НАРКОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
НАРКОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА — сеть специализированных учреждений, оказывающих лечебнопрофилактическую, медико-социальную и медико-юридическую помощь больным алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями. Н. с. имеет стационарные, полустационарные, внебольничные и промышленные звенья, дающие возможность врачу, учитывая индивидуальные особенности больного, его микросоциаль-ное окружение, использовать соответствующие подразделения Н. с. для выявления, привлечения к лечению и адекватного лечения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями. При этом подразумевается взаимосвязанная деятельность наркол. учреждений и подразделений не только органов здравоохранения, но и других мин-в и ведомств.
Содержание
- 1 История
- 2 Организация наркологической службы здравоохранения
- 3 Лечебно-трудовые профилактории
- 4 Медико-юридические аспекты
- 5 Комиссии по борьбе с пьянством
История
До 1976 г. леч.-проф, помощь больным хрон, алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями в СССР оказывалась в основном специальными наркол. кабинетами, отделениями и диспансерами (см. Диспансер, психоневрологический), входящими в систему психиатрической помощи М3 СССР. Кроме того, часть функций по оказанию наркол. помощи выполняли учреждения Мин-ва внутренних дел СССР.
Эта система оказалась недостаточно эффективной. В целях дальнейшего улучшения наркологической помощи населению, принятия мер по возможно раннему выявлению лиц, страдающих алкоголизмом, и повышении эффективности леч. помощи, а также по профилактике пьянства и алкоголизма Коллегией М3 СССР в 1975 г. было принято решение о создании самостоятельной Н. с., к-рое предусматривало объединение усилий специализированных учреждений и подразделений Н. с., наркол. подразделений психиатрической помощи, а также учреждений общелечебной сети и их отделений.
Началом организации Н. с. следует считать введение приказом М3 СССР № 131 от 5/II 1976 г. в номенклатуру леч.-проф. учреждений М3 СССР учреждения нового типа — наркол. диспансера. Уже в 19 76 г. при содействии партийных и советских органов в стране было организовано св. 12 наркол. диспансеров. В 1980 г. их было ок. 90. Однако и в начале 80-х гг.учреждения психиатрической помощи в СССР продолжают выполнять большую работу по оказанию леч.-проф, помощи больным алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями.
В 1976 г. было введено в действие Положение о наркологическом диспансере, определяющее его задачи, функции и особенности работы. Этому предшествовала большая работа по изучению, анализу и обобщению соответствующих законодательных положений и актов, накопленного опыта по организации отдельных элементов Н. с., а также оценок местных органов здравоохранения, отдельных учреждений и специалистов. Был создан Совет общественных инспекторов, рекомендации к-рого по мед. и юридическим вопросам также легли в основу Положения о наркологическом диспансере.
Организация наркологической службы здравоохранения
Наркологический диспансер — основное звено наркологической службы СССР. Он имеет ряд существенных отличий от психоневрол, диспансера, обусловленных особенностями наркологической практики. В первую очередь следует подчеркнуть особенности взаимодействия диспансера с учреждениями немедицинского профиля, напр, с учреждениями Мин-ва внутренних дел СССР, а также общественными организациями (напр., об-вами Красного Креста и Красного Полумесяца).
В отличие от традиционных положений о диспансере (в частности, о психоневрологическом) в Положении о наркологическом диспансере оговорено, что диспансер многие свои подразделения (наркол. кабинеты, отделения) может и должен выносить ближе к населению — в МСЧ, помещения на территории промышленных и с.-х. предприятий, в поликлиники, а в нек-рых случаях даже в помещения мед. вытрезвителей.
В состав наркол. диспансера входят: приемное отделение с регистратурой и кабинетом первичного отбора; отделение внебольничной помощи с кабинетами участковых психиатров-наркологов, в т. ч. подростковых, кабинетами терапевта, невропатолога, психолога, наркологическими кабинетами в психиатрической и общесоматической леч. сети, кабинетами различных узких специалистов и кабинетом экспертизы опьянения; стационарное отделение; диагностическое отделение с лабораториями (см. Лаборатория); рентгеновский кабинет; полустационарные отделения с дневным стационаром, лечебно-трудовыми мастерскими, ночным профилакторием и отделениями при промышленных предприятиях; леч. отделение с гип-нотарием (кабинетом для лечения гипнозом), кабинетом активных методов лечения, процедурным кабинетом и кабинетами физиотерапевтического лечения; организационно-методический отдел; отделения, функционирующие на предприятиях и в учреждениях в народном хозяйстве.
Основными задачами наркол. диспансера являются: раннее выявление и учет больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями; лечебно-диагностическая, консультативная и психопрофилактическая помощь больным алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями в стационарных и амбулаторных условиях; динамическое диспансерное наблюдение за этими больными; изучение заболеваемости алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями среди населения; анализ эффективности оказываемой лечебной и профилактической помощи; социально-бытовая помощь больным алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями, находящимся под наблюдением диспансера; психогигиеническая и профилактическая работа как в пределах самого диспансера, так и вне его (на промышленных предприятиях, в колхозах, совхозах, в учебных заведениях, общежитиях и т. д.), а также участие в мероприятиях по борьбе с алкоголизмом и наркоманиями совместно с другими ведомствами, организациями и учреждениями; проведение мед. освидетельствования лиц, направляемых на принудительное лечение по поводу хрон, алкоголизма и наркоманий в лечебно-трудовые профилактории, а также проведение экспертизы временной нетрудоспособности, алкогольного опьянения и других видов экспертизы; участие по поручению органов здравоохранения в решении вопросов опеки и установления дееспособности, возбуждение ходатайств (или выдача заключений по этим вопросам); осуществление связи с соответствующими психоневрологическими стационарами по вопросам госпитализации и рациональной выписки больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями; получение сведений на выписываемых для дальнейшего динамического наблюдения и преемственности в их лечении и т. д.; консультативная и организационно-методическая помощь наркол. кабинетам, входящим в состав амбулаторно-поликлинических учреждений, МСЧ и наркол. пунктам (фельдшерским, медсестринским) при промышленных предприятиях, а также б-цам и пол и клиникам общей леч.-проф, сети; составление ежегодных обзоров заболеваемости и ежегодных оперативных планов леч.-проф, помощи больным алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями в зоне обслуживания на основании статистической обработки первичных учетных документов.
Работа наркол. диспансера организуется по принципу участковости.
Исключительно важными и наиболее доступными населению подразделениями Н. с., входящими чаще всего в состав диспансеров, являются наркол. участки (бригады), состоящие из врачебных наркол. кабинетов, нескольких фельдшерских наркол. пунктов, опирающихся на наркол. посты (рис.). Поэтому одновременно с Положением о наркологическом диспансере разработаны и введены в действие Положение о наркологическом кабинете, Положение о наркологическом пункте и Положение о наркологическом посте. Этим было завершено юридическое оформление участкового звена Н. с.
Наркологический участок (наркологическая бригада) до 1976 г. состоял из 1 врача и 1 среднего медработника. После создания Н. с. он включает врача психиатра-нарколога, нескольких фельдшеров по наркологии и несколько общественных наркол. постов. Такая структура участкового звена дает возможность более активно выявлять ранние фазы алкоголизма у лиц, проживающих на территории участка, обеспечивать проведение курса комплексной терапии во внебольничных условиях и осуществлять постоянный контакт с общественными организациями, партийными и советскими органами, совместно с ними проводить необходимые профилактические мероприятия.
Как правило, наркол. участки распределяются равномерно, в зависимости от плотности населения соответствующего р-на, обычно из расчета 1 участок на 100 тыс. населения, что позволяет осуществлять взаимодействие медперсонала не только с общественностью, администрацией предприятия, но и с семьей пациента.
Наркологический кабинет (наркокабинет) врача психиатра-нарколога может быть организован не только в составе территориального наркол. участка, но и в составе, напр., МСЧ промышленного, строительного предприятия, совхоза, в автохозяйствах, если позволяет число работающих на них рабочих и служащих. Наркокабинет — это важное первичное звено наркол. помощи, к-рый в своей работе опирается на фельдшерские наркол. пункты и общественные наркол. посты.
Деятельность врача психиатра-нарколога многогранна. В основном она сосредоточена на выявлении начальных форм заболевания, проведении диагностической и леч. работы, организации поддерживающей и купирующей терапии. Немалое место в его работе занимает также психогигиеническая и профилактическая работа на предприятиях, в учреждениях. Он должен организовывать и направлять работу фельдшеров по наркологии, активистов наркол. постов. Врач психиатр-нарколог также принимает участие в работе комиссий но борьбе с пьянством предприятия или районного (городского) исполкома Совета народных депутатов. Он поддерживает тесный контакт с участковыми инспекторами, районным отделением милиции, детской комнатой милиции и общественными пунктами охраны порядка.
Антиалкогольная пропаганда проводится в тесной связи с Домом санитарного просвещения (см.), обществом «Знание» и отделениями обшества Красного Креста и Красного Полумесяца, а также обществами трезвости (антиалкогольными клубами).
Фельдшерский наркологический пункт (наркопункт) организует свою работу как внебольничное звено единой Н. с. города (р-на, области). Н. с. отличается от многих других специализированных видов медпомощи тем, что в ней особое место занимает фельдшер по наркологии, к-рый является представителем Н. с. на промышленном, строительном, автотранспортном предприятии, в совхозах и колхозах. Вся его работа проводится под постоянным организационно-методическим руководством и контролем участкового врача психиатра-нарколога или врача наркокабинета предприятия. Вместе с тем фельдшер по наркологии наделен большими полномочиями: ему доверяется не только выявление, учет больных, наблюдение за ними, но и проведение по назначению врача активного и поддерживающего лечения больных алкоголизмом (общеукрепляющая, Дезинтоксикационная, сенсибилизирующая и другие виды терапии).
Фельдшер по наркологии осуществляет патронаж (см.) своих пациентов, тщательно наблюдает за регулярностью и аккуратностью выполнения ими назначенной врачом пси-хиатром-наркологом поддерживающей терапии, а при нарушении курса лечения немедленно информирует об этом участкового врача психиатра-нарколога. Во всей этой работе он опирается на наркол. посты, поддерживая с ними повседневную связь. Разнообразные виды работы требуют тесного контакта наркол. участка, в т. ч. фельдшера по наркологии, с комиссиями по борьбе с пьянством и алкоголизмом, контакта с администрацией, общественными организациями предприятий, учреждений, участковыми инспекторами милиции, народными дружинами, общественными пунктами охраны порядка в микрорайонах. Фельдшер по наркологии должен принимать непосредственное участие во всех мероприятиях по борьбе с пьянством и алкоголизмом, проводимых в зоне его пункта. Совместно с отделами кадров он обязан помогать в трудоустройстве своих пациентов и вместе с комиссиями по борьбе с пьянством осуществлять наставничество по отношению к лицам, злоупотребляющим алкоголем. В наркопункте фельдшер по наркомании ведет учетно-оперативную документацию, в первую очередь амбулаторные карты, заполняемые на каждого больного.
Наркологический пост (наркопост) связывает деятельность наркол. участка с общественностью, администрацией, работниками предприятий и р-на; он состоит из группы лиц, работающих на общественных началах, прошедших, как правило, специальную мед. подготовку. Основной задачей поста является оказание помощи врачу психиатру-наркологу как в антиалкогольной пропаганде, так и в выявлении лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками. Нар-копосты являются опорными пунктами, к-рые оказывают содействие наркол. участку в раннем выявлении лиц, страдающих алкоголизмом, для своевременного оказания им помощи и, с другой стороны, для обеспечения наблюдения за правильным выполнением врачебных назначений лицами, к-рые одновременно с лечением продолжают свою служебную деятельность, находятся на работе и в семье.
Другими видами Н. с. является развивающееся в порядке опыта во многих р-нах страны хозрасчетное звено внебольничной наркол. помощи — хозрасчетные наркол. кабинеты и амбулатории для оказания платной внебольничной наркол. помощи .
Важным звеном наркол. диспансера и всей Н. с. являются полустационары (дневные стационары и ночные профилактории). Пребывание больных в этих учреждениях позволяет им пройти полный курс терапии, как и в обычном стационаре, но без отрыва от семьи (дневной стационар) или от их повседневной работы (ночной профилакторий). Такие полустационарные звенья имеют большое значение, особенно на ранних стадиях заболевания, когда активное лечение не мешает повседневной трудовой деятельности. Ночные профилактории, кроме того, позволяют пройти курс лечения без широкой огласки этого факта. Эти организационные формы способствуют привлечению социально сохранных, ценных личностей к лечению на ранних стадиях алкоголизма.
В середине 70-х гг. оправдал себя новый тип организации полустацио-нарного лечения на промышленных Предприятиях — дневные стационары (полустационары). Такая форма промышленного звена Н. с., с одной стороны, имеет много общего с деятельностью наркол. отделений при МСЧ промышленных предприятий, с другой стороны — не отрывает больного от семьи. Важно и то, что для дневного стационара (полуста-ционара) не требуется столь обширных помещений, как для стационарных наркол. отделений при МСЧ промышленных предприятий. Полустационары при промышленных предприятиях также являются одним из этапов лечения больного, к-рый проходил до этого стационарное лечение в наркол. отделении. Сохраняя условия комбинированной терапии в дневном стационаре, больной возвращается в семью и адаптируется в ней, как после выписки из леч. учреждения.
Не менее важным звеном Н. с. является специализированное стационарное звено — психоневрологические б-цы (для лечения больных хрон, алкоголизмом), к-рые создаются с разрешения мин-ва здравоохранения союзной республики (см. Психиатрическая больница), а также наркол. отделения для лечения больных наркоманиями и токсикоманиями и наркологические отделения для лечения больных алкогольными психозами, хрон, алкоголизмом. Такие отделения могут быть составной частью наркол. диспансера, а также отделениями других психиатрических и наркологических больничных учреждений.
Не допускается содержание в одном отделении стационара больных как хрон, алкоголизмом, так и наркоманиями и токсикоманиями. Для последних двух категорий больных режим отделения должен быть более строгим, чтобы исключить возможность незаконной доставки в эти отделения наркотических и других средств, являющихся предметом злоупотребления. Выполнение этого условия является обязательным и обеспечивает успех всего леч. процесса. Совместное содержание больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями недопустимо также и в связи с отрицательным взаимным влиянием.
Особое место занимает вопрос о месте лечения больных с алкогольными психозами. Большинство врачей психиатров-наркологов склоняются к лечению этих состояний в рамках Н. с., т. е. профилизиро-ванных наркол. стационаров, ибо только это может обеспечить преемственность в лечении одного и того же больного и единство в проведении всего комплекса медицинских и социальных мероприятий. Для оказания медпомощи больным с алкогольными психозами, а также и наркоманиями в состоянии абстинентного синдрома предусмотрены отделения или палаты типа реанимационных.
Для лечения наркоманов и токсикоманов имеются специализированные отделения или специальные палаты в составе наркол. отделений. Особенно важным для эффективной деятельности этих отделений и палат является создание специализированных трудовых мастерских для наркоманов с более строгим режимом (см. Лечебно-производственные, трудовые мастерские). В вопросах организации лечения наркоманов и токсикоманов еще очень много сложных и нерешенных вопросов, отчасти обусловленных специфическими особенностями самого характера злоупотребления наркотиками и другими веществами (существенно отличающимися от злоупотребления алкоголем),— от выявления таких лиц до постановки их на учет. Это связано также с отсутствием достаточного опыта, т. к. известно, что у нас в стране случаи наркомании встречаются относительно редко.
Опыт советской психиатрической и наркол. помощи убедительно показал, что решающее значение в комплексном лечении для всех категорий больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями имеет сочетание леч. мероприятий с вовлечением этих больных в трудовые процессы, в трудовую деятельность. Для обеспечения такого комплексного подхода при лечении в системе Н. с. организовано как необходимое и решающее структурное подразделение промышленное звено, к-рое обеспечивает эту группу больных необходимым объемом трудовой деятельности на соответствующих промышленных предприятиях. В одном случае это ежедневные выезды больных из наркол. отделений психиатрических б-ц в сопровождении медперсонала для трудовой деятельности на промышленные предприятия, в другом — это организация непосредственно на промышленных предприятиях наркол. отделений для больных алкоголизмом. Эти отделения организуются как филиалы, административно входящие в состав наркологических пли психиатрических учреждений; их размещают в помещениях, выделяемых на территории промышленных предприятий. Психиатрические или наркологические учреждения, их медицинский персонал полностью отвечают за организацию режима и лечение в этих отделениях. По договоренности с администрацией предприятий больные этих отделений зачисляются на работу. Т. о., с одной стороны, больной наряду с другими рабочими предприятия на равных правах трудится и убежден, что его груд полезен, с другой — на него благотворное влияние оказывает здоровый коллектив предприятия. Такое сочетанное действие стационарного лечения, трудовой деятельности и воздействия коллектива оказывается мощным фактором, повышающим терапевтическое воздействие на больного. Больной за весь период своей трудовой деятельности получает заработную плату и все премии (если он их достоин), к-рые предусмотрены для других рабочих этого предприятия. Это благоприятно сказывается на семейных отношениях больного, к-рый нередко перед поступлением на лечение в связи с пьянством потерял прошлые трудовые связи, а иногда утратил и трудовые навыки. На предприятии больной алкоголизмом может получить и новую специальность. Обязательным условием завершения лечения для всех категорий больных является их возвращение к трудовой деятельности. Часть из них возвращается в свои учреждения и предприятия; тех же, кто утратил прошлые связи и трудовые навыки, с помощью наркол. диспансеров, кабинетов в обязательном порядке тр у до устраивают.
Наркол. отделения наркол. диспансеров, психиатрических и психоневрологических б-ц при МСЧ промышленных предприятий являются обязательным структурным подразделением современной Н. с. Эта форма наркол. помощи впервые была организована по инициативе органов здравоохранения Московской области.
Если в 1974 г. в стране было всего 33 отделения подобного типа, то к 1979 г. их число превысило 200. Однако в сельской местности сеть подобных отделений пока развертывается медленно. В Положении о наркологическом отделении при промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве отмечена необходимость совместной работы наркол. отделения с профсоюзной организацией, определены соответствующие сферы деятельности медперсонала и общественных организаций, даны примеры типовых договоров, определены финансовые и юридические стороны, обеспечивающие правильное взаимодействие наркол. отделения и промышленного предприятия. Основные правовые вопросы этих отделений утверждены соответствующим постановлением правительства.
Изучение опыта работы наркол. отделений на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве показало, что эта форма наркол. помощи почти в два раза эффективнее, чем лечение в обычном наркологическом отделении. Умелое сочетание комплексной терапии с трудовым режимом не только благоприятно влияет на процесс лечения больных алкоголизмом, но также способствует организации профилактических мероприятий по борьбе с алкоголизмом на тех предприятиях, на территории к-рых организованы эти отделения.
Лечебно-трудовые профилактории
Большая часть больных хрон, алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями проходит лечение на добровольных началах. Однако определенный процент этих больных отказывается от лечения по разным мотивам, и в первую очередь потому, что не считает себя больными; лечение таких больных проводят вопреки их желанию. Безусловно, подход к организации лечения этой группы больных, в первую очередь в правовом аспекте, имеет ряд принципиальных отличий от обычной системы леч. помощи, оказываемой Н. с. Для такой категории больных в советском законодательстве предусмотрено специальное положение, к-рое дает право на основании ходатайства семьи, родственников, общественных организаций, администрации предприятий и по решению соответствующих судебных инстанций направлять их на принудительное лечение. Так, согласно указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 года «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков» в случае, если хрон, алкоголик уклоняется от лечения или продолжает пьянствовать после лечения, нарушает трудовую дисциплину, общественный порядок или правила социалистического общежития, несмотря на принятые меры воздействия, он подлежит направлению в лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП) для принудительного лечения и трудового перевоспитания на срок от одного года до двух лет. Вопрос о таком направлении рассматривает в 10-дневный срок районный (городской) народный суд по ходатайству общественных организаций, коллективов трудящихся, государственных органов при наличии мед. заключения. Подготавливают и направляют в суд соответствующие материалы органы внутренних дел. Если хрон, алкоголик уклоняется от явки в суд, его в принудительном порядке доставляют туда работники милиции. Постановление суда окончательное, обжалованию не подлежит, органы внутренних дел приводят его в исполнение в 10-дневный срок со дня вынесения. На основании постановления суда хрон, алкоголика увольняют с работы без выплаты выходного пособия. Время пребывания в ЛТП засчитывается в общий трудовой стаж, течение к-рого не прерывается, однако отпуск за этот период не предоставляется.
По представлению администрации ЛТП, основанному на мед. заключении, народный суд по месту нахождения ЛТГ! может продлить не более чем на один год срок пребывания в профилактории тех лиц, к-рые уклоняются от лечения. При успешном же лечебно-трудовом воздействии срок может быть сокращен в таком же порядке, но не более чем наполовину. Сокращение срока не применяется в отношении лиц, повторно направленных в ЛТП. За лицами, к-рые находятся в ЛТП, сохраняется право на жилую площадь по прежнему месту жительства. За свой труд они получают заработную плату, из к-рой производятся удержания на покрытие расходов по содержанию в ЛТП и другие удержания на общих основаниях, а после возвращения из профилактория их, как правило, трудоустраивают по месту прежней работы (обязанность помогать в трудоустройстве возложена на исполкомы районных, городских Советов народных депута-татов). Направлению в ЛТП не подлежат лица, страдающие хрон, душевными болезнями, инвалиды I и II группы, беременные женщины и кормящие матери, лица с тяжелыми заболеваниями, препятствующими пребыванию в этом учреждении (по перечню, утвержденному М3 СССР № 06 — 14/12 от 17 ноября 1977 г.). В ЛТП созданы все условия для сочетания леч. помощи на уровне наркол. стационара и трудового перевоспитания на предприятиях.
ЛТП находятся в системе Мин-ва внутренних дел СССР, в административном отношении подчиняются соответствующим управлениям внутренних дел. Структура, внутренний порядок в ЛТП отвечают основным нормам, регламентированным в учреждениях этого ведомства. Вместе с тем осуществление их леч. работы в методическом и мед. отношениях контролируется органами здравоохранения — наркол., психоневрол. учреждениями. В состав ЛТП входят МСЧ, к-рые призваны обеспечить лечебно-гигиенический режим в ЛТП. Медсанчасть должна иметь койки (1 койка на 10 чел., находящихся в профилактории), кабинеты психиатров-наркологов, гип-нотарии, комнаты для активных методов лечения и процедур, лаборатории, изолятор.
Ежедневно по усмотрению врачей до 10% находящихся в профилактории могут быть освобождены от работы по мед. показаниям, остальные направляются на работу и получают одновременно амбулаторное лечение. Исходя из закрытого характера этого учреждения, особых требований, предъявляемых к нему, схема лечения строится с учетом длительного пребывания больного в профилактории.
В ЛТП для наркоманов режим содержания отвечает требованиям более строгой изоляции, трудового перевоспитания, а леч. мероприятия проводятся с учетом нек-рых особенностей, свойственных этому контингенту,— выраженных явлений физ. и психической астении, сниженной работоспособности, криминального анамнеза.
Определенная специфика имеется в женских ЛТП. В большинстве случаев их контингент отличается тяжестью течения болезни, заметной деградацией личности, частыми колебаниями настроения, негативным отношением к лечению, что требует более внимательного подхода к вопросам лечения и перевоспитания с особенно тщательно проводимой психотерапией.
Отношение к больному, объем леч. помощи, тактика лечения в ЛТП соответствуют принципам, к-рые применяются для больных, проходящих лечение на добровольных началах, но больной не может самостоятельно уйти или выписаться из учреждения без решения суда. Срок лечения (до 2 лет) определяется судом в соответствии с рекомендацией врачебной комиссии и судимости не влечет. Обычно он устанавливается судом в один-два года, что обеспечивает наряду с проведением полного курса лечения и процесса перевоспитания также своеобразное катам-нестическое изучение состояния больного после прохождения курса лечения. Считается, что в успехе лечения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями большую роль играет участие самого больного, его установка, его желание помочь врачу в организации лечения и его желание излечиться. У больных, к-рые проходят принудительное лечение в ЛТП, на первом этапе этот важный компонент, иовы-шающий эффективность лечения, отсутствует. Однако опыт СССР по организации принудительного лечения показал, что в последующем, уже после нескольких месяцев пребывания в ЛТП, у больного меняется установка, он осознает необходимость леч. вмешательства, активно включается как в леч. процессы, так и в трудовую деятельность.
Трудовая деятельность больных, к-рые проходят принудительное лечение, оплачивается так же, как это предусмотрено для работников соответствующего вида труда, при этом имеются условия для того, чтобы больные, потерявшие трудовые навыки или не имевшие специальности, получили специальность. После выписки из этих учреждений больной продолжает лечиться на тех же условиях, что и все другие больные, прошедшие стационарное лечение на добровольных началах в диспансерах, и снимается с учета на тех же основаниях. При выписке из ЛТП администрация профилактория для обеспечения преемственности в лечении направляет извещение наркол. диспансеру по месту жительства больного.
Медико-юридические аспекты
Важным практическим, медикоюридическим и социальным аспектом деятельности Н. с. является вопрос организации учета соответствующих групп больных и снятия их с этого учета. Приказом М3 СССР № 291 от 23/111 1976 г. установлены обязательные минимальные курсы лечения больных алкоголизмом или наркоманиями; в этом документе указан 5-летний период состояния на учете и порядок снятия этих лиц с учета. Предусмотрен также 3-летний период активных терапевтических вмешательств в амбулаторных условиях и 2-летний — контрольного наблюдения.
Кроме того, под диспансерным наблюдением должны находиться лица, зарегистрированные по поводу отдельных случаев немедицинского применения наркотических средств, так наз. экспериментаторы. Эта группа лиц должна находиться под профилактическим наблюдением до 1 года. В этот период должен быть решен вопрос о взятии их на учет или снятии с контроля, если врач путем лечения и психотерапевтического воздействия сумел убедить больного в недопустимости даже отдельных случаев приема наркотиков («ради интереса»), изменить его ориентацию в этом вопросе.
Утверждение обязательных минимальных курсов в лечении для больных алкоголизмом и наркоманиями фактически является новой тактикой лечения этих больных. Унификация определенных этапов леч. процесса как в стационаре, так и в амбулаторных условиях даст возможность максимально использовать те новые методы и средства лечения, к-рые разработаны в 70-е гг. у нас в стране.
При создании Н. с. возникла необходимость утверждения специальной отчетности. Это потребовало уточнения терминологии, к-рая использовалась специалистами, работающими в психиатрии и наркологии, поскольку последние зачастую пользуются терминами, к-рые не отражают полностью юридические, социальные и мед. аспекты проблемы. Чаще всего пользуются терминами только с медицинских клинических позиций, что на данном этапе развития наркологии недопустимо.
В соответствии с приказом М3 СССР № 388 от 19/IV 1978 г. на всей территории СССР применяется унифицированный термин для обозначения болезненного состояния, вызванного потреблением наркотических средств,— наркомании (см.). К наркоманиям относятся случаи немедицинского применения тех веществ или лекарственных средств, к-рые законом отнесены к наркотическим средствам (см.). В остальных случаях, т. е. если вещества не отнесены к наркотическим, применяется термин токсикомании (см.).
Н. с. предусматривает подготовку соответствующих кадров — врачей психиатров-наркологов и специали-стов-наркологов со средним мед. образованием. До 70-х гг. в СССР специальности врача психиатра-нарколога не было, хотя практически такой специалист в психоневрол, диспансерах был, но выделялся из числа врачей-психиатров. Приказом по М3 СССР № 1180 от 26/XII 1975 г. введена специальность врача — психиатр-нарколог, а приказом М3 СССР № 270 от 18/111 1976 г.— фельдшер по наркологии. Одновременно были решены вопросы о программах по подготовке этих специалистов, об интернатуре по психоневрологии, аттестации этих групп специалистов.
Для специалистов-наркологов предусмотрены те же льготы, что и для психиатров (надбавки к заработной плате, оплачиваемые дополнительные отпуска). Утверждено Положение о главном внештатном наркологе. Как правило, гл. наркологом должен быть главврач наркол. диспансера, что даст возможность ему более оперативно руководить Н. с. прикрепленного р-на.
Комиссии по борьбе с пьянством
Н. с. работу по борьбе с пьянством и алкоголизмом (см.) проводит в повседневном контакте с комиссиями по борьбе с пьянством, к-рые оказывают существенную помощь Н. с. в выполнении задач по этому разделу работы. Указами президиумов верховных советов союзных республик были утверждены положения о комиссиях по борьбе с пьянством; в них предусмотрены вопросы, к-рые входят в компетенцию комиссии — координация деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на борьбу с пьянством, а также разработка и осуществление мероприятий по предупреждению и пресечению пьянства. Комиссии по борьбе с пьянством создаются при исполкомах районных, городских, окружных, областных, краевых Советов народных депутатов и при Советах министров автономных и союзных республик. В необходимых случаях с разрешения исполкома областного Совета народных депутатов комиссии могут организовываться при исполкомах сельских, аульских и поселковых Советов народных депутатов. Состав комиссий утверждается исполкомами; в них входят депутаты Советов, представители профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций, коллективов трудящихся, руководители предприятий, строительных организаций, а также работники учреждений здравоохранения, просвещения, предприятий торговли, органов внутренних дел, культурно-просветительных и других учреждений. Комиссии выполняют административные функции; они имеют право в пределах своей компетенции выносить постановления, обязательные для всех государственных учреждений, предприятий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Все учреждения, должностные лица обязаны в двухнедельный срок информировать комиссии о выполнении ими постановлений и предписаний комиссии.
Комиссии в своей работе опираются на актив, к-рый создается из представителей фабричных, заводских, местных комитетов профсоюза, комитетов комсомола, добровольных народных дружин, уличных, домовых комитетов и других представителей общественности. Из состава актива выделяются общественные инспектора, в функции к-рых входит работа среди лиц, злоупотребляющих алкоголем, нарушающих трудовую дисциплину и правила поведения в общественных местах, отрицательно влияющих на детей. В этой работе общественные инспектора должны поддерживать тесный контакт с наркопостами на производстве.
Специфика противоалкогольной работы обусловливает взаимодействие комиссий по борьбе с пьянством с другими комиссиями исполкомов Советов народных депутатов, напр, с комиссией по делам несовершеннолетних, административной комиссией и др.
Периодически комиссии должны информировать о своей работе общественные организации и коллективы трудящихся. Комиссии правомочны разрабатывать мероприятия но предупреждению пьянства, алкоголизма, правонарушений, связанных со злоупотреблением алкоголем, воспитательные мероприятия, направленные на пресечение пьянства. Комиссии осуществляют контроль за работой органов внутренних дел и здравоохранения по выявлению, взятию на учет, привлечению к лечению лиц, страдающих алкоголизмом, проведению необходимых леч. мероприятий, поддерживающей терапии, проверяют работу лечебнотрудовых профилакториев Мин-ва внутренних дел и мед. вытрезвителей и оказывают помощь администрации этих учреждений. Члены комиссий постоянно контролируют продажу алкогольных напитков предприятиями общественного питания и торговли, на своих заседаниях заслушивают ответственных лиц этой системы.
Комиссии практикуют также заслушивание отчетов руководителей предприятий, организаций, учреждений, председателей колхозов о проводимых ими мероприятиях по, Предупреждению пьянства, а в случаях необходимости входят с представлениями в соответствующие органы и ведомства об усилении требовательности к тем руководителям учреждений, организаций, предприятий, к-рые не ведут необходимой работы в своих коллективах по пресечению пьянства, оздоровлению быта и организации отдыха трудящихся. При необходимости они вносят на рассмотрение исполкомов Советов народных депутатов вопросы, связанные с усилением борьбы с пьянством и алкоголизмом.
Комиссия имеет право в случаях, определенных законодательством, ходатайствовать перед судом о направлении хрон, алкоголика в ЛТП для принудительного лечения и трудового перевоспитания, а также обратиться в суд с ходатайством о признании ограниченно дееспособным гражданина, к-рый злоупотребляет спиртными напитками и тем самым ставит свою семью в тяжелое материальное положение. После вынесения судом такого решения над гражданином устанавливается попечительство. Распоряжаться своим имуществом, заработной платой, пенсией и другими доходами признанный ограниченно дееспособным может только с согласия попечителя. Комиссия правомочна обратиться, в суд с заявлением о лишении хронических алкоголиков родительских прав.
Положение предусматривает, что комиссии при советах министров республик по борьбе с пьянством объединяют в республиках работу, направленную на предупреждение пьянства, алкоголизма и правонарушений, а также контролируют и оказывают методическую помощь аналогичным комиссиям краевых, областных, районных, городских исполкомов Советов народных депутатов.
В составе комиссий могут создаваться секции по воспитательной работе и противоалкогольной пропаганде, учету и общественному наблюдению за лицами, злоупотребляющими алкоголем и страдающими алкоголизмом, по леч.-проф, работе, контролю за соблюдением предприятиями торговли, общественного питания установленных правил торговли алкогольными напитками и другие.
В деятельности комиссии мед. аспект работы — это лишь один из многих в общей проблеме борьбы с пьянством и алкоголизмом. Органы и учреждения здравоохранения без совместных усилий с другими мин-вами и ведомствами не могут полноценно решать вопросы лечения и профилактики алкоголизма и наркоманий. Комиссии по борьбе с пьянством, наделенные широкими полномочиями, являются теми органами, через к-рые мед. работники могут распространять свое влияние на заинтересованных лиц и организации.
В системе здравоохранения работу по организации борьбы с алкоголизмом возглавляют постоянно действующие комиссии. Они создаются в мин-вах, краевых, областных, городских, районных отделах здравоохранения в городах, при ЦРБ в сельских административных р-нах. Председателями комиссий являются руководители отделов здравоохранения или их заместители. Постоянно действующие комиссии — это организационно-методический центр, возглавляющий и направляющий работу по борьбе с алкоголизмом в республике, крае, области, городе, районе. Занимаясь мед. аспектом этой проблемы, они имеют тесные контакты с комиссиями Совета Министров, Советов народных депутатов по борьбе с пьянством, а также с заинтересованными мин-вами, ведомствами, отдельными предприятиями, стройками, колхозами, совхозами и другими организациями. Количественно состав комиссий не ограничен; в них входят наркологи-психиатры, психиатры, врачи других специальностей, работники Домов санитарного просвещения, активисты об-в Красного Креста и Красного Полумесяца и др. Комиссии осуществляют контроль за выполнением постановлений, приказов и решений, направленных на улучшение антиалкогольной работы среди населения, оказывают помощь органам и учреждениям здравоохранения и другим ведомствам в организации и проведении профилактических и леч. мероприятий, направляют мед. пропаганду, обобщают и распространяют положительный опыт работы.
Библиография: Бабаян Э. А. Наркологическая помощь на современном этапе, Журн, невропат, и психиат., т. 79, в. 8, с. 1113, 1979; он ше, Наркологическая служба и организация лечения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями, Тезисы докл. Второй Всесоюз, науч.-практ. конференции по вопр, клиники, профилактики и лечения алкоголизма и наркоманий, с. 3, М., 1978; Лисицын Ю. П. и Копыт Н. Я. Алкоголизм, М., 1978, библиогр.; Осташев-с к а я Н. Г. Наркологическая помощь населению города, Киев, 1978, библиогр.; Babaian Е.А. Control of narcotic substances and prevention of addiction in the USSR, Bull. Narcot., v. 31, p. 13, 1979.
Э. А. Бабаян.