. Однако правовые и юридические полномочия руководства программами при координационном способе управления не в полной мере соответствуют требованиям ускорения научно-технического прогресса и быстрейшего внедрения достижений науки в практику, ясно выраженных в решениях XXVII съезда КПСС, июньского (1986 г.) и январского (1987 г.) Пленумов ЦК КПСС.
Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ М. С. Горбачев, выступая 11 июня 1985 г. на совещании в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса, отметил: «Решать вопросы совершенствования организационной структуры надо смело, обоснованно, а главное — комплексно, и только комплексно — от высших до низовых звеньев, как по вертикали, так и по горизонтали» (журнал «Партийная жизнь», 1985, № 12, с. 9). В настоящее время определяются полномочия юридического и правового характера, позволяющие повысить роль экономических факторов и показателей в выполнении целевых научно-технических программ и планов, наилучшим способом подчинить деятельность всех соисполнителей работ достижению конечных результатов. Программно-целевому планированию в этих условиях отводится ведущая роль в оперативном обеспечении и взаимоувязке всех этапов работ по программам — от научного эксперимента, проектирования и создания устройства (метода, прибора и т. д.) до его широкого внедрения в практику здравоохранения.
Библиография: Брежнев Л. И. Отчет Центрального Комитета. КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики, М., 1976; Богатырев И. Д. Особенности методики использования материалов комплексных медицинских осмотров при разработке нормативов лечебно-профилактического обслуживания населения, Сов. здравоохр., № 12, с. 15, 1965; Головтеев В. В., Калью П. И. и Пустовой И. В. Основы экономики советского здравоохранения, М., 1974; Жук А. П. Планирование здравоохранения в СССР, М., 1968; Кант В.Н. Методология системного* подхода и ее применение в практике здравоохранения, М., 1978; Кант В. И. и Головтеев В. В. Справочник организатора здравоохранения, Планирование и финансирование, Кишинев, 1979; Миняев В. А. и Поляков И. В. Здравоохранение крупного социалистического города, М., 1979; Основы организации стационарной помощи в СССР, под ред. А. Г. Сафонова и Е. А. Логиновой, М., 1976, библиогр.; Петровский Б. В. Здоровье народа — важнейшее достояние социалистического общества, М., 1971; Планирование народного хозяйства СССР, под ред. Н. С. Коваля, М., 1973; Попов Г. А. Экономика и планирование здравоохранения, М., 1976; Савченко И. П. и Липявкин А. Ф. Основы районной планировки, М., 1970; Семашко Н. А. Избранные произведения, с. 90, М., 1954; Соловьев 3. П. Избранные произведения, с. 315, М., 1956.
Дополнительные материалы — Буренков С. П., Головтеев В. В. и Корчагин В. П. Здравоохранение в период развитого социализма, Планирование и управление, М., 1982, библиогр.; Кант В. И. и Головтеев В. В. Справочник организатора здравоохранения, Планирование, финансирование, Кишинев, 1979; Малов Н. И. и Чураков В. И. Современные основы и методы планирования развития здравоохранения, М., 1981, библиогр.; Попов Г. А. Экономика и планирование здравоохранения, М., 1976; Формирование сети амбулаторно-поликлинических и стационарных медицинских учреждений, под ред. А. Ф. Серенко, М., 1981; Чернявская Т. А. Методика планирования подготовки врачебных кадров в СССР, М., 1977.
Программно-целевое планирование здравоохранения — Богницкая Т. Н. и Филиппов О. В. Пути реализации долгосрочных научных программ, в кн.: Организация скорой медицинской помощи, под ред. Б. Д. Комарова и П. М. Исаханова, с. 9, М., 1980; Вопросы экономики и планирования здравоохранения, под ред. Г. А. Новгородцева и др., М., 1985; Поспелов Г. С. и Ириков В. А. Программно-целевое планирование и управление, М., 1976; Стефанов Н. и д р. Программно-целевой подход в управлении, пер. с болг., с. 198, М., 1975; Чернух А. М. и др. Модель программной координации развития научных исследований в области медицины и здравоохранения, Вестн. АМН СССР, № 1, с. 78, 1982.
В. В. Головтеев, В. И. Кант, Г. В. Погодаев, О. В. Филиппов.